21.10.2022

Комплексный план и нацпроекты: влияние кризиса на темпы вложений

Почему комплексный план по итогам трех кварталов 2022 года бил рекорды освоения средств? Повлиял ли кризис на финансирование «Безопасных качественных дорог»? Каким национальным проектам в третьем квартале снизили планку вложений?

Комплексный план к началу четвертого квартала 2022 года достиг максимального за все годы реализации объема. До конца года в него должны вложить 415,6 млрд руб. По сравнению с началом третьего квартала планка ожидаемых расходов выросла на 36,2%. Главная причина — ускорение государством реализации федерального проекта по развитию автодорог в рамках транспортного коридора Европа — Западный Китай (ЕЗК).

Бюджетное исполнение мероприятий комплексного плана за три квартала оказалось тоже заметно выше значений прошлых лет. К началу октября, даже несмотря на повышение планки расходов, комплексный план был исполнен на 80,5% (334,7 млрд руб.), и это больше, чем у остальных национальных проектов. Для сравнения, в январе — сентябре 2021 года комплексный план освоили на 63,1%. Помимо дополнительных расходов на ЕЗК высокому бюджетному освоению помогло ускорение властями федеральных вложений в инфраструктуру весной 2022 года.

У четырех из семи федеральных проектов комплексного плана бюджетное исполнение в это время было выше 70%. Ими стали «Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа — Западный Китай» (98%, 234,4 млрд руб.), «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (75,2%, 10,8 млрд руб.), «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна» (73,9%; 9,3 млрд руб.) и «Развитие Северного морского пути» (72,5%; 43,4 млрд руб.). Первые два федеральных проекта уже были исполнены на 100% в июне и марте 2022‑го, но государство в третьем квартале повысило их планку финансирования еще на 80% и 33% соответственно.

Низкий уровень бюджетного исполнения наблюдался у федеральных проектов комплексного плана с неопределенным составом либо сильной зависимостью от частных вложений. Наименьшее освоение федеральных средств было за три квартала у «Развития железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна» (2,3%; 96,5 млн руб.). Невысокое бюджетное исполнение было у «Развития морских портов» (43,1%; 13,8 млрд руб.) и «Развития региональных аэропортов» (42,9%; 23 млрд руб.). Впрочем, у всех трех проектов схожее по темпам отставание наблюдалось и по итогам трех кварталов прошлого года.

Бюджетное исполнение «Безопасных качественных дорог» лишь немного обогнало прошлогодний показатель, однако из‑за более высокой планки вложений до нацпроекта дошло на четверть больше средств. По итогам трех кварталов 2022‑го освоение составило 71,7% против 69,1% год назад, а всего в нацпроект поступило 283,5 млрд руб. против 227,8 млрд руб. за девять месяцев 2021‑го. Успешному и традиционно более плавному исполнению БКД помогло то что наиболее крупные проекты в его составе меньше зависят от частных вложений, которые в условиях кризиса могут поставить на «инвестиционную паузу», а также то, что отрасль будет приоритетной за горизонтом 2024 года.

В национальные проекты, по сравнению с январем — сентябрем прошлого года, пришло на 40% больше средств, при том, что их общее бюджетное исполнение выросло только на 2,1 п. п., до 69,1%. Всего за три квартала 2022‑го в них поступило 2,24 трлн руб. из предусмотренных 3,24 трлн руб. Самое высокое освоение федеральных средств было преимущественно у национальных проектов с инфраструктурным и социальным уклоном. Наиболее отстающей, как и год назад, стала «Цифровая экономика», которая была исполнена чуть больше, чем на треть (34,8%, 69,8 млрд руб.).

Лишь двум национальным проектам из 15 в третьем квартале сократили плановое федеральное финансирование. На 6,8% меньше поступит средств до конца года в «Малое и среднее предпринимательство» (его плановый объем снизили до 84,9 млрд руб.) и на 7,1% — в «Цифровую экономику» (200,5 млрд руб.). В целом, несмотря на кризис, увеличение плановых расходов коснулось 11 нацпроектов, а максимальным оно стало для комплексного плана (рост на 36,5%). Общий объем ожидаемых в 2022 году федеральных расходов на нацпроекты в третьем квартале увеличился на 5,3%, до 3,24 трлн руб. Этот объем будет рекордным за все годы их реализации.

Два рекорда комплексного плана

По данным единого портала бюджетной системы России, за три квартала 2022 года в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры поступило 334,7 млрд руб. федеральных средств. Его бюджетное освоение достигло 80,5%, что значительно превосходит уровень трех кварталов 2021‑го — 63,1% — который до этого считался рекордным.

Столь высокому исполнению не помешало даже увеличение ожидаемых вложений в комплексный план. На конец первого полугодия они составляли 305,1 млрд руб., а к концу третьего квартала увеличились на 36,2%, до 415,6 млрд руб. Это стало наибольшим объемом планируемых расходов с начала реализации комплексного плана в 2019 году.

Согласно законопроекту о федеральном бюджете, в 2023 и 2024 годах планируемые федеральные расходы на комплексный план существенно снизятся и будут составлять 129,4 млрд руб. и 111,5 млрд руб. соответственно. На 2025 год пока определено финансирование только одного федерального проекта из комплексного плана: «Развитие Северного морского пути».

Федеральные вложения в комплексный план и его исполнение в 2021‑2022 годах
За март — сентябрь 2022 года приведены оперативные данные по исполнению бюджета, за другие периоды — из ежемесячных отчетов Казначейства.
График

Источник: данные единого портала бюджетной системы России, расчеты и анализ Sherpa Group

Наибольший объем средств, перечисленных в комплексный план, в 2022 году в целом и в третьем квартале в частности пришелся на сентябрь. Он составил 79,3 млрд руб., или более 19% от ожидаемого годового финансирования. До этого максимальная сумма была вложена в апреле (59,9 млрд руб.).

В июле и августе в комплексный план поступило существенно меньше: 25,9 млрд руб. и 18,7 млрд руб. соответственно. В итоге общий объем средств, направленных в него в третьем квартале (123,9 млрд руб.), оказался ниже, чем во втором (131,6 млрд руб.). Это не очень типично для традиционного бюджетного ритма, поскольку чаще всего основной приток средств идет в проекты в третьем и четвертом кварталах.

В этом году такое смещение было частично связано с экономическим кризисом. В начале весны федеральные власти прогнозировали высокую инфляцию и рост стоимости строительных материалов и потому ускорили бюджетные вложения в инфраструктуру в целом. Другой причиной было стремление ускорить реализацию входящего в комплексный план федерального проекта «Строительство автомобильных дорог транспортного коридора Европа — Западный Китай», в рамках которого финансируется строительство трассы между Москвой и Казанью.

Планку финансирования этого федерального проекта повысили сразу на 80% за счет переноса средств с 2023 года: с 132,9 млрд руб. до 239,1 млрд руб. Также дополнительные средства получит «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла», плановое финансирование которого выросло на 33%, до 14,4 млрд руб.

Общая длина автомобильной магистрали М-12 Москва — Казань составит свыше 810 км. Ее создание также финансируют из средств ФНБ. В сентябре в эксплуатацию был сдан первый участок в Московской области, а в октябре — еще один во Владимирской. По данным ГК «Автодор», до конца 2022 года собираются запустить около 100 км дороги, а осенью 2023‑го открыть движение по всей трассе. Впоследствии она будет продлена до Екатеринбурга.

Обгоняющие и отстающие федеральные проекты

Лидером по уровню бюджетного исполнения (98%) и объему вложений (234,4 млрд руб.) в январе — сентябре 2022 года стал федеральный проект «Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа — Западный Китай». Он был исполнен на 100% еще в июне, но затем государство повысило планку вложений.

Бюджетное исполнение свыше 70% также зафиксировано по итогам третьего квартала у федеральных проектов «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (75,2%, 10,8 млрд руб.), «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна» (73,9%; 9,3 млрд руб.) и «Развитие Северного морского пути» (72,5%; 43,4 млрд руб.).

Федеральный проект, связанный с Центральным транспортным узлом, был выполнен на 100% еще в марте (в прошлые годы государство делало взнос в уставный капитал РЖД, а компания далее расходовала средства на соответствующие мероприятия). После повышения лимита расходов на него до 14,4 млрд руб. новых перечислений не производили, поэтому фактически бюджетное исполнение проекта «снизилось» до 75,2%.

Исполнение федеральных проектов комплексного плана за три квартала 2022 года
График

Источник: данные единого портала бюджетной системы России, расчеты и анализ Sherpa Group

Наименьшее бюджетное освоение в январе — сентябре 2022 года было у федерального проекта «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна»: 2,3%. В его мероприятия направили лишь 96,5 млн руб. из заложенных 4,3 млрд руб.

Впрочем, для этого федерального проекта такие низкие показатели были характерны и ранее. Так, например, к концу третьего квартала 2021 года его бюджетное исполнение составляло лишь 0,1%. До проекта тогда довели лишь 12,5 млн руб. из почти 9,6 млрд руб. запланированных на весь год. Если бы в течение четвертого квартала 2021 планку ожидаемых расходов не снизили почти в 42 раза, до 235 млн руб., бюджетное исполнение железнодорожного проекта так и оставалось бы рекордно низким на фоне большинства федеральных проектов.

Из-за значительного снижения планки вложений, по итогам 2021 года федеральный проект «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна» был исполнен на 64,6%, несмотря на то что в него поступило лишь около 152 млн руб.

Мы считаем, что основная причина таких низких результатов — отсутствие конкретных мероприятий и проектов, в которые могли быть направлены средства. Кроме того, в 2022 году решению этой проблемы могли помешать сложная геополитическая и общеэкономическая ситуация, в которой развитие Восточного полигона и направлений, не связанных напрямую с Евросоюзом, стало более актуальной задачей.

Не очень высокий уровень бюджетного исполнения — 43,1% и 42,9% — на конец третьего квартала был зафиксирован у проектов «Развитие морских портов» (поступило 13,8 млрд руб.) и «Развитие региональных аэропортов» (23 млрд руб.) соответственно. В случае портового федерального проекта показатель был близок аналогичному результату за три квартала прошлого года (46,6%), а в случае аэропортового — исполнение к октябрю 2022‑го оказалось даже выше, чем год назад (34,3%).

На наш взгляд, пересмотр планки вложений для активно реализуемых федеральных проектов (тех, чье бюджетное исполнение было выше 70% к концу сентября) в четвертом квартале маловероятен. Мы полагаем, что он может коснуться лишь тех проектов, которые не дотягивают до высоких уровней освоения. Но это будет связано, скорее, не с экономическим кризисом, а с особенностями бюджетной отчетности и переносами средств на будущие периоды.

Как вложения в БКД росли, почти не ускоряясь

В отличие от комплексного плана, бюджетное исполнение другого инфраструктурного национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) было близко к прошлогоднему значению: 71,7% на конец третьего квартала 2022‑го против 69,1% на аналогичную дату год назад.

БКД также коснулось повышение планки вложений в третьем квартале. Но его планируемый объем вырос не так сильно, как у комплексного плана: на 4,3%, до 395,7 млрд руб. На конец сентября 2021‑го он составлял 329,7 млрд руб.

Из-за установленной еще прошлогодним законом о бюджете более высокой планки вложений до проектов БКД за три квартала 2022 года дошло почти на четверть больше средств, чем год назад, или суммарно 283,5 млрд руб.

Федеральные вложения в нацпроект «Безопасные качественные дороги» и его исполнение в 2021‑2022 годах
За март — сентябрь 2022 года приведены оперативные данные по исполнению бюджета, за другие периоды — из ежемесячных отчетов Казначейства.
График

Источник: данные единого портала бюджетной системы России, расчеты и анализ Sherpa Group

Рекордный объем федеральных средств поступил в нацпроект в июле (почти 71 млрд руб.), в августе и сентябре вложения были на уровне 36‑42 млрд руб., что выше среднемесячного значения даже в этом году. Но это было, скорее, компенсацией того, что в июне до БКД довели нетрадиционно мало для середины года: менее 20,2 млрд руб.

Самый высокий уровень бюджетного исполнения по итогам трех кварталов был у наиболее крупных и «инфраструктурно насыщенных» федеральных проектов, входящих в «Безопасные качественные дороги»: «Региональной и местной дорожной сети» (79,4%, 115,6 млрд руб.) и «Развития федеральной магистральной сети» (70,3%, 163,9 млрд руб.).

У остальных бюджетное исполнение к началу октября было менее 40%. К этим федеральным проектам относятся «Автомобильные дороги Минобороны России» (35%, 0,3 млрд руб.), «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» (31%, или 2,8 млрд руб.), и «Безопасность дорожного движения» (23,2%, 1 млрд руб.).

Исполнение федеральных проектов БКД за три квартала 2022 года
График

Источник: данные единого портала бюджетной системы России, расчеты и анализ Sherpa Group

Наиболее отстающей стала «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», бюджетное исполнение которой равнялось 0%, хотя до конца года запланировано вложить 3,1 млрд руб. Основные повышенные расходы по этому федеральному проекту, согласно бюджетным планам, ожидаются в 2023‑2025 годах.

Мы связываем успешный и относительно плавный темп исполнения БКД в целом с тем, что, во‑первых, отрасль сильно зависит от государственного и квазигосударственного финансирования, а, значит, слабее от частных вложений, которые в первой половине 2022 года были поставлены на «инвестиционную паузу». Во-вторых, власти выбрали дорожное строительство в качестве приоритетного направления не только до 2024 года, но и далее, что позволяет формировать портфель проектов и список будущих мероприятий заблаговременно.

Впрочем, в перспективе и в БКД не исключены сложности, которые будут связаны с нерешенными проблемами в строительной отрасли.

Национальные проекты догоняют комплексный план

Согласно данным единого портала бюджетной системы, по итогам трех кварталов 2022 года бюджетное исполнение всех 15 нацпроектов составило 69,1% против 67% год назад. Из федерального бюджета в проекты поступило почти 2,24 трлн руб. из запланированных 3,24 трлн руб.

Поскольку плановые вложения в 2022 году заметно выше, к началу октября в нацпроекты было перечислено почти на 40% больше федеральных средств, чем на эту же дату год назад.

Федеральные вложения во все нацпроекты и их исполнение в 2021‑2022 годах
За март — сентябрь 2022 года приведены оперативные данные по исполнению бюджета, за другие периоды — из ежемесячных отчетов Казначейства.
График

Источник: данные единого портала бюджетной системы России, расчеты и анализ Sherpa Group

В лидерах по бюджетному исполнению к концу третьего квартала оказался комплексный план с 80,5% (подробнее в разделе «Два рекорда комплексного плана»). От него ненамного отстал национальный проект «Наука» с 80,4% бюджетного исполнения (100,8 млрд руб.).

Бюджетное исполнение выше 70% наблюдалось еще у пяти нацпроектов: «Культуры», «Демографии», «Жилья и городской среды», «Безопасных качественных дорог» и «Здравоохранения». Очень близок к этому уровню был нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства». Большинство из лидирующих по исполнению нацпроектов относятся к социальной и транспортной сферам.

Бюджетное исполнение национальных проектов за три квартала 2022 года
График

Источник: данные единого портала бюджетной системы России, расчеты и анализ Sherpa Group

Наиболее отстающими по освоению средств оказались «Международная кооперация и экспорт» (48,1%, 74,1 млрд руб.) и «Цифровая экономика Российской Федерации» (34,8%, 69,8 млрд руб.). Впрочем, для последнего это уже традиционно, год назад он тоже был в антилидерах с еще более худшим результатом исполнения: 28,4%, или 44,5 млрд руб. А на «Международную кооперацию» могла повлиять ухудшившаяся геополитическая ситуация.

Наибольший объем федеральных средств за девять месяцев 2022 года довели до национального проекта «Демография» (608,4 млрд руб., его уровень исполнения — 75,7%), а наименьший до «Повышения производительности труда и поддержки занятости» (3,6 млрд руб., а исполнение составило 66,3%).

На наш взгляд, значительных изменений в объемах планируемых к доведению средств на нацпроекты до конца года, скорее всего, не будет. На начало октября планка ожидаемых федеральных расходов на эти цели находятся на рекордном за все время реализации уровне (3,24 трлн руб.). Расходы могут быть уменьшены лишь для и так отстающих проектов, которые бы не смогли освоить отведенную им сумму полностью. Бюджетное исполнение по итогам четырех кварталов, вероятнее всего, будет на уровне прошлых лет (97‑98%).

Увеличение коснулось большинства, но не всех

В течение третьего квартала планируемые до конца 2022 года федеральные расходы на нацпроекты увеличили на 5,3%, до 3,24 трлн руб. В абсолютном выражении в них «добавили» 162,5 млрд руб., причем 68% этой суммы пришлось на комплексный план.

Увеличение планируемых вложений по сравнению с концом второго квартала коснулось 11 нацпроектов. Неизменными остались планы по расходам на атомный нацпроект и «Повышение производительности труда и поддержку занятости».

Двум национальным проектам планку финансирования в течение третьего квартала понизили: на 6,8% меньше поступит средств в «Малое и среднее предпринимательство» (план сократился до 84,9 млрд руб.) и на 7,1% — в «Цифровую экономику» (до 200,5 млрд руб.).

Как менялись плановые вложения в национальные проекты в третьем квартале
График

Источник: данные единого портала бюджетной системы России, расчеты и анализ Sherpa Group

Материал публикуется исключительно в информационных целях, не является профессиональной консультацией, рекламой и офертой, а также не может быть основанием для принятия инвестиционных решений. Приведенные данные, экспертные мнения и прогнозы актуальны на дату публикации и не носят исчерпывающий характер.

Обзор в СМИ

21.10.2022

КоммерсантЪ

Бюджету выписали подорожную