23.01.2024
Национальные проекты: итоги 2023 года
Из-за чего к концу года комплексному плану увеличили лимиты финансирования? Удалось ли сохранить ежегодный рост вложений в «Безопасные качественные дороги»? Какие нацпроекты финансировали с отставанием и почему?
Бюджетное исполнение комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в 2023 году составило 99,6%, оказавшись на 0,1 п. п. меньше чем год назад. До мероприятий плана довели 213,4 млрд руб., больше, чем планировали еще в начале осени (189,6 млрд руб.). В четвертом квартале лимиты финансирования комплексного плана увеличили на 13% за счет дополнительных средств, направленных в федеральный проект «Развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла», объем которого вырос на 89%, до 51,5 млрд руб.
На 100% в 2023 году были исполнены четыре из семи федеральных проектов комплексного плана. Впрочем, у остальных значения бюджетного исполнения были тоже высоки: от 98,9% («Развитие региональных аэропортов») до 99,6% («Развитие морских портов»). В двух проектах «Развитие морских портов» и «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово — Черноморского бассейна» высокий уровень бюджетного исполнения был достигнут за счет сильного сокращения лимитов финансирования в четвертом квартале: на 24,3% и 92,4% соответственно. Если бы подобного пересмотра не случилось, то их исполнили бы только на 75,4% и 7,6%.
Помимо проекта по развитию Центрального транспортного узла, лимиты финансирования в четвертом квартале увеличили для «Развития железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна» (на 30,6%, до 16,3 млрд руб.) и «Развития региональных аэропортов» (на 11,5%, до 47,4 млрд руб.). В обоих случаях, по нашей оценке, происходило опережающее финансирование. Мы полагаем, что для Северо-Запада дополнительный приток средств вызван активной реализацией инвестиционных проектов, в случае же аэропортов — с возросшей эффективностью освоения средства в рамках федпроекта.
Исполнение национального проекта «Безопасные качественные дороги» по итогам 2023 года составило почти 100%, в него направили 526,7 млрд руб. Это на 7,4% больше, чем за 2022 год, хотя еще полгода назад ожидалось, что вложения снизятся или в лучшем случае останутся на прежнем уровне. Ситуация изменилась благодаря повышению планки финансирования нацпроекта в четвертом квартале на 15,6%, или на 71 млрд руб. Наиболее выигравшим от добавления средств стал федеральный проект «Развитие федеральной магистральной сети», расходы на который выросли более чем на треть (34,5%), до 278,1 млрд руб. У «Дорожной сети», которая развивает региональные и местные трассы, увеличение лимитов тоже состоялось, но составило лишь 1,4%, до 197 млрд руб.
Бюджетного исполнения в 100% по итогам 2023 года удалось достичь четырем из шести федеральных проектов в составе БКД, годом ранее таковых было только два. Достаточно близко к достижению 100% был федеральный проект «Дорожная сеть» (99,9%), а минимальное бюджетное исполнение в рамках БКД оказалось у «Общесистемных мер развития дорожного хозяйства» (98,7%). «Развитию общественного транспорта» удалось достичь 100%-ного уровня исполнения за счет снижения на 7% планки вложений в четвертом квартале (до 38 млрд руб.).
Бюджетное исполнение 14 национальных проектов (без учета атомного, по которому открытой статистики по‑прежнему нет) в 2023 году достигло 99,2%. Это было на 0,5 п. п. больше, чем в 2022‑м, и стало лучшим результатом за время реализации майского указа. Всего до нацпроектов в 2023 году довели 2,98 трлн руб. Уровня освоения средств в 100% достигли два нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (526,7 млрд руб.) и «Наука университеты» (144 млрд руб.), а близкого к нему 99,9% — три: «Демография» (808,2 млрд руб.), «Международная кооперация и экспорт» (139 млрд руб.) и «Экология» (122,3 млрд руб.). Наименьшее бюджетное исполнение было у «Малого и среднего предпринимательства» (92,9%; 66,5 млрд руб.).
Для большинства — 11‑ти из 14‑ти — национальных проектов было характерно плановое финансирование в течение последнего квартала 2023 года без резкого изменения лимитов. Значительный рост последних был только у двух нацпроектов, связанных с инфраструктурой — БКД и комплексного плана (на 15,6% и 13% соответственно), а самое существенное уменьшение — у «Малого и среднего предпринимательства» (на 13%; из‑за снижения средств на проекты по акселерации малого бизнеса). У остальных национальных проектов колебания были на уровне не превышающем 3%. Мы полагаем, что это позитивный тренд, означающий, что основные проблемы с освоением средств для большинства проектов решены. Мы ждем сохранения схожей ситуации с федеральными расходами на нацпроекты в 2024 году, а с 2025 года состав нацпроектов, скорее всего, изменится и «настраивать» работу с ними придется заново.
В утвержденном законе о федеральном бюджете на комплексный план в 2024 году собираются потратить 120,1 млрд руб. (на 18% больше, чем предполагалось в законопроекте перед первым чтением), а на «Безопасные качественные дороги» — 621,4 млрд руб. (на 2,5% больше). Несмотря на то, что вложения в комплексный план планируются почти вдвое меньше, чем в 2023‑м, вероятно, в течение года ситуация с поступлением средств улучшится в особенности в отношении проектов с опережающим финансированием. Для БКД новый уровень вложений будет на 18% выше, чем фактические расходы в 2023‑м, что, на наш взгляд, может дать новый импульс развитию автодорожной сферы.
Комплексный план вырос за счет Центрального узла
Бюджетное исполнение комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры по итогам 2023 года составило 99,6%, следует из данных Минфина. Это на 0,1 п. п. меньше, чем год назад.
Исполнение на уровне 100% достигли в 2023 году четыре федеральных проекта: «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (доведено 51,5 млрд руб.), «Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа — Западный Китай» (44,1 млрд руб.), «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна» (16,3 млрд руб.) и «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово — Черноморского бассейна» (0,4 млрд руб.). Годом ранее 100%-ного исполнения сумели добиться по пяти проектам комплексного плана.
Исполнение остальных федеральных проектов в 2023‑м тоже было на высоком уровне. Минимальное бюджетное исполнение зафиксировано у «Развития региональных аэропортов»: 98,9% (доведено 47,4 млрд руб.).
Всего расходы на комплексный план в 2023 году составили 213,4 млрд руб., причем почти 49% средств поступило в последнем квартале. В 2022 году крупнейшие федеральные проекты, наоборот, профинансировали досрочно и на четвертый квартал приходилось около 28% всех вложений.
Из-за разницы в лимитах финансирования и уменьшения задач в 2023 году до мероприятий комплексного плана довели почти в 2,2 раза меньше средств, чем год назад. Тогда в 2022‑м в него поступило 465,3 млрд руб. Впрочем, в федеральном бюджете на 2023–2025 годы предполагалось, что до комплексного плана в 2023 году дойдет только 129,4 млрд руб.
Причиной неравномерности финансирования стало то, что ожидаемые федеральные расходы на комплексный план в течение четвертого квартала значительно пересмотрели: в начале октября в него намеревались вложить 189,6 млрд руб., а к концу декабря эта сумма выросла на 13%, до 214,2 млрд руб.
Дополнительные средства в объеме 24,3 млрд руб. заложили на федеральный проект «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (рост относительно начала октября на 88,9%, до 51,5 млрд руб.) и, кроме того, между остальными проектами плана перераспределили финансирование.
В частности, на 30,6%, до 16,3 млрд руб., государство в четвертом квартале увеличило расходы на федеральный проект «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна». На 11,5%, до 47,9 млрд руб. выросли ожидаемые до конца года вложения в федеральный проект «Развитие региональных аэропортов». На наш взгляд, в первом случае это связано с активной реализацией инвестиционных проектов на соответствующей территории, а во втором — с тем, что освоение средств в рамках федпроекта стало в последние два года более эффективным.
Сокращение лимитов финансирования в конце 2023‑го коснулось трех федеральных проектов комплексного плана. Для «Развития Северного морского пути» это фактически оказалось корректировкой: его плановый объем относительно начала октября уменьшили на 0,53% или 235 млн руб., до 44,2 млрд руб. С «Развития морских портов» сняли почти четверть расходов или 3,1 млрд руб. (24,3%, до 9,8 млрд руб.). Наиболее сильно в четвертом квартале снизили лимиты для федерального проекта «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово — Черноморского бассейна»: на 92,4%, до 415,8 млн руб. Кварталом ранее они ожидались на уровне 5,5 млрд руб.
Для двух последних проектов снижение планки финансирования позволило достичь достаточно высокого бюджетного исполнения в 2023 году: на уровне 99,6% и 100% соответственно. Без такого пересмотра эти показатели составили бы 75,4% и 7,6%. Подобная ситуация, когда высокое исполнение достигается за счет резкого снижения планки вложений, повторяется с этими федеральными проектами второй год подряд.
Во-первых, для «Развития морских портов» это связано с необходимостью учета и синхронизации планов государственных и частных инвесторов, а также с зависимостью от экономической конъюнктуры в целом. А в последние четыре года последняя менялась достаточно стремительно. Во-вторых, замедление финансирования проекта подходов к портам Азово-Черноморского бассейна может быть связано с близостью территории, на которой должны проводиться работы, к зоне российского-украинского конфликта.
В 2024 году мы ожидаем более ровного финансирования для обоих проектов, так как для развития морских портов уже сократили плановые средства на 75% (до 2,8 млрд руб.) по сравнению с более ранними планами, а на развитие подходов к портам Азово-Черноморского бассейна собираются потратить лишь 3,5 млрд руб.
Как будут вкладывать федеральные средства в мероприятия майского указа в 2024–2026 годах, можно узнать в аналитическом исследовании «Нацпроекты и бюджет: сколько дойдет до инфраструктуры в ближайшие три года».
Как и год назад, мы оценили скорость федеральных вложений в мероприятия майского указа в конце года. Проекты в рамках этой оценки делились на три вида: с ускоренными темпами вложений, планово финансируемые и с отставанием вложений.
В 2023 году проектов с ускоренным финансированием в составе комплексного плана оказалось четыре против трех год назад. К этой категории добавилось «Развитие региональных аэропортов» из‑за дополнительных средств в четвертом квартале. К планово финансируемым проектам относится лишь один — «Развитие Северного морского пути». А список «отстающих», состоящий из «Развития морских портов» и «Развития железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна» за год не изменился.
В 2024 году, согласно утвержденным параметрам федерального бюджета, на комплексный план планируют потратить 120,1 млрд руб. По сравнению с первым чтением объем расходов увеличился более чем на 18%. Указанная сумма будет почти вдвое меньше, чем в 2023‑м, но мы не исключаем, что на федеральные проекты с опережающим финансированием будут вновь направлять дополнительные средства.
Финансированию дорог не дали упасть
По данным Минфина, бюджетное исполнение национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) в 2023 году впервые достигло уровня 100%. Впрочем, в 2021 и 2022 годах итоговый результат было тоже достаточно высок: 99,8% и 99,9% соответственно.
Если быть точным, то бюджетное исполнение БКД составило 99,9583%, что в округлении до первого знака после запятой дает 100% и объясняет присутствие в составе этого нацпроекта федеральных проектов с бюджетным исполнением меньше 100%.
Несмотря на то, что планку вложений в нацпроект, посвященный автодорогам, в течение года впервые снизили (это произошло во втором квартале и составляло примерно 4%), в четвертом квартале объем средств традиционно увеличили и падения финансирования относительно предыдущего года в текущих ценах не случилось. До мероприятий БКД в 2023‑м довели 526,7 млрд руб., или на 7,4% больше, чем по итогам 2022 года. Если учитывать инфляцию, то объемы вложений в сопоставимых ценах оказались примерно на уровне предыдущего года.
Увеличение планового объема вложений в БКД произошло в четвертом квартале на 15,6%, по сравнению с концом третьего. Большую часть дополнительных средств запланировали вложить в федеральный проект «Развитие федеральной магистральной сети»: его объем расходов вырос на 34,5%, до 278,1 млрд руб. То есть до этого проекта довели дополнительные 71,3 млрд руб.
Планка федеральных вложений в «Дорожную сеть» (проект, нацеленный на развитие региональных и муниципальных дорог) выросла лишь на 1,4%, до 197 млрд руб. Для двух федеральных проектов «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» и «Автомобильные дороги Минобороны России» ожидаемые до конца года вложения пересматривать не стали. А еще двум — «Развитию общественного транспорта» и «Безопасности дорожного движения» — их в четвертом квартале сократили: на 7,1% и 0,8% соответственно, до 38 млрд руб. и 6,7 млрд руб.
Оба случая мы связываем, скорее, с корректировкой планов в процессе реализации. Впрочем, у «Развития общественного транспорта» наблюдалось отставание в бюджетном исполнении от остальных проектов БКД в прошлые кварталы — что, как и в случае с морскими портами в комплексном плане, могло быть связано с неготовностью некоторых проектов для финансирования либо необходимостью дополнительной синхронизации бюджетных и внебюджетных вложений.
Количество федеральных проектов в составе БКД, профинансированных в 2023 году на 100%, выросло до четырех. Год назад их было лишь два («Автомобильные дороги Минобороны России» и «Развитие федеральной магистральной сети»). Как и год назад, на 99,9% оказалась исполнена «Дорожная сеть» (доведено 196,9 млрд руб.). Наименьший уровень бюджетного исполнения в 2023 году был из проектов БКД у «Общесистемных мер развития дорожного хозяйства»: 98,7% (доведено 6,2 млрд руб.).
Динамика финансирования проектов в рамках «Безопасных качественных дорог» в конце 2023 года была более равномерной, чем, например, за год до этого: планово финансируемых, по нашей оценке, было четыре федпроекта против двух в 2022 году. По одному проекту к концу 2023‑го находилось в категориях с ускоренным финансированием («Развитие федеральной магистральной сети») и с отставанием вложений («Развитие общественного транспорта»). Это говорит о большей отлаженности механизмов финансирования и более устойчивом долгосрочном планировании.
На наш взгляд, это позитивный сигнал, особенно потому что в 2024 году в БКД, согласно утвержденным параметрам бюджета, должно поступить около 621,4 млрд руб. (рост относительно значения перед первым чтением составил 2,5%). Это на 18% больше, чем по фактическим итогам 2023 года, а в следующие годы БКД может стать лидером по объему финансирования среди национальных проектов. Это может дать новый импульс развитию автодорожной сферы.
У нацпроектов все шло по плану
Согласно данным Минфина, бюджетное исполнение 14 национальных проектов по итогам 2023 года достигло 99,2%. Это лучший результат за время их реализации. Для сравнения, в 2022‑м их бюджетное исполнение составило 98,7%.
Минфин традиционно не публикует данные по вложениям и исполнению в 15‑й национальный проект «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ на период до 2024 года». По данным закона о федеральном бюджете на 2023–2025 годы, в 2023‑м в него намеревались вложить 26 млрд руб. Год назад его исполнение было 100%-ным. Мы полагаем, что в 2023‑м этот результат был повторен и он укладывается в общий тренд.
До 14 национальных проектов за 2023 год из федерального бюджета довели 2,98 трлн руб. Это на 8,7% меньше, чем годом ранее (3,27 трлн руб.).
Уровня исполнения в 100% удалось достигнуть лишь двум национальным проектам: «Безопасным качественным дорогам» (доведено 526,7 млрд руб.) и «Науке и университетам» (доведено 144 млрд руб.). В 2022 году проектов с таким высоким результатом, за исключением не раскрываемого публично Минфином атомного, не было. Нацпроект «Наука и университеты» лидировал по уровню освоения средств последние три квартала.
Еще у трех национальных проектов — «Демография» (доведено 808,2 млрд руб.), «Международная кооперация и экспорт» (139 млрд руб.) и «Экология» (122,3 млрд руб.) — бюджетное исполнение составило 99,9%. В 2022 году таких нацпроектов было пять, а указанные три в их число не входили, но их уровень исполнения тоже был достаточно высок — 99,6–99,7%.
Минимальный уровень бюджетного исполнения среди национальный проектов в 2023 году оказался у «Малого и среднего предпринимательства»: 92,9%, до него довели 66,5 млрд руб. Не удалось освоить все средства по федпроекту, посвященному акселерации субъектов МСП (в его рамках, например, можно было получать льготное кредитование, гранты или краудфандинговое финансирование). Более того, нацпроекту по МСП сильнее всего сократили лимиты финансирования: к концу декабря относительно начала октября они снизились на 13%, до 71,6 млрд руб. Если бы такого уменьшения не провели, бюджетное исполнение нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» в 2023 году составило бы 80,8%.
По итогам 2022 года наименьший уровень бюджетного исполнения был у «Цифровой экономики» (92,6%; 164,7 млрд руб.). В 2023 году до проекта довели 132,8 млрд руб., а исполнение стало выше: 95,8%. Это предпоследний результат среди всех нацпроектов.
Столь заметному сокращению в четвертом квартале подвергли только этот национальный проект. Еще у четырех нацпроектов — «Производительности труда», «Науки и университетов», «Экологии» и «Культуры» — лимиты финансирования урезали на величину от 0,7% до 3%.
Повышение лимитов коснулось восьми нацпроектов. Наибольшее дополнительное финансирование как в абсолютном, так и в относительном выражении в конце 2023 году пришлось на инфраструктурные нацпроекты: «Безопасным качественным дорогам» добавили 15,6% или 71 млрд руб., а комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры — 13%, или 24,6 млрд руб. У остальных шести нацпроектов добавление федерального финансирования в четвертом квартале 2023‑го составило от 0,3% до 2,9%.
Лишь «Жилью и городской среде» планы по финансированию в конце года менять не стали.
В целом по сравнению с началом октября лимиты федеральных расходов на 14 национальных проектов увеличились на 3,8%, до 3 трлн руб. Из всей этой суммы к концу 2023 года не удалось освоить лишь 23,9 млрд руб. В 2022‑м объем неосвоенного остатка бюджетных средств составлял почти вдвое больше: 42,9 млрд руб.
В отличие от 2022 года, по итогам 2023‑го к национальным проектам с отставанием вложений, по нашей оценке, можно отнести только «Малое и среднее предпринимательство». На грани находилась «Цифровая экономика», однако ее не очень высокое исполнение связано с тем, что ей добавили лимиты финансирования в конце года (без добавки исполнение составило бы 97,6%, то есть было на 1,8 п. п. выше).
Основное количество (11 нацпроектов из 14‑ти), на наш взгляд, относятся к планово финансируемым и для того, чтобы обеспечить высокий уровень исполнения, им необязательно урезать лимиты.
Оба инфраструктурных проекта — БКД и комплексный план — оказались в 2023 году проектами с ускоренным финансированием. Это позитивно для транспортной отрасли и мы надеемся, что в 2024 году, который для части мероприятий майского указа будет финишным, такая ситуация сохранится. Также мы ожидаем пересмотра и новой упаковки национальных проектов в течение года. Определенность в их финансировании появится осенью при внесении законопроекта о бюджете на 2025–2027 годы в Госдуму.
С точки зрения федеральных проектов, входящих в 14 нацпроектов, в 2023 году 100%-ное исполнение было у 38 из 75 против 31 в предыдущем году. Даже наименьшее бюджетное исполнение по итогам 2023 года было достаточно высоким: на 83,5% были доведены запланированные федеральные средства проекту «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» (9,8 млрд руб., входит в нацпроект «Здравоохранение»). У всех остальных федпроектов исполнение превышало 90%. В 2022‑м году исполнение самого отстающего федерального проекта было на уровне 10,5% (он касался обеспечения доступа в интернет с помощью спутниковой связи и входил в состав «Цифровой экономики»).
Материал публикуется исключительно в информационных целях, не является профессиональной консультацией, рекламой и офертой, а также не может быть основанием для принятия инвестиционных решений. Приведенные данные, экспертные мнения и прогнозы актуальны на дату публикации и не носят исчерпывающий характер.