20.02.2024
Строительство в российских регионах: итоги 2023 года
Насколько сильно изменился объем строительных работ в стране? Какой регион занял второе место по масштабам рынка в 2023 году? Какие кризисные тенденции все еще остаются в инфраструктуре?
Согласно данным Росстата, объем строительных работ в России в 2023 году составил 15,1 трлн руб., увеличившись в сопоставимых ценах на 7,9% по отношению к 2022‑му. Годом ранее рост был на уровне 7,5% и его некоторое ускорение связано с продолжающимся подъемом в жилищном строительстве, увеличением вложений через нацпроект «Безопасные качественные дороги», запусками проектов по добыче полезных ископаемых. В текущих ценах рост объема строительных работ в 2023 году достиг 15,3%, что свидетельствует и об относительно умеренной инфляции в отрасли — на уровне 6,9–7,1%.
Лидером по росту объема строительных работ в 2023 году стал Дальневосточный федеральный округ: увеличение составило 19,3%, до 1,44 трлн руб., за счет инвестпроектов в добывающей сфере и реализации второго этапа развития Восточного полигона. Единственный округ, где было зафиксировано снижение строительной активности — Сибирский федеральный (на 6,8%, до 1,54 трлн руб.). На это преимущественно повлияли результаты Иркутской и Омской областей, в первой из которых произошло сокращение инфраструктурных расходов, а во второй — возвращение к показателям 2021 года.
Наиболее крупные объемы строительства среди российских регионов в 2023 году по‑прежнему были у Москвы (1,87 трлн руб.), а второе место удалось занять Татарстану (708 млрд руб.), до этого отсутствовавшему в тройке крупнейших. Это произошло из‑за двух факторов: сильного роста в жилищном, промышленном и инфраструктурном строительстве в самой республике и отрицательной динамики отраслевых показателей у двух других регионов, входивших в топ-3 в 2022 году, — Московской области и Ямало-Ненецкого автономного округа. В обоих регионах активность снижалась на фоне высокой базы прошлых лет, кроме того, на показателях ЯНАО сказалась приостановка реализации инвестпроектов.
Объем строительных работ в топ-10 регионов с крупнейшими строительными рынками превысил в 2023 году 6,54 трлн руб., их доля в общестрановом показателе составила 43,3%, сократившись за год на 2,4 п. п. Это свидетельствует о более равномерном распределении строительных работ по регионам с меньшими рынками. Сильнее всего отраслевая активность выросла в Чукотском автономном округе (на 162,2%, до 32,2 млрд руб.), где создают инфраструктуру для Баимского ГОКа. А кроме Чукотки, рост по отношению к 2022 году был зафиксирован еще в 53 регионах. Наиболее сильное снижение объема строительства в 2023 году было у Ингушетии (почти на 69%, до 5,6 млрд руб.).
Объем инфраструктурных расходов федерального и региональных бюджетов в 2023 году можно оценить в 2,9–3 трлн руб., что составляет 1,7% ВВП и недостаточно для ускоренного экономического развития. Региональные инфраструктурные расходы за год увеличились лишь на 8,7% в текущих ценах, до 2,17 трлн руб. Это лучше, чем в 2022 году (1,7%), но если учесть инфляцию, то регионы тратили на отрасль лишь ненамного — в пределах 1–2% — выше уровня предыдущего года, который считался кризисным и в котором было зафиксировано падение таких расходов на 10% в сопоставимых ценах.
Суммарный оборот организаций, работающих в строительной отрасли, в 2023 году составил 13,45 трлн руб., на 13,9% больше, чем годом ранее, что стимулировалось доходами промышленных и инфраструктурных подрядчиков, а также девелоперов. Второй год подряд ситуация с выручкой в строительстве лучше, чем в среднем по реальном сектору экономики, где в 2022 и 2023 годах обороты росли на 9,2% и 9,3% соответственно. Вместе с тем, 2024 год может оказаться более сложным для строителей: например, в инфраструктурной отрасли государство не планирует снижать расходы на автодорожную сферу, но вложения в комплексный план сократит почти вдвое. В свою очередь, частные инвесторы могут приостановить запуск инициатив в ожидании новых «майских указов» и перекомпоновки нацпроектов. Это временно снизит объемы работ в отрасли и способно притормозить темпы роста получаемой строительными компаниями выручки.
Строительство продолжало расти
Объем строительных работ в российских регионах по итогам 2023 года составил около 15,1 трлн руб., следует из оперативных данных Росстата. Результат оказался в диапазоне, который мы прогнозировали в августе прошлого года (14,9–15,5 трлн руб.), и, вероятно, не покинет эти пределы даже после традиционной коррекции в течение года.
Объем строительных работ в сопоставимых ценах вырос на 7,9% к 2022‑му, а в текущих — на 15,3%. Данные не учитывают статистику для новых территорий, так как Росстат по‑прежнему не публикует информацию по ним.
Для сравнения, в 2022 году увеличение объемов строительства в России было на уровне 7,5% в сопоставимых ценах, а общий объем строительных работ достиг 13,1 трлн руб.
Объем в 13,1 трлн руб. по итогам 2022 года представляет собой данные, скорректированные Росстатом: по сравнению с оперативной годовой статистикой, опубликованной в феврале 2023 года (12,9 трлн руб.), показатель увеличился на 2,2%, или почти на 284 млрд руб.
Мы полагаем, что небольшое повышение активности в строительстве в 2023 году произошло за счет запуска новых проектов в промышленности и добыче, строительства жилья (его годовой объем вырос на 7,5%) и роста инфраструктурных вложений через национальный проект «Безопасные качественные дороги».
Большей активности в отрасли помешало постепенное «сворачивание» вложений через комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, в который дошло вдвое меньше средств, чем в 2022‑м, а также завершение масштабных инфраструктурных проектов (в частности, скоростной автомобильной дороги М12 Москва — Казань, Большой кольцевой линии Московского метрополитена и др.), активное строительство которых пришлось на предыдущие годы.
Объем строительных работ в сопоставимых ценах в 2023 году почти на 11,7% лучше результата 1990 года. Уровень строительства того периода был в течение 30 лет недостижимым для отрасли и впервые обогнать его удалось лишь в 2022‑м. Тогда превышение над 1990‑м по скорректированным данным Росстата составило 3,5%.
Между тем, в 2023 году в статистике строительной сфере стало больше неопределенности. Так, например, сумма объема строительных работ всех регионов составляет почти 14,9 трлн руб., а объем работ по России, данные по которому предоставляет Росстат, на 200 млрд руб. больше (15,1 трлн руб.). Эта разница возникла в последние два месяца года: в ноябре она составляла 80 млрд руб., а в декабре выросла еще на 120 млрд руб. По итогам 2022 года — в данном случае оперативным, а не уточненным — такое различие составляло лишь 10 млрд руб.
Мы полагаем, что эти средства относятся к федеральным, их в 2023 году, скорее всего, тратили в ускоренном режиме и при последующем уточнении показателей они могут быть распределены по конкретным регионам.
Инфляцию немного затормозили?
По нашим расчетам на основе обновленных данных Росстата, касающихся объема строительных работ, отраслевая инфляция в 2023 году была на уровне 6,9–7,1%. Это существенно ниже, чем в 2022‑м (более 13%), и даже ниже, чем уровень потребительской инфляции, которая по данным того же Росстата оценена в 7,4%.
Это неплохой результат для отрасли, но, вероятно, такой уровень инфляции был не повсеместным: не по всем позициям, строительным сферам и регионам. В более выгодном положении и с меньшей отраслевой инфляцией оказались субъекты федерации, которым удалось наладить логистические цепочки в течение 2022 года и даже сделать запасы стройматериалов на будущее.
Чаще всего такие возможности доступны для регионов с большими отраслевыми рынками и развитой конкуренцией, поэтому там инфляция в строительстве была ниже, чем у субъектов федерации с менее развитыми рынками.
Сибирский федеральный округ теряет строительство
Распределение объема строительных работ по федеральным округам в 2023 году значительно не изменилось. Лидером продолжал оставаться Центральный федеральный округ (4 трлн руб.), но 46,6% этих средств приходилось на Москву. За год доля строительных работ здесь выросла на 0,7 п. п., что говорит об усилении не очень позитивного для прилежащих областей тренда — концентрации основных объемов работ округа в столице. В целом активность в строительстве в ЦФО выросла на 9%.
Наименьший объем строительных работ вновь был в Северо-Кавказском федеральном округе (0,6 трлн руб.). В первом полугодии он лидировал по темпам роста объемов строительства (28%), но уже в третьем квартале стал уступать другим федеральным округам. К концу года прирост в СКФО (7%) был меньше, чем в среднем по стране (7,9%).
Лидером по росту объема строительных работ в 2023 году стал Дальневосточный федеральный округ: на 19,3%, до 1,44 трлн руб. Активность в отрасли наблюдалась там и в 2022 году (рост тогда составлял более 25%) и этому способствовали дальневосточная ипотека, работы по модернизации Восточного полигона железных дорог и реализация инвестпроектов в промышленности и добыче полезных ископаемых. Округу по объему строительных работ удалось в 2023 году догнать СЗФО и незначительно (на 0,2%) перегнать его.
Только в одном федеральном округе из восьми — Сибирском — по итогам 2023‑го было зафиксировано снижение объема строительных работ в сопоставимых ценах. Он упал на 6,8%, до 1,54 трлн руб. К этому привела отрицательная динамика в строительстве у Иркутской и Омской областей, а также у Алтайского края: на 34,5%, 13,2% и 1,6%, до 285 млрд руб., 127 млрд руб. и 89 млрд руб. соответственно.
Мы полагаем, что столь значительное снижение в Иркутской области связано с выполнением к 2023 году основных задач в рамках второго этапа модернизации БАМа и Транссиба и по созданию Иркутского завода полимеров, а также в целом с более активным строительством в 2021 и 2022 годах. У Омской области скорее произошло возвращение к обычным объемам строительства предыдущих лет.
Самые высокие темпы роста объема строительных работ в 2023 году были у Чукотского автономного округа (на 162%, до 32,2 млрд руб.). Увеличение по‑прежнему связано с работами по созданию инфраструктурных объектов для Баимского ГОКа. С учетом планов на ближайшие годы мы полагаем, что повышенный уровень вложений в строительство в регионе сохранится.
Чукотка значительно обгоняет другие субъекты федерации по относительному росту объема строительных работ. У ближайших «догоняющих» — Тверской области и Тувы — показатели выросли в 2023 году на 61,5% и 53,1% соответственно, до 72,2 и 15,1 млрд руб. В обоих случаях рост связан со строительством социальной инфраструктуры и нового жилья.
В целом рост объема строительных работ был зафиксирован в 54 российских регионах из 85 с публикуемой статистикой. Еще в одном — Вологодской области — в сопоставимых ценах он остался тем же самым, что и год назад.
Снижение объемов строительства наблюдалось у 30 регионов. Самое значительное произошло в Ингушетии: на 69,1% в сопоставимых ценах, до 5,6 млрд руб. Показатели региона продолжают снижаться второй год подряд. Это связано со спадом активности в инфраструктурном строительстве и запуске промышленных проектов.
Татарстан приближается к Москве
Доля десяти регионов, в которых в 2023 году произвели наибольшие объемы строительных работ, в суммарном объеме работ для всей страны составила 43,3%. Год назад она равнялась 45,7%. Снижение доли топ-10, на наш взгляд, позитивно, так как дает возможность для более равномерного развития остальных регионов.
Лидером по наибольшему объему работ продолжала оставаться Москва (почти 1,87 трлн руб.). Темпы роста объема строительных работ в столице в 2023 году немного ускорились по сравнению с предыдущим годом: в сопоставимых ценах они выросли на 14,1% против 13,4%. На это повлияло и жилищное строительство и продолжение крупных инфраструктурных строек (развитие метрополитена и железнодорожного сообщения).
В остальной части топ-10 произошли заметные изменения. Так, по итогам 2023 года второе место по объему строительных работ в стране занял Татарстан (708,1 млрд руб.), годом ранее показавший четвертый результат.
На укрепление его позиции повлияло сразу несколько факторов: ускоренный рост в сфере жилищного строительства, масштабные инфраструктурные проекты (трасса М-12 и ее продолжение в сторону Урала), крупные инвестпроекты (например, строительство «Газпромом» комплекса СПГ). Как следствие, объем строительных работ в республике в 2023 году вырос на 15,1%.
В свою очередь, Московская область и Ямало-Ненецкий округ, занимавшие в 2022 году второе и третье место по объему строительства, показывали в прошлом году отрицательную динамику отраслевых показателей. Для Подмосковья объемы работ снизились на 10%, до 680,4 млрд руб., а для ЯНАО — на 17,5%, до 558,6 млрд руб. В первом случае на это повлияло менее бурное инфраструктурное строительство, чем в 2021–2022 годах, во втором — приостановка реализации инвестпроектов в сфере добычи и переработки полезных ископаемых.
Кроме Московской области и Ямало-Ненецкого автономного округа, среди регионов топ-10 объем строительных работ в сопоставимых ценах снизился также у Краснодарского края, но не очень значительно (на 0,7%, до 414,6 млрд руб.).
Самые высокие приросты объемов строительства в топ-10 в 2023 году были у Свердловской области и Башкирии: на 23,8% и на 22,1%, до 450,5 млрд руб. и до 403,3 млрд руб. соответственно. Для Свердловской области этого оказалось достаточно, чтобы переместиться с девятого на седьмое место, а Башкирии — попасть на десятое место (год назад республики в топ-10 не было). Кстати, в ее случае активность в строительной сфере, как и у Татарстана, поддерживалась инфраструктурными проектами в автодорожной сфере.
В ближайшие год-два мы ждем роста объемов строительных работ в Красноярском (за счет промышленных нефтяных и инфраструктурных проектов на севере региона) и Краснодарском краях (за счет реализации проекта «Южный кластер»).
Инфраструктурные расходы не вышли из кризиса
По нашим расчетам на основе данных единого портала бюджетной системы России, общий объем инфраструктурных расходов со стороны региональных бюджетов составил в 2023 году 2,17 трлн руб. Это на 8,7% больше, чем в 2022‑м, но с учетом инфляции рост составит только 1,7%.
Такие результаты, на наш взгляд, говорят о продолжающемся кризисе для этого источника средств. В 2022 году инфраструктурные расходы регионов выросли только на 1,3% в текущих ценах и упали почти на 10% в сопоставимых. То есть быстрого восстановления показателя в 2023 году не произошло.
Объем средств, поступивших в инфраструктуру, мы рассчитывали по так называемым инфраструктурным кодам региональных бюджетов. Эти коды учитывают расходы на строительство, капитальный ремонт и проектирование объектов транспортной, коммунальной, социальной, телекоммуникационной и энергетической сфер.
Наиболее сильно за год инфраструктурные расходы региональных бюджетов выросли в Северо-Западном (на 38,3%, до 280,9 млрд руб.) и Южном федеральном округах (на 13,1%, до 202,5 млрд руб.). А самое сильное снижение случилось в Приволжском федеральном округе (на 8,5%, до 273,1 млрд руб.).
В отличие от объема строительных работ, который учитывает федеральные, региональные и частные расходы на отрасль в конкретном регионе, увеличение или уменьшение региональных инфратрат не всегда имеют однозначно позитивный или негативный смысл. Так всплеск вложений регионального бюджета в отрасль может означать, что федерация или частные инвесторы инфраструктуру не поддерживают, а резкое снижение — наоборот, что помощь отрасли активно идет из других источников. В любом случае для взвешенной оценки нужно учитывать и анализировать ситуацию в строительной отрасли региона в целом.
Как и в прошлые годы, более высокий рост расходов на инфраструктуру поддерживается со стороны федерального бюджета. Но с весны 2022 года прямое отслеживание расходов последнего невозможно. Косвенно, например, по динамике финансирования отраслевых нацпроектов, можно предположить, что инфраструктурные расходы федерального бюджета в 2023 году составляли 840–850 млрд руб., или выросли примерно на 10–12%, по сравнению с 2022 годом.
Общий объем федеральных и региональных бюджетных расходов на инфраструктуру по итогам 2023 года таким образом можно оценить в 2,9 трлн руб., или 1,7% ВВП. Это ниже, чем в 2022‑м (1,8% ВВП) и недостаточно для того, чтобы обеспечить ускоренное развитие экономики. Самый высокий за последние пять лет результат (2,2% ВВП) наблюдался в 2020 году и совпал с решением властей наращивать экономическую активность через активный запуск инфраструктурных проектов.
Вероятнее всего, в 2024 году тенденции по отраслевым расходам бюджетов значительно не изменятся: региональные власти будут более сдержанно тратить на инфраструктуру, чем федеральные, но во второй половине 2024 года может появиться определенность в планах государства и тогда поток в средств в отрасль ускорится.
В 2023 году через единый портал бюджетной системы впервые можно было отследить инфраструктурные расходы на новых территориях: на уровне региональных бюджетов они составили 8,3 млрд руб. Для сравнения, столько же в прошлом году тратила по инфраструктурным кодам регионального бюджета Тульская область. Но мы полагаем, что это лишь небольшая часть средств, направляемых в восстановление местной инфраструктуры, и основная часть расходов на нее идет на федеральном уровне.
Какой была выручка строительных компаний
Согласно данным Росстата, суммарный оборот организаций, работающих в строительной отрасли, в 2023 году составил 13,45 трлн руб. Это на 13,9% больше, чем по итогам 2022 года и в целом увеличение коррелирует с ростом объема строительных работ в текущих ценах (15,3%).
В 2022 году выручка строительных компаний выросла на 15%, но тогда такой результат был обеспечен более высокой инфляцией. Если учесть этот фактор, то в 2023 году компании заработали в сопоставимых ценах больше, чем в 2022‑м: на 6,6% против на 0,5% соответственно.
Второй год подряд ситуация со строительной выручкой складывается лучше, чем по всему реальному сектору экономики: в 2022 и 2023 годах оборот организаций в последнем рос на 9,2% и 9,3% соответственно.
В 2024 году ситуация в строительной отрасли может оказаться более сложной. Инфраструктурных строителей, с одной стороны, поддержит то, что государство пока не планирует снижать расходы на автодорожную сферу, но, с другой стороны, вложения в комплексный план опять будут урезаны почти вдвое. Кроме того, частные инвесторы могут приостановить запуск проектов для того, чтобы дождаться новых «майских указов» и перекомпоновки нацпроектов.
В свою очередь, в строительстве жилья пока нерешенным остается вопрос о продлении льготной ипотеки после июля 2024 года, которая стимулировала вложения в сферу, особенно при высокой ключевой ставке. Продление и его условия будут во многом зависеть от возможностей федерального бюджета на тот момент.
Поэтому ожидания, касающиеся объема работ, у самих строительных компаний отрасли пока неопределенные. Согласно данным ежеквартального опроса строительных организаций Росстатом, в прогнозах по повышению объема работ в первом квартале 2024 года нет четкого тренда: одинаковая доля организаций — по 16% — ждет его уменьшения и увеличения.
Мы полагаем, что такая неопределенность и колебания ожиданий могут продержаться два-три квартала — понимание о дальнейших проектах и загрузке в отрасли наступит ближе к осени и внесению в Госдуму нового законопроекта о федеральном бюджете.
Материал публикуется исключительно в информационных целях, не является профессиональной консультацией, рекламой и офертой, а также не может быть основанием для принятия инвестиционных решений. Приведенные данные, экспертные мнения и прогнозы актуальны на дату публикации и не носят исчерпывающий характер.
Обзор в СМИ
20.02.2024
Коммерсантъ
Стройка наработала объемы