28.11.2022

Дорожное строительство: влияние кризиса и поддержка отрасли

В 2021 году строительная отрасль столкнулась с последствиями пандемии: резким ростом цен на строительные материалы и услуги, срывом поставок строительной техники и материалов, разрушением логистических цепочек и усугублением старых проблем отрасли (в части ценообразования, высокой долговой нагрузки и других). В 2022 году на сферу стали влиять новые ограничения, связанные с геополитической ситуацией, присоединением новых территорий и мобилизацией.

Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК) совместно с Sherpa Group провела два опроса крупнейших дорожно-строительных компаний и групп, чтобы оценить, в каком состоянии находится отрасль, насколько ее затронули санкции и другие события, что происходило с основными проблемами, какие меры поддержки сработали и что необходимо профильным организациям в новых условиях. Более подробно ознакомиться с обзором и скачать его pdf-версию можно здесь.

Digest_dt
Digest_mob

Объем всех строительных работ, выполненных в российских регионах, согласно данным Росстата, в январе — сентябре 2022 года достиг 8,35 трлн руб. В текущих ценах это на 17,7% больше, чем в те же месяцы 2021 года, а в сопоставимых — на 5,2%. В большинстве (57%) регионов строили больше, чем в тот же период год назад, а отраслевая инфляция к октябрю начала постепенно замедляться. Позитивный результат во время кризиса был достигнут во многом благодаря активному вложению средств в инфраструктурные нацпроекты, но в случае сокращения отраслевых расходов, ситуация может усложниться.

Одно из существенных последствий кризиса — удорожание уже реализуемых проектов. Оно коснулось 88,2% опрошенных компаний. По мнению 60% из них, рост стоимости проекта в среднем находился в диапазоне от 11% до 25%. Цены вырастут и для будущих проектов, уверены 82,3% респондентов и почти две трети из них (64,3%) также говорят об ожидаемом росте на 11‑25%. В большинстве (64,7%) опрошенных компаний не зафиксировали в первой половине 2022 года увеличение сроков строительства. А те, у кого это произошло, разошлись во мнении, стал ли сам кризис причиной затягивания сроков.

Последствия санкций почувствовали на себе все опрошенные строительные компании и группы. Большая часть респондентов (76,5%) оценили воздействие санкций как среднее, а оставшиеся (23,5%) — как сильное. Наиболее серьезными последствиями для своих организаций участники опроса назвали задержку поставок оборудования или строительных материалов из‑за рубежа (94,1% ответов), имеющуюся или ожидаемую нехватку запчастей для импортной техники и недоступность иностранных материалов и технологий (88,2%), а также снижение доступности отечественной продукции, производство которой зависит от импортного оборудования (64,7%).

Более подробно ознакомиться с обзором и скачать его pdf-версию можно здесь.

Материал публикуется исключительно в информационных целях, не является профессиональной консультацией, рекламой и офертой, а также не может быть основанием для принятия инвестиционных решений. Приведенные данные, экспертные мнения и прогнозы актуальны на дату публикации и не носят исчерпывающий характер.

Обзор в СМИ

28.11.2022

Коммерсантъ

Россияне не идут в строители