03.04.2024
Новая КГП «Строительство»: на что собираются тратить в ближайшие пять лет?
Чем отличается новая версия комплексной госпрограммы от старой? Какие проекты и сферы будут в приоритете до 2028 года? Насколько прозрачны для строительной отрасли обновленные планы?
Общий объем федеральных средств, предусмотренных в 2024–2028 годах на новую версию комплексной государственной программы «Строительство», составляет более 4,6 трлн руб. Это на 127,3 млрд руб. меньше, чем в старой версии (на 2023–2027 годы). Наиболее сильно за это время пересмотрели объем расходов на 2026 год (снизили на 8,7%, до 913 млрд руб.), а в абсолютном выражении меньше всего через программу вложат в 2025 году (663,5 млрд руб.). В 2024 году объем расходов пока ожидается самым большим за ближайшую пятилетку (1,03 трлн руб.).
С помощью комплексной госпрограммы «Строительство» будут профинансированы капитальные расходы для 39 других государственных программ и непрограммных направлений. Самые крупные вложения в рамках «Строительства» предусмотрены в госпрограмму «Развитие транспортной системы» (почти 2,1 трлн руб. в 2024–2028 годах, или более 45% от всех вложений). При этом капитальные расходы девяти оставшихся госпрограмм из топ-10 крупнейших составляют даже меньшую сумму (1,97 трлн руб.; почти 43%). Среди госпрограмм с финансированием свыше 250 млрд руб. на ближайшие пять лет помимо «Развития транспортной системы» — «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя», «Развитие здравоохранения» и «Обеспечение доступным и комфортным жильем».
По нашей оценке, комплексная госпрограмма за год подверглась заметному «количественному» обновлению, в том числе за счет ввода в эксплуатацию объектов в 2023 году. В 2024‑м в ней появилось 146 новых позиций, включая 97 новых проектов. В последние в ближайшие пять лет хотят вложить 228 млрд руб. федеральных средств. Около 20 проектов общей стоимостью почти 35 млрд руб., несмотря на добавление, собираются финансировать лишь после 2028 года. Еще четыре «новых» проекта на 112 млрд руб. должны быть введены в эксплуатацию уже в 2024 году. На наш взгляд, их внесение в госпрограмму вызвано необходимостью ускорить доведение средств до финальных этапов стройки. В них из федерального бюджета в этом году вложат 1,4 млрд руб.
Комплексная государственная программа, на наш взгляд, остается относительно непрозрачной: доля федеральных средств, идущих адресно на объекты с известной локализацией и параметрами, в 2024–2028 годах составляет лишь треть от всех средств (1,59 трлн руб.). Остальные расходы в рамках КГП «Строительство» либо запланированы на укрупненные мероприятия для отдельных отраслей и территорий (2,3 трлн руб.) либо находятся в зависимости от решения самих распорядителей бюджетных средств (около 0,64 трлн руб.). Это может затруднять поиск проектов заинтересованными участниками рынка и негативно влиять на долгосрочное планирование в отрасли.
Наиболее крупный распорядитель бюджетных средств по комплексной госпрограмме «Строительство» — Росавтодор (1,58 трлн руб. на пять лет, или 34% всех трат). У этого распорядителя в документе отсутствует адресное финансирование: все инициативы относятся к укрупненным мероприятиям. У других крупнейших распорядителей из топ-10 объемы располагаемых средств, во‑первых, заметно ниже и составляют от 110 млрд руб. до 615 млрд руб., а, во‑вторых, доля расходов на конкретные проекты колеблется от 4% (у Минсельхоза) до 100% (у «Росатома»). Всего средствами в рамках комплексной госпрограммы распоряжаются 50 министерств и ведомств, а непосредственными заказчиками работ выступают более 150 учреждений или организаций.
Федеральные средства, предусмотренные в рамках комплексной госпрограммы, можно на 100% «локализовать» по профильным госпрограммам, но уже по распорядителям можно проследить 98% денег. Еще хуже обстоит ситуация с отраслями, по которым ясность имеется для 94,6% средств. Наибольшая неопределенность в ближайшие пять лет будет наблюдаться у места реализации мероприятий или проектов: географическую принадлежность можно установить лишь для 38% федеральных вложений. Это также ухудшает возможности планирования и прогнозирования для отраслевых и региональных игроков.
В «проектную» часть комплексной госпрограммы «Строительство» входят 346 инициатив с общей стоимостью около 3,9 трлн руб., в 2024–2028 году до них намерены адресно довести 1,6 трлн руб. федеральных средств. Наибольшая стоимость проектов из комплексной госпрограммы наблюдается в транспортной (1,38 трлн руб.) и социальной инфраструктуре (1,32 трлн руб.). Самые большие количество и объем проектов будут реализованы в Центральном федеральном округе (102 шт. на 917 млрд руб.). А с точки зрения регионального распределения, по стоимости проектов лидирует Санкт-Петербург (586 млрд руб.), обогнавший Москву (515 млрд руб.) и Крым (403 млрд руб.). На десять регионов приходится почти две трети адресных инвестиций в проекты, что создает угрозу усиления инфраструктурного дисбаланса.
Новые горизонты строительства
Согласно новой версии комплексной государственной программы «Строительство», общий объем федеральных средств, которые пойдут на создание объектов и реализацию мероприятий в 2024–2028 годах, составляет свыше 4,6 трлн руб.
Наибольший объем средств в рамках КГП «Строительство» предусмотрен в 2024 году (1,03 трлн руб.), а минимальный — в 2025‑м (663,5 млрд руб.). Так как 2027–2028 годы выходят за границы трехлетнего бюджетного периода ожидаемые расходы в них составляют ориентировочно по 1 трлн руб. ежегодно.
Для сравнения, в утвержденной в феврале 2023 года КГП «Строительство» на 2023–2027 годы было запланировано почти 4,7 трлн руб. За год суммарно почти на 127,3 млрд руб. были сокращены средства, предусмотренные на 2024–2026 годы. В наибольшей степени «пострадал» 2026 год, в который дойдет на 8,7% меньше средств (913 млрд руб.), чем планировалось изначально.
Эти средства должны пойти на 39 государственных программ и непрограммных направлений. Самая крупная из них — госпрограмма «Развитие транспортной системы», на нее через КГП «Строительство» планируют перечислить более 2,08 трлн руб. в течение пяти лет. Наименьший объем федеральных средств поступит в госпрограмму «Доступная среда» — 78,3 млн руб. и эти деньги направят только в 2024 году.
На топ-10 государственных программ и направлений, финансируемых в рамках комплексной госпрограммы, придется 4,11 трлн руб., или 89,2% всех средств. Госпрограмма «Развитие транспортной системы» аккумулирует больше половины этих расходов. Ежегодные объемы ее финансирования через «Строительство» составляют в среднем более 400 млрд руб., а на каждую из остальных крупных госпрограмм направляется меньше 100 млрд руб. в год.
Что добавили в новую версию комплексной госпрограммы?
По нашим расчетам, количественный состав комплексной госпрограммы за год обновился примерно на 29%. К новым инициативам относятся 146 проектов, мероприятий или направлений. На них в 2024–2028 годах собираются потратить 425 млрд руб. федеральных средств.
В это количество входят 97 проектов общей стоимостью более 624 млрд руб., до которых планируют довести 228 млрд руб. Наиболее дорогие из добавленных в 2024 году проектов — создание терминала сжиженного природного газа «Утренний» в Ямало-Ненецком автономном округе (101,8 млрд руб.), проектирование и строительство объектов на территории развития Санкт-Петербургского государственного университета (96 млрд руб.) и строительство многопрофильной клиники в Балашихе (39 млрд руб.). Стоимость остальных 94 новых проектов находится в пределах от 0,15 млрд руб. до 24 млрд руб., а в среднем составляет 4,1 млрд руб.
По меньшей мере, 19 новых объектов добавлены в комплексную государственную программу, но средства на них в ближайшие пять лет тратить не собираются. Первые вложения в строительство запланированы после 2028 года, а ввод в эксплуатацию ожидается в 2030–2032 годах. Общая стоимость таких проектов 34,8 млрд руб., из них федеральных средств пока предусмотрено 33,8 млрд руб. Все эти объекты относятся к социальной инфраструктуре.
Кроме того, в комплексную госпрограмму попали четыре новых для нее объекта, чей ввод в эксплуатацию запланирован на 2024 год. Добавление проектов в последний год финансирования было сделано, вероятно, для того, чтобы облегчить и ускорить получение средств на финальных этапах строительства.
Общая стоимость таких объектов составляет 111,6 млрд руб., а довести до них из федерального бюджета планируют 1,4 млрд руб. Крупнейший такой объект — упомянутый терминал сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» на Ямале с общим объемом инвестиций 101,8 млрд руб. В 2024 году до проекта планируют довести около 128,3 млн руб., или 0,13% его стоимости. Остальные три проекта относятся к транспортной (аэропорт Полярный в Якутии и пункт пропуска через госграницу в Амурской области) и научной инфраструктуре (реконструкция циклотронного зала для Курчатовского института).
Сколько средств приходится на проекты
Комплексную госпрограмму «Строительство» можно поделить на три части. Она состоит из адресно финансируемых проектов по созданию объектов, которые можно определить по названию, региону и стоимости; из проектов по созданию объектов, решение о реализации которых принимается самим бюджетным распорядителем (эта возможность, как правило, есть для проектов дешевле 3 млрд руб.); а также из мероприятий, которые могут быть реализованы на определенной территориях, но в комплексной госпрограмме не уточняется их состав.
К адресно финансируемым инфраструктурным проектам через КГП «Строительство» относятся 346 объектов на общую стоимость 3,86 трлн руб.
Как следует из утвержденного правительством распоряжения, эти проекты собирались профинансировать из федерального бюджета на 3,3 трлн руб. При этом с 2024‑го по 2028 годы в комплексной госпрограмме на них предусмотрено лишь около 1,6 трлн руб. Еще 392 млрд руб. запланировано потратить в следующие годы.
Наибольший объем средств в эти проекты планируют направить в 2024 году: порядка 428,6 млрд руб.
Это, скорее всего, означает, что бюджетное финансирование проектов окончательно не определено или часть из них уже профинансирована заранее. Вероятно, это станет яснее при формировании следующего трехлетнего бюджета.
Другая категория проектов — проекты решения, о которых принимается самим бюджетным распорядителем и, следовательно, в комплексной госпрограмме они не детализируются. В некоторых случаях можно определить территорию или отрасль реализации — по названию профильной госпрограммы.
Эта категория касается строительных работ с объектами федеральной собственности стоимостью менее 3 млрд руб. В комплексной госпрограмме присутствует 76 таких позиций с общим объемом федеральных вложений около 772 млрд руб., причем в ближайшие пять лет на их реализацию собираются потратить 636 млрд руб.
Самым крупным объемом средств в этой категории распоряжается министерство транспорта (178,7 млрд руб., в том числе 146,5 млрд руб. на 2024–2028 годы). В тройку крупнейших также входят министерство сельского хозяйства (73,1 млрд руб.; в том числе 62,3 млрд руб. на ближайшие пять лет) и министерство здравоохранения (60,3 млрд руб.; в том числе 43,6 млрд руб. на 2024–2028 годы).
В состав третьей категории входят 84 укрупненных мероприятия, реализуемые в рамках госпрограмм, федеральных проектов и непрограммных направлений. Общая стоимость и количество проектов в этом случае также неизвестны, но иногда они могут быть локализованы: например, если мероприятия реализуются в рамках госпрограмм по социально-экономическому развитию Курильских островов (Сахалинская область) или республики Крым.
В укрупненные мероприятия планируют вложить наибольший объем федеральных средств: всего 2,69 трлн руб., в том числе почти 2,3 трлн руб. в течение ближайших пяти лет. Оставшиеся средства (около 400 млрд руб.) предполагается направить после 2028 года на развитие инфраструктуры морского и речного транспорта.
Наибольший объем средств в рамках КГП «Строительство» будет направлен в 2024–2028 годах в мероприятия Росавтодора, касающиеся федеральных (1,19 трлн руб.) и региональных (369,5 млрд руб.) дорог. То есть на автодорожное строительство и ремонт приходится почти 61% всех федеральных средств на укрупненные мероприятия.
Другие мероприятия предполагают заметно меньший объем расходов на ближайшие пять лет. Самыми крупными здесь могут считаться мероприятия в рамках федерального проекта «Жилье» (85,5 млрд руб. на 2024–2028 годы) и мероприятия по реализации проектов комплексного развития сельских территорий (80,2 млрд руб. на 2024–2028 годы).
По нашей оценке, почти две трети федеральных расходов на комплексную госпрограмму «Строительство» приходятся на «зону неопределенности»: мероприятия и относительно самостоятельные решения бюджетных распорядителей. Это может затруднять долгосрочное планирование, поиск и выбор интересных проектов для компаний, которые могли бы быть подрядчиками строительства или поставщиками строительных материалов.
Кто распоряжается наибольшими объемами расходов
По нашим расчетам, федеральными расходами через комплексную госпрограмму распоряжаются 50 министерств и ведомств. Непосредственными заказчиками работ выступают более 150 учреждения или организации.
Самым крупным объемом федеральных средств в 2024–2028 годах из комплексной программы будет располагать Федеральное дорожное агентство (Росавтодор): 1,58 трлн руб., это почти 34% федеральных средств, предусмотренных на ближайшие пять лет на всю госпрограмму «Строительство». Деньги будут распределены на мероприятия в целом, а не адресно, что, впрочем, не исключает «адресности» расходов уже внутри Росавтодора.
В пятерку крупнейших распорядителей бюджетных средств на эти годы также попали Минстрой (615 млрд руб.), Минтранс (447 млрд руб.), публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства» (339 млрд руб.) и госкорпорация «Росатом» (почти 232 млрд руб.).
У последней наблюдается самая высокая доля «адресности»: на проекты, указанные в комплексной госпрограмме, предусмотрено 100% вложений, или 232 млрд руб. У Минстроя, Минтранса и «Единого заказчика» этот показатель составляет 33%, 40% и 76% соответственно.
Под «адресностью» в комплексной госпрограмме мы понимаем финансирование проектов, касающихся конкретных объектов на определенной территории с известной стоимостью и другими важными для их идентификации параметрами. Иногда «адресность» может присутствовать в профильных госпрограммах, однако там может быть не ясно, какой приток средств направлен в в конкретные проекты через «Строительство».
Общий объем федеральных расходов для топ-10 крупнейших распорядителей бюджетных средств в рамках КГП «Строительство» составляет 3,93 трлн руб., или около 85% предусмотренных на нее федеральных трат.
По первой десятке крупнейших распорядителей видно, что значительная доля бюджетных средств приходится на транспортные проекты и мероприятия (Росавтодор и Минтранс), а также социальную инфраструктуру (Минстрой, «Единый заказчик», Минобрнауки, Минздрав). Подобное распределение сохраняется и при рассмотрении с точки зрения конкретных проектов, несмотря на то, что доля последних в федеральных расходах через КГП «Строительство» не очень высока.
На что и куда направят федеральные средства
Если профильные госпрограммы охватывают 100% бюджетных средств на 2024–2028 годы, то известные распорядители бюджетных средств — более 98% (часть расходов идет для служебного пользования и скрыта). В свою очередь, по отраслям можно классифицировать 94,6% запланированных на ближайшие пять лет федеральных расходов (4,3 трлн руб.), поскольку в рамках одной и той же госпрограммы могут строиться разные виды инфраструктуры, а название укрупненного мероприятия может не содержать отраслевых «маркеров».
Лидерами по получению федеральных средств в 2024–2028 годах будут транспортная (2,42 трлн руб.), социальная (1,11 трлн руб.) и научная (405 млрд руб.) инфраструктура. На них приходится 53,4%, 24,6% и 9% всех трат соответственно. Суммарная доля оставшихся видов инфраструктуры в федеральном финансировании — 13%. Наименьшее федеральное финансирование в рамках комплексной госпрограммы ожидается у экологической, энергетической и промышленной инфраструктуры: по 23–27 млрд руб. за пять лет.
У распределения федеральных средств в рамках КГП «Строительство» по географии еще больше неопределенности: принадлежность к федеральным округам и регионам можно установить лишь примерно для 38% расходов (1,7–1,73 трлн руб.). На это влияют высокая доля укрупненных мероприятий в комплексной госпрограмме и возможность самостоятельных решений распорядителей бюджетных средств.
За рамками «неопределенности» наибольшие объемы федеральных средств в 2024–2028 годах ожидаются в Южном (466 млрд руб.), Центральном (400 млрд руб.) и Северо-Западном федеральных округах (265 млрд руб.). Региональные лидеры — Крым (276 млрд руб.), Москва (249 млрд руб.) и Санкт-Петербург (159 млрд руб.). На эти три субъекта федерации приходится значительная доля средств их округов (в среднем 60-61%).
Различия в объеме «неопределенных» федеральных расходов у регионов (2,82 трлн руб.) и федеральных округов (2,8 трлн руб.) обусловлены тем, что некоторые мероприятия имеют географическую привязку, например, к Северному Кавказу или Дальнему Востоку, но указания на конкретный субъект федерации может и не быть.
Отсутствие такой прозрачности заметно затрудняет прогнозирование, ведь даже если более мелкие проекты фигурируют в профильной госпрограмме, то там обычно не указывается, что они финансируются с помощью КГП «Строительства» и на какой объем средств.
Какие отрасли наиболее «проектны»
Если рассматривать проекты, средства на которые будут направляться адресно, а не в рамках укрупненных мероприятий, то наиболее заметно среди них в комплексной госпрограмме представлены инициативы из транспортной и социальной сферы.
Их стоимость составляет 1,38 трлн руб. и 1,32 трлн руб. соответственно, или почти 70% от адресного финансирования проектов комплексной госпрограммы. Суммы могут не совпадать с фактическими федеральными тратами на 2024–2028 годы из‑за более раннего или более позднего начала реализации проекта, а также из‑за присутствия внебюджетных средств.
Заметная доля инвестиций приходится на проекты для инфраструктуры научных исследований (17%; 686 млрд руб.), а в остальных случаях она не превышает 5%. Минимальная доля — у энергетической инфраструктуры (0,4%; 15 млрд руб.).
По количеству проектов безусловный лидер — социальная инфраструктура, где собираются реализовать 171 проект из 346‑ти, то есть почти половину от имеющихся (49,4%). Количественная доля транспортной инфраструктуры лишь 22% (76 проектов). А минимальное количество инициатив вновь у энергетики (2 шт.; 0,6%).
Наиболее крупный проект запланирован в инфраструктуре для научных исследований — это строительство исследовательской ядерной установки на базе многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах МБИР в Димитровграде (Ульяновская область). Стоимость объекта, который должны сдать в 2028 году, составляет 141,5 млрд руб., а из федерального бюджета намерены довести 96,5 млрд руб.
Всего реализация топ-10 крупнейших проектов обойдется их инвесторам и заказчикам в 950,7 млрд руб., это почти четверть (24,6%) всех федеральных расходов на «проектную» часть комплексной госпрограммы. При этом бюджетных средств на них предусмотрено лишь на 686,5 млрд руб., то есть в 2024–2028 годах они будут профинансированы из федбюджета в среднем на 72%.
Где хотят реализовывать конкретные проекты
Наибольшее количество и объем проектов относятся к Центральному федеральному округу: 102 инициативы на 916,6 млрд руб. На территории ЦФО преимущественно востребовано создание социальной инфраструктуры (включая объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта, а также здания административного назначения): на нее в частности приходится почти 58% стоимости проектов округа.
Наименьшая суммарная стоимость наблюдается у представленных в комплексной госпрограмме проектов, относящихся к Северо-Кавказскому федеральному округу: 119,5 млрд руб. (16 объектов). Приблизительно схожие объемы вложений в ближайшие годы там предполагаются в транспортную и социальную инфраструктуру, а общая доля инвестиций в эти сферы составляет 87%.
Среди регионов лидером по общей стоимости объектов в рамках комплексной госпрограммы является Санкт-Петербург, где планируют реализовать 27 проектов на почти 586,5 млрд руб. Однако 57,5% этих средств (почти на 338 млрд руб.) приходится на создание атомных ледоколов и судов на Балтийском заводе. То есть несмотря на строительство, эксплуатация этих объектов будет происходить далеко за пределами города.
Наибольшее количество проектов в рамках комплексной госпрограммы (с адресным финансированием) у Москвы: 68 шт. на 515,3 млрд руб. Почти две трети вложений планируются в социальную инфраструктуру, а самый дорогой объект для строительства — многофункциональный комплекс для Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) на проспекте Вернадского. Стоимость объекта — 29,1 млрд руб., его планируют ввести в эксплуатацию в 2033 году.
Доля топ-10 регионов с наибольшей стоимостью объектов в рамках комплексной госпрограммы составляет почти 67%. Общее количество регионов, у которых есть конкретные крупные проекты, — 66 шт. Это говорит о сильной концентрации будущих вложений вокруг уже достаточно инфраструктурно развитых территорий, причем, этот тренд задан на несколько лет вперед.
Каким проектам будет достаточно средств в течение пятилетки?
По нашей оценке, наиболее обеспеченными федеральным финансированием в рамках комплексной госпрограммы будут проекты телекоммуникационной и энергетической инфраструктуры: в 2024–2028 годах из бюджета будет покрыто 89% их стоимости.
Это связано с тем, что такие объекты строят быстрее, чем, например, транспортные или социальные (часто не дольше года), поэтому их финансирование гораздо реже выходит за границы пятилетнего периода.
Наименьшая обеспеченность федеральными средствами в течение ближайшей пятилетки — у промышленной (около 14%) и экологической (17%) инфраструктуры. На такое распределение могут влиять высокая доля внебюджетного финансирования и реализация проектов либо в самом начале либо в самом конце действия нынешней версии госпрограммы.
В географическом разрезе самая высокая обеспеченность бюджетными средствами у проектов из комплексной госпрограммы в Приволжском и Северо-Кавказском федеральных округах: в обоих случаях почти 49%. Для проектов, чью географическую принадлежность установить нельзя, обеспеченность достигает 61%. В среднем по стране этот показатель находится на уровне 41%. Его минимальное значение зафиксировано в Уральском федеральном округе (около 17%).
Среди регионов наивысшая обеспеченность проектов федеральным финансированием в 2024–2028 годах наблюдается в Республике Алтай (99,8%) и Пермском крае (99,2%), а самая низкая — в Ямало-Ненецком автономном округе (0,1%). Такие результаты связаны с небольшим количеством проектов, поскольку у регионов, где реализуемых инициатив, к примеру, больше 20, обеспеченность находится на уровне 27–48%.
Материал публикуется исключительно в информационных целях, не является профессиональной консультацией, рекламой и офертой, а также не может быть основанием для принятия инвестиционных решений. Приведенные данные, экспертные мнения и прогнозы актуальны на дату публикации и не носят исчерпывающий характер.