11.10.2022

Как изменится федеральное финансирование нацпроектов в ближайшие три года?

Новый законопроект о федеральном бюджете на следующий год и плановый период 2024-2025 годов внесли в Госдуму в конце сентября. Документ отразил изменения планов государства в новых экономических условиях и то, какие сферы могут стать приоритетными после 2024 года.

Почему расходы в комплексный план в следующие годы значительно снизятся? Что будет происходить с вложениями в «Безопасные качественные автодороги»? Каким национальным проектам государство уделит наибольшее внимание, а к каким — снизит интерес?

PDF

Федеральные вложения в комплексный план в 2023 году предполагаются на уровне 129,4 млрд руб. Это почти на 69% меньше, чем в 2022 году, и на 19% меньше, чем было предусмотрено в предыдущем законе о федеральном бюджете. Столь значительное снижение вызвано ускоренной реализацией федерального проекта «Европа — Западный Китай». Плановый объем федеральных вложений в него в 2023 году уменьшится на 76%, до 14,1 млрд руб., при том, что в 2022‑м он вырос с 133 млрд руб. до 239 млрд руб.

Власти пересмотрели расходы на 2023 год в сторону увеличения лишь для трех федеральных проектов комплексного плана: «Развития железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна», (на 79,2%, до 9,1 млрд руб.), «Развития Северного морского пути» (на 47,7%, до 43,6 млрд руб.) и «Развития железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна» (на 31,5%, до 12,5 млрд руб.). В первом случае это связано с возвращением в проект ранее удержанных средств, в последних двух — с активизацией работ по созданию ледоколов для СМП и по строительству Мурманского транспортного узла соответственно.

Остальные федеральные проекты комплексного плана — «Развитие региональных аэропортов», «Развитие морских портов» и уже упомянутый «Европа — Западный Китай» — ждет сокращение расходов. Первые два проекта в 2023 году уменьшат свои объемы относительно ранее объявленных планов на 5,7% и 14,4%, до 36,4 млрд руб. и 13,7 млрд руб. соответственно. Это вызвано перераспределением средств на другие проекты и мероприятия в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы».

Федеральные вложения в национальный проект «Безопасные качественные дороги» в 2023 году должны составить 397,5 млрд руб., что на 1,2% выше, чем в 2022‑м, и на 0,3% меньше, чем в более ранних планах. Несмотря на кажущуюся стабильность, внутри самого БКД расходы пересмотрят: их снизят на большинство федеральных проектов, кроме строительства дорог Минобороны (там траты не изменятся) и модернизации пассажирского транспорта в городских агломерациях, где вложения, наоборот, кратно увеличат (с 4 млрд руб. до 37,4 млрд руб.). В следующие годы, несмотря на схожие корректировки, общий объем вложений в БКД будет значительно расти: в 2024‑м на 36,5%, по отношению к 2023‑му, а в 2025‑м — еще почти на 20% к предыдущему году.

Объем финансирования всех национальных проектов в 2023 году снизится на 9,8% относительно 2022 года: почти до 2,9 трлн руб. Эта сумма будет на 1,9% меньше предусмотренной на 2023‑й в предыдущем законе о федеральном бюджете. Увеличение расходов выше ранее запланированных коснется шести нацпроектов из 14, а наибольшим оно будет у трех: «Образования» (на 30,1%, до 228,8 млрд руб.), «Культуры» (на 26%, до 54,1 млрд руб.) и нацпроекта по развитию атомной науки, техники и технологий (на 24,6%, до 26,2 млрд руб.). Самый существенный пересмотр на 2023‑й коснулся «Цифровой экономики» (федеральные расходы уменьшатся на 31,2%, до 129,3 млрд руб.) и «Международной кооперации и экспорта» (на 28,5%, до 126,4 млрд руб.), что вызвано перераспределением средств на более актуальные проекты.

В 2024 году общий объем национальных проектов увеличат лишь на 3,5% относительно 2023‑го, до 3 трлн руб., а на 2025‑й расходы определены частично: лишь для 39 федеральных проектов из имеющихся 79 — на общую сумму 2,03 трлн руб. Дальнейшее будущее остальных определят, на наш взгляд, в течение ближайшего года. Нынешнее распределение средств в федеральном бюджете не учитывает принятие в состав России новых территорий, поскольку законопроект создали и внесли в Госдуму до этого события. На наш взгляд, новый возможный пересмотр расходов ко второму или третьему чтению будет зависеть от этого фактора и во многом — от внешнеэкономической конъюнктуры.

Расходы на комплексный план снизятся

Согласно законопроекту о новом федеральном бюджете, федеральные вложения в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в 2023 году будут меньше на 19,1% запланированных в прошлогоднем законе, и составят 129,4 млрд руб.

Здесь и далее, если не оговорено иное, под ранее запланированными расходами на 2023‑й или 2024 годы подразумеваются федеральные вложения для этих периодов, заложенные в законе о федеральном бюджете на 2022‑й и плановый период 2023‑2024 годов (390‑ФЗ).

Падение относительно 2022 года (плановые расходы на который на 1 сентября оценивались в 414,9 млрд руб) окажется еще более значительным и составит 68,8%.

Объемы ожидаемых вложений в комплексный план в 2022‑2025 годах
График

Источник: данные проекта закона о федеральном бюджете на 2023‑2025 годы, закона о федеральном бюджете на 2022-2024 годы, электронного бюджета, расчеты и анализ Sherpa Group

Из семи федеральных проектов комплексного плана только у трех финансирование на 2023-й будет больше, чем предусматривали ранее.

Существенное повышение вложений коснется «Развития железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна», (на 79,2%, млрд руб., до 9,1 млрд руб.), «Развития Северного морского пути» (на 47,7%, до 43,6 млрд руб.) и «Развития железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна» (на 31,5%, до 12,5 млрд руб.).

Если для железнодорожного проекта, связанного с Азово-Черноморским бассейном, такое увеличение связано с возвратом ранее снятых с него средств, то для СМП рост вложений обоснован расходами на новые универсальные атомные ледоколы (включая строительство головного ледокола «Лидер») и развитие портовой инфраструктуры. Дополнительные деньги в железнодорожный проект к морским портам Северо-Западного бассейна направят в рамках финансирования строительства Мурманского транспортного узла.

Наибольшее сокращение вложений по отношению к ранее запланированным на 2023 год ожидается у федерального проекта «Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа — Западный Китай»: сразу на 76,4%, до 14,1 млрд руб. Проект ускоренно финансировали в предыдущие периоды: в 2023 году должно быть завершено строительство трассы «Москва — Казань» в рамках этого транспортного коридора.

Для сравнения, в начале 2022 года на «Европу — Западный Китай» предполагали потратить 132,8 млрд руб. и уже к середине июня план был выполнен на 100%, а к 1 сентября объем расходов повысили до 239,1 млрд руб.

Вложения в еще два федеральных проекта — «Развитие региональных аэропортов» и «Развитие морских портов» — в 2023 году сократят относительно ранее объявленных планов на 5,7% и 14,4%, до 36,4 млрд руб. и 13,7 млрд руб. соответственно. В обоих случаях это связано с перераспределением средств на другие проекты и мероприятия в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы».

В 2024 году из ныне финансируемых федеральных проектов в комплексном плане останутся только три: «Развитие морских портов», «Развитие Северного морского пути» и «Развитие региональных аэропортов». Причем тенденции будут такими же, как в 2023-м: федпроектам с морскими портами и аэропортами финансирование снизят (на 41,2% и 4,5%, до 12 млрд руб. и 32,8 млрд руб.), а существенное увеличение федеральных вложений ждет только «Северный морской путь» (на 72,7%, до 66,8 млрд руб.).

Это кардинально не отличается от сокращений и изменений в предыдущие годы. Федеральные проекты в сферах с большей долей частных средств, как правило, финансировались из бюджета хуже, так как власти и инвесторы изначально формировали свои планы каждый сам по себе, а затем стороны не могли быстро договориться о возможностях совместной реализации проектов. Поэтому в бюджетном исполнении в основном лидировали федеральные проекты с высокой долей госзаказа.

Данные о финансировании комплексного плана в 2025 году отсутствуют, что, вероятно, связано с тем, что его будущее после 2024 года окончательно не определено. Однако известно, что за этим временным горизонтом продолжат федеральное финансирование «Развития Северного морского пути». В 2025 году на него, согласно новому законопроекту о бюджете, предусмотрели 41,4 млрд руб.

Вложения в БКД продолжат расти

В отличие от комплексного плана, федеральные вложения в автодорожный национальный проект в ближайшее время снижать не планируют.

Так на «Безопасные качественные дороги» в 2023 году планируют потратить 397,5 млрд руб. Это на 0,3% меньше, чем в более ранних планах, и на 1,2% больше, чем запланированные траты на 2022 год, которые должны составить 392,7 млрд руб.

С учетом инфляции это означает, что дорожное строительство будет вестись в меньших объемах, если власти в очередной раз не ускорят темп работ в отрасли. Последнее, впрочем, может быть сложно с учетом имеющихся и пока нерешенных проблем в сфере строительства.

Несмотря на стабильность объема, внутри самого национального проекта запланированная сумма будет перераспределена. Самые сильное изменение в относительном выражении ждет федеральный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», расходы на него в 2023-м сократят на 12,3% относительно суммы, запланированной в предыдущем бюджете. Новый объем вложений составит 8,5 млрд руб. и окажется меньше, чем предусмотренные расходы на этот год (8,9 млрд руб.).

В абсолютном выражении наиболее заметное снижение планируемых расходов будет у федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть»: на 20,2 млрд руб. (меньше на 10,7%). В 2023 году его финансирование составит 169,2 млрд руб. Впрочем, даже это значение будет на 16,8% больше вложений, запланированных на 2022 год (144,2 млрд руб.).

В 2023 году сократят финансирование наиболее крупного федерального проекта в рамках БКД — «Развитие федеральной магистральной сети»: расходы на него уменьшат на 6,9%, до 174,6 млрд руб.

Не пересмотрели на 2023-й лишь финансирование федерального проекта «Автомобильные дороги Минобороны России», однако расходы на него были наименьшими среди всех входящих в БКД (0,85 млрд руб.).

Заметно больший объем средств, чем планировалось раньше, государство направит в 2023 году на федеральный проект «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях». В предыдущем законе о федеральном бюджете на эти цели планировали потратить в 2023-м 4 млрд руб., а в новом законопроекте сумму увеличили до 37,4 млрд руб., то есть она выросла более чем в девять раз.

Объемы ожидаемых вложений в «Безопасные качественные дороги» в 2022‑2025 годах
График

Источник: данные проекта закона о федеральном бюджете на 2023‑2025 годы, закон № 390‑ФЗ, расчеты и анализ Sherpa Group

В 2024 году в БКД планируют вложить 541,2 млрд руб., что практически полностью совпадает с суммой, которая была заложена в предыдущем бюджете. Новая запланированная сумма фактически больше на 55 млн руб., но подобное изменение составляет менее 0,01%.

Схожее с 2023 годом перераспределение планируется внутри БКД и в 2024-м. Увеличение относительно ранее запланированных объемов затронет только «Модернизацию пассажирского транспорта» (с 6 млрд руб. до 37,6 млрд руб.), а без изменений останутся «Автомобильные дороги Минобороны России». Федеральные проекты «Региональная и местная дорожная сеть» и «Развитие федеральной магистральной сети» собираются в 2024-м сократить на 3,2% и 8,4% относительно объемов, которые были приняты ранее.

Это, впрочем, не означает снижения объемов средств по сравнению с предыдущими годами, поскольку тренд на увеличение вложений в БКД в 2023-2025 годах был заложен ранее. Несмотря на внутренние пересмотры финансирования, он сохраняется и во время нынешнего кризиса. Так, общие федеральные расходы на БКД в 2024 году должны вырасти на 36,1% относительно 2023-го, а в 2025-м — на 19,7% относительно 2024-го. Увеличение будет достигнуто за счет роста вложений в наиболее крупные федеральные проекты БКД: «Региональная и местная дорожная сеть» и «Развитие федеральной магистральной сети».

Какой будет динамика в автодорожном строительстве?

Чтобы оценить динамику инфраструктурных вложений государства в автодорожную отрасль через нацпроекты мы сравнили, как будут меняться в ближайшие годы расходы на федеральные проекты «Региональная и местная дорожная сеть», «Развитие федеральной и магистральной сети», «Автомобильные дороги Минобороны России» (все три входят в БКД) и «Европа — Западный Китай» (относится к комплексному плану).

В 2022 году, по нашей оценке, они могут составить 616 млрд руб., но в 2023 году упадут почти на 42% (до 359 млрд руб.) из‑за того, что финансирование автодорожной части комплексного плана значительно уменьшится. В 2024 году федеральные вложения в оставшийся круг мероприятий в соответствии с планами властей вырастут на 36% (до 488 млрд руб.) относительно предыдущего года. А в 2025 году еще на 27% относительно 2024‑го, до 619 млрд руб.

То есть в 2023 и 2024 году можно ожидать снижения федеральных вложений государства в автодорожную отрасль в рамках нацпроектов и возвращения к результату 2022‑го только в 2025 году. В реальности, на наш взгляд, динамика показателей в отрасли будет менее радикальной и более сглаженной, так как финансирование дорожных работ идет не только через нацпроекты.

Национальные проекты и горизонт 2025-го

Объем финансирования всех национальных проектов в 2023 году снизится на 9,8% относительно 2022 года (почти до 2,9 трлн руб.) и будет на 1,9% меньше предусмотренного в предыдущем законе о федеральном бюджете.

Увеличение расходов относительно прошлых планов на 2023 год коснется шести нацпроектов проектов из 14-ти: «Образования» (на 30,1%, до 228,8 млрд руб.), «Культуры» (на 26%, до 54,1 млрд руб.), проекта по развитию атомной науки, техники и технологий (на 24,6%, до 26,2 млрд руб.) «Малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы» (на 6,5%, до 79,5 млрд руб.), «Демографии» (на 4%, до 918,1 млрд руб.), «Жилья и городской среды» (на 3,6%, до 178,5 млрд руб.).

Государство почти не изменило планы на 2023 год по финансированию национального проекта «Здравоохранение»: они составят 309,9 млрд руб., на 0,1 млрд руб. меньше, чем предполагалось ранее. Вероятно, это связано с тем, что пандемия не закончилась и отрасль нуждается в сохранении финансирования в ближайшие годы.

Объем расходов на нацпроекты в 2023 году, их динамика относительно 2022 года и предыдущих планов
График

Источник: данные проекта закона о федеральном бюджете на 2023‑2025 годы, закона о федеральном бюджете на 2022-2024 годы, электронного бюджета, расчеты и анализ Sherpa Group

Наибольшее снижение федеральных расходов в 2023 году относительно запланированных в предыдущем бюджете ожидается у нацпроектов «Цифровая экономика» (вложения уменьшат на 31,2%, до 129,3 млрд руб.) и «Международная кооперация и экспорт» (на 28,5%, до 126,4 млрд руб.). В обоих случаях это объясняется перераспределением средств на более актуальные проекты в других сферах.

Например, в «Цифровой экономике» планируют меньше расходов на создание сетей 5G, платформ в сфере госуправления и обеспечение сотрудников государственной и муниципальной власти смартфонами с отечественной операционной системой. Больше собираются вложить в цифровые разработки для здравоохранения, процедур голосования, разработки в сфере искусственного интеллекта. Наиболее значительно в 2023-м будут снижены ранее запланированные расходы на федеральные проекты «Кадры для цифровой экономики» (на 68,5%, до 4 млрд руб.) и «Информационная инфраструктура» (на 56,3%, до 12 млрд руб.).

В 2024 году общий объем федерального финансирования национальных проектов, согласно законопроекту, может достичь 3 трлн руб., что будет на 3% меньше ранее запланированных на этот год, и на 3,5% больше, чем планируется потратить в 2023-м. Несмотря на некоторое понижение, в целом расходы на нацпроекты в 2022-2024 годах будут выше, чем в предыдущую трехлетку (2019-2021 годы).

Динамика вложений в национальные проекты, включая комплексный план, в 2019‑2025 годах
График

Источник: данные проекта закона о федеральном бюджете на 2023‑2025 годы, электронного бюджета, расчеты и анализ Sherpa Group

На 2024 год власти пересмотрели в сторону увеличения относительно ранее заявленных на этот период планов объемы финансирования шести национальных проектов: нацпроекта по развитию атомных технологий, «Образования», комплексного плана, «Культуры», «Жилья и городской среды» и «Науки и университетов».

Самое значительное увеличение вложений относительно более ранних планов ожидается в 2024 году в «атомном» нацпроекте: сразу на 35,1% (до 26,6 млрд руб.). Самое существенное снижение ждет опять же «Цифровую экономику» (на 32,7%, до 126,9 млрд руб.).

На 2025 год для половины федеральных проектов (39 из 79) объемы финансирования пока еще не указаны. Частично это связано с тем, что приоритетность развития многих из них пока под вопросом. Мы полагаем, что решения по ним могут быть приняты к осени 2023-го. Полностью определено финансирование на 2025 год для федеральных проектов, входящих в состав лишь двух нацпроектов: «Безопасные качественные дороги» (647,6 млрд руб.) и посвященного развитию атомных технологий (20,7 млрд руб.). В 39 федеральных проектов с уже известными расходами на 2025 год планируют вложить 2,03 трлн руб.

На момент поступления законопроекта о федеральном бюджете в Госдуму решение о приеме новых территорий в состав Российской Федерации еще не было принято. Вероятно, это скажется на перераспределении средств внутри конкретных проектов уже ко второму и третьему чтению, но вряд ли значительно изменит динамику показателей. Более сильное влияние на пересмотр структуры расходов может оказать внешнеэкономическая и геополитическая ситуация (включая новые санкции и ограничения)

Рост с социальным уклоном

Относительно 2022 года увеличение финансирования, по нашей оценке, ждет лишь пять национальных проектов, причем основная их часть относится к социальной сфере: «Образование», «Наука и университеты», «Культура», «Демография» и «Безопасные качественные дороги». Во всех случаях, за исключением БКД, рост вложений будет в диапазоне 12‑17%, то есть чуть выше уровня ожидаемой инфляции, которая на конец 2022 года, по данным ЦБ, может составить 12‑15%.

Самое существенное сокращение расходов относительно 2022 года произойдет в комплексном плане (на 68,8%) и «Туризме и индустрии гостеприимства» (на 29,2%). В последнем случае это связано с уменьшением почти наполовину финансирования федерального проекта «Повышение доступности туристических продуктов», в котором, в частности, запланировано снижение бюджетных расходов на Национальную систему бюджетных карт, задействованную в программе частичного возмещения стоимости туристических услуг.

Материал публикуется исключительно в информационных целях, не является профессиональной консультацией, рекламой и офертой, а также не может быть основанием для принятия инвестиционных решений. Приведенные данные, экспертные мнения и прогнозы актуальны на дату публикации и не носят исчерпывающий характер.