19.07.2023

Комплексный план и нацпроекты: финансирование в первой половине 2023 года

Смог ли комплексный план повторить аномально высокое бюджетное исполнение середины 2022‑го? Какой рекорд в первом полугодии установили «Безопасные качественные дороги»? Финансирование каких нацпроектов пересмотрели во втором квартале?

Согласно данным Минфина, объем федеральных средств, поступивших в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в первом полугодии 2023 года, составил 82,1 млрд руб., а бюджетное исполнение — 50,6%. Повторить аномально высокое бюджетное исполнение первого полугодия 2022 года не удалось (69,1%; 210,8 млрд руб.), так как тогда результат стимулировали экономическая неопределенность и кризисные ожидания. Однако, нынешнее бюджетное исполнение заметно превышает аналогичные показатели на середину 2019, 2020 и 2021 годов, находившиеся в границах от 23,8% до 32,2%. На это могла повлиять возможность повышенного авансирования для проектов, по сравнению с указанными годами.

Лидером по бюджетному исполнению и объему доведенных средств в первой половине 2023‑го среди федпроектов комплексного плана стало «Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа — Западный Китай», до которого довели 100% запланированных средств, или 44,1 млрд руб. У остальных федеральных проектов бюджетное исполнение было ниже 50%, а минимальным оно оказалось у «Развития железнодорожных подходов к морским портам Азово — Черноморского бассейна» (1,6%, или 140,8 млн руб.). Во втором квартале в него поступило лишь 1,6 млн руб., или 0,02% от предусмотренного на год год объема.

Объем ожидаемых федеральных расходов на комплексный план во втором квартале увеличили на 1,3%, до 162,2 млрд руб., при этом у двух федеральных проектов будущее финансирование сократили, а одному, наоборот, увеличили. «Развитие морских портов» и «Развитие Северного морского пути» теперь должны получить до конца года на 3,3% и 1,5% меньше, чем ожидалось кварталом ранее, или 14,5 млрд руб. и 43 млрд руб. соответственно. Вместе с тем, в «Развитие региональных аэропортов» хотят направить на 9,2% больше средств (до 39 млрд руб.), что связано с ускорением работ по нему, по сравнению с прошлыми годами.

В «Безопасные качественные дороги» (БКД) в первом полугодии 2023 года из федерального бюджета власти направили 40,5% от предусмотренных средств или 183,1 млрд руб., что стало рекордом для аналогичных периодов за все время реализации этого нацпроекта. По отношению к первому полугодию 2022 года, когда БКД тоже демонстрировали максимальные результаты, бюджетное исполнение выросло на 5,1 п. п., а объем доведенных средств увеличился на 36,1%. Улучшение исполнения было вызвано, в первую очередь, ускорением темпов вложений в развитие региональной и муниципальной дорожной сети.

Во втором квартале 2023 года «Безопасным качественным дорогам» впервые за последние три года снизили запланированный объем федеральных вложений: на 4,1%, до 451,9 млрд руб. Ранее в течение года планку расходов для БКД, как правило, увеличивали. Новый уровень по‑прежнему выше запланированного на 2023 год в федеральном бюджете (397,5 млрд руб.), но почти на 8% меньше фактических трат на БКД в 2022‑м (490,4 млрд руб.). Сокращение затронуло четыре федеральных проекта из шести, наибольшим в относительном выражении оно стало для «Развития общественного транспорта» (снижение на 12,1%, до 40,7 млрд руб.), а в абсолютном — для «Развитие федеральной магистральной сети», которое получит на 10,3 млрд руб. меньше, или 202,3 млрд руб.

Бюджетное исполнение 14 национальных проектов в первом полугодии 2023 года достигло 45,1%, до них довели почти 1,35 трлн руб. Год назад результаты были лучше (47,5% и 1,46 трлн руб.), но их ухудшение практически полностью связано с меньшим объемом запланированных и произведенных расходов на комплексный план в 2023 году. Самое высокое бюджетное исполнение наблюдалось у нацпроекта «Наука и университеты»: 71,9% или 107,2 млрд руб., а самое низкое зафиксировано у «Туризма и индустрии гостеприимства» (28%;, или 13,6 млрд руб.). У «Науки» аналогичный результат был и в первом полугодии 2022‑го, а туристическому нацпроекту показатель ухудшила низкая база первого квартала нынешнего года.

Без учета федеральных расходов на национальный проект «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ на период до 2024 года», данные по которому Минфин традиционно не приводит.

Признаков массового сокращения средств на нацпроекты во втором квартале не было, наблюдалось мягкое перераспределение между друг другом. Объем предусмотренных до конца года федеральных вложений в национальные проекты во втором квартале увеличился на 0,1%, до 2,99 трлн руб. Сократили финансирование только пяти проектам из 14, причем, в наибольшей степени — «Цифровой экономике» (на 5,3%, до 130 млрд руб.). Увеличили ожидаемые до конца года вложения восьми нацпроектам, сильнее всего — «Жилью и городской среде» (на 8,3%, до 174,6 млрд руб.), где дополнительные средства пойдут на сокращение аварийного жилищного фонда.

В ближайшие месяцы мы не исключаем секвестра расходов для ряда нацпроектов, но он вряд ли коснется социального направления, а также проектов, по которым налажена эффективная работа и идет опережающее финансирование. По опыту предыдущих сокращений можно сказать, что угроза секвестра серьезнее для проектов, в которых вовремя не осваивают запланированные средства. Сворачиванием планов для них решаются две проблемы: свободные деньги направляются на другие, более важные цели, а у соответствующих нацпроектов к концу года резко увеличивается бюджетное исполнение. Впрочем, чтобы картина эффективности бюджетного исполнения оставалась более реалистичной, в правительстве хотят запретить в четвертом квартале менять показатели нацпроектов, но соответствующее постановление пока не принято.

Комплексный план уходит в аэропорты

По данным Минфина, к 1 июля 2023 года в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры из федерального бюджета перечислили около 82,1 млрд руб. Бюджетное исполнение составило 50,6%. Для сравнения год назад на ту же дату до комплексного плана довели 210,8 млрд руб., что составляло 69,1% от запланированных средств.

Высокий уровень исполнения комплексного плана к середине 2022‑го был вызван 100%-ным исполнением двух федеральных проектов «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» и «Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа — Западный Китай». На них приходилось до половины запланированных на 2022‑й год вложений.

Если не учитывать аномально высокий уровень вложений в 2022 году, бюджетное исполнение комплексного плана (50,6%) к середине 2023 года заметно превышает аналогичные показатели на середину 2019‑2021 годов, находившиеся в диапазоне от 23,8% до 32,2%.

Федеральные вложения в комплексный план и его исполнение в 2021‑2023 годах
График

Источник: данные единого портала бюджетной системы России, Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

На повышенный уровень исполнения всего комплексного плана повлияло вновь 100%-ное исполнения федерального проекта, касающегося развития транспортного коридора «Европа — Западный Китай». В 2023 году на него запланировано лишь 44,1 млрд руб., в то время как год назад втрое больше — 132,9 млрд руб. Во втором полугодии 2022‑го эту планку повысили еще на 80% за счет переноса средств со следующего (то есть, нынешнего) года. С учетом близкого окончания реализации проекта переносы средств уже невозможны, но небольшие добавки до конца года не исключены из-за потенциального удорожания работ.

У всех остальных федеральных проектов комплексного плана бюджетное исполнение на 1 июля 2023 года было ниже уровня 50%. Высокий уровень бюджетного исполнения относительно других проектов показало «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна» (41,8%, 5,2 млрд руб.). Близко к нему оказался федеральный проект «Развитие региональных аэропортов» (40,7%, 15,9 млрд руб.), кварталом ранее у него был предпоследний результат по исполнению среди шести проектов, а год назад оно было ниже нынешнего уровня: 25,1%, 13,3 млрд руб.

Минимальный уровень бюджетного исполнения вновь у федерального проекта «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово — Черноморского бассейна»: 1,6%, или 140,8 млн руб. Фактически за весь второй квартал до него довели 1,6 млн руб., или 0,02% от запланированной на год суммы. Пока этот федпроект далек от результата прошлого года: на конец второго квартала 2022‑го его исполнение составило 73,9%, или 9,2 млрд руб.

Исполнение федеральных проектов комплексного плана в первом полугодии 2023 года
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

На наш взгляд, в ближайшие месяцы федеральные проекты комплексного плана будут финансировать в умеренно-опережающем темпе, немного выше динамики предыдущих лет (за исключением 2022‑го). Стимулов для резкого увеличения темпов вложений в целом пока нет — в прошлом году ими для федерального центра стали угроза резкого подорожания строительных материалов, экономическая неопределенность в первом квартале 2022 года и возможность 90%-ного авансирования для госконтрактов (сейчас доступно лишь 50%-ное).

Почему расходы на комплексный план немного взлетели?

Во втором квартале 2023 года планку федеральных расходов на комплексный план увеличили на 1,3%, или на 2,1 млрд руб., до 162,2 млрд руб.

При этом произошло также перераспределение средств между федпроектами. Объем ожидаемых до конца года вложения для «Развития морских портов» и «Развития Северного морского пути» сократили на 3,3% и 1,5% (до 14,5 млрд руб. и 43 млрд руб.). В то же время на 9,2% (или почти 3,3 млрд руб.) увеличили плановые расходы на проект «Развитие региональных аэропортов», теперь в него до конца года намерены вложить 39 млрд руб.

Три оставшихся федеральных проекта из шести остались с прежним уровнем финансирования.

На наш взгляд, рост планируемых вложений и повышение уровня бюджетного исполнения «Развития региональных аэропортов» связаны с тем, что удалось решить проблемы с поиском подрядчиков и масштабом реализации проектов: в частности работы по реконструкции взлетно-посадочных полос велись в середине 2023 года почти в двух десятках аэропортов страны.

Ранее более быстрому запуску проектов мешала неопределенность в планах — до конца 2021 года, времени принятия Транспортной стратегии, отсутствовали документы, определяющие развитие аэропортовой сферы на ближайшие годы, а также перечень конкретных объектов для финансирования.

Дороги профинансировали до рекорда

В отличие от комплексного плана, бюджетное исполнение национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) в первом полугодии 2023‑го стало рекордным за все время реализации. В дорожный нацпроект из федерального бюджета направили 40,5% от запланированных средств или 183,1 млрд руб.

Год назад к 1 июля 2022‑го эти показатели составляли 35,4% и 134,2 млрд руб. соответственно и на тот момент тоже были рекордными. Из-за отличия в плановых вложениях до конца года фактически в автодорожную отрасль через БКД к середине 2023 года поступило на 36,1% больше средств, чем на середину 2022‑го. Кроме того, в течение второго квартала ускорились темпы федеральных вложений: на конец первого квартала превышение «год к году» было на меньшем уровне (31,4%).

Федеральные вложения в «Безопасные качественные дороги» и их исполнение в 2021‑2023 годах
График

Источник: данные единого портала бюджетной системы России, Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Лидерами по бюджетному исполнению и объему расходов внутри БКД в первом полугодии стали наиболее его крупные федеральные проекты — «Дорожная сеть» и «Развитие федеральной магистральной сети». До них доведено 46,1% и 43,4% от запланированных средств, или 89,8 млрд руб. и 87,8 млрд руб. соответственно. По сравнению с 2022 годом темпы и объемы расходов в региональную и местную дорожные сети и федеральные дороги в рамках БКД фактически выровнялись.

В середине 2022 года «Развитие федеральной магистральной сети» было лидером по освоению средств и его исполнение находилось на уровне нынешнего года 43,5%, или 93,3 млрд руб. В свою очередь в «Дорожную сеть» (проект тогда назывался «Региональная и местная дорожная сеть») направили на тот момент лишь 27,3% от запланированных средств, или 39,4 млрд руб. Отставание, скорее всего, связано с осторожностью местных властей в расходовании средств на инфраструктуру в первой половине 2022 года. Их участие в БКД активнее, чем в реализации комплексного плана.

Самый низкий уровень бюджетного исполнения оказался у «Безопасности дорожного движения»: 5,2%, или около 367 млн руб. Этот проект не является инфраструктурным, так как включает в себя меры по снижению аварийности на дорогах, не связанные с их ремонтом или строительством. Кроме того, достижению его целевых показателей в 2022‑2024 годах помог потенциал изменений накопленных в предыдущие годы и, следовательно, отставание расходов не является критическим.

Исполнение федеральных проектов «Безопасных качественных дорог» в первом полугодии 2023 года
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Во втором квартале 2023 года федеральные власти стали более активно вкладывать в «Развитие общественного транспорта». Исполнение этого федерального проекта остается невысоким относительно остальных проектов БКД (9,2%; 3,8 млрд руб.), но в середине прошлого года оно равнялось 0%, а в начале первого квартала 2023‑го до него довели лишь 331 млн руб.

Мы полагаем, что постепенно вложения в эту сферу и бюджетное исполнение будут расти, в том числе из-за финансирования концессионных проектов — пока приток средств сдерживается подготовкой проектов с участием внебюджетного капитала, которая занимает более длительное время, чем запуск инициатив полностью за государственный счет.

Для БКД поменяли планы?

Во втором квартале 2023 года впервые за последние три года «Безопасным качественным дорогам» снизили запланированный объем вложений. Обычно в течение года его только повышали.

По сравнению с первым кварталом, предусмотренный объем расходов на БКД уменьшили на 4,1%, до 451,9 млрд руб. То есть власти доведут до нацпроекта на 19,5 млрд руб. меньше, чем хотели ранее. Впрочем, новая сумма по‑прежнему больше, чем та, которая была предусмотрена на 2023 год в законопроекте о федеральном бюджете (397,5 млрд руб.). Но она на 7,9% меньше фактических вложений в БКД в 2022 году (490,4 млрд руб.).

Защищенными от пересмотра стали два федеральных проекта из шести в составе БКД: «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» и «Автомобильные дороги Минобороны России».

Остальным федпроектам внутри БКД расходы в течение второго квартала сократили. Наиболее сильно в относительном выражении планку федеральных вложений на 2023 год снизили для «Развития общественного транспорта»: на 12,1%, до 40,7 млрд руб. В абсолютном выражении — на 10,3 млрд руб. меньше получит «Развитие федеральной магистральной сети» (снижение на 4,8%, до 202,3 млрд руб.).

Промежуточные результаты по сокращению планируемых расходов у «Дорожной сети» (на 1,8%, до 194,7 млрд руб.) и «Безопасности дорожного движения» (на 0,3%, до 7 млрд руб.).

Эти пересмотры произошли еще до июльского предложения Минфина о 10%-ном секвестре так называемых незащищенных расходов. Риск снижения планки финансирования БКД в третьем квартал сохраняется, однако схожие сокращения расходов в 2020 и 2022 годах этот нацпроект не затронули (наоборот тогда в него направляли дополнительные средства).

Нацпроекты: между наукой и туризмом

Согласно данным Минфина, бюджетное исполнение 14 национальных проектов в первом полугодии 2023 года составило 45,1%, до них довели почти 1,35 трлн руб. Год назад темпы освоения федеральных средств и их объем были выше: 47,5% и 1,46 трлн руб.

Минфин не публикует данные по национальному проекту «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ на период до 2024 года». Ранее эту информацию можно было найти на едином портале электронного бюджета, но с весны прошлого года это не всегда возможно. В этом исследовании данные по атомному нацпроекту также отсутствуют, но мы полагаем, что приведенная статистика отражает тренды по нацпроектам в целом.

Однако, такое расхождение вызвано изменениями в комплексном плане, расходы на который значительно снизились. Без него до остальных нацпроектов в первом полугодии 2023‑го довели суммарно 1,26 трлн руб., а год назад — 1,24 трлн руб. Расхождение в бюджетном исполнении нацпроектов без комплексного плана тоже меньше: 44,7% к середине 2023‑го против 45% годичной давности.

Федеральные вложения в национальные проекты и их исполнение в 2021‑2023 годах
График

Источник: данные единого портала бюджетной системы России, Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Наибольшее бюджетное исполнение по итогам двух кварталов 2023 года было у нацпроекта «Наука и университеты»: 71,9% или 107,2 млрд руб. У четырех из пяти федеральных проектов, входящих в него, уровень бюджетного исполнения был выше 70%. У пятого — «Создания сети современных кампусов» — оно оказалось на уровне 30,7% (4,7 млрд руб.), что было связано с тем, что еще квартал назад этот федеральный проект в составе нацпроекта не фигурировал и, следовательно, не финансировался. Год назад — в середине 2022 года — нацпроект «Наука» также был лидером по исполнению (70,7%; 88,4 млрд руб.)

В тройку лидеров по финансированию по итогам шести месяцев 2023‑го вошли также лидер первого квартала по бюджетному исполнению — национальные проекты «Культура» (68,4%; 38,1 млрд руб.) и «Экология» (55,9%; 68,9 млрд руб.).

Как и в конце первого квартала, самое низкое бюджетное исполнение в первом полугодии 2023‑го, зафиксировано у национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», в который вложили 28% от запланированных средств, или 13,6 млрд руб.

Впрочем, такой результат связан с низкой базой первого квартала, когда до нацпроекта довели лишь 0,6% предусмотренных на 2023 год объемов. Но уже к концу второго квартала самый крупный входящий в него федеральный проект «Развитие туристической инфраструктуры» профинансировали сразу почти на треть: 30,7%, или 12,9 млрд руб. Остальные туристические федпроекты, существенно меньшие по расходам — «Совершенствование управления в сфере туризма» и «Повышение доступности туристических продуктов» — профинансированы на 19% и 9,7%, или на 141 млн руб. и 547 млн руб., соответственно.

В тройке отстающих по исполнению в первом полугодии 2023 года оказались национальные проекты «Здравоохранение» (34,6%; 110,4 млрд руб.) и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (35,7%; 29,4 млрд руб.).

Во втором квартале 2023‑го вложения в «Здравоохранение» стали замедляться, в основном из‑за того, что пока медленно финансируется наиболее крупный федеральный проект в его составе «Борьба с онкологическими заболеваниями», в который поступило 26,8% средств (42,3 млрд руб), а также «Развитие детского здравоохранения» (17,1%; 3,3 млрд руб.) и «Создание единого цифрового контура в здравоохранении» (25,3%; 3,1 млрд руб.).

Исполнение национальных проектов в первом полугодии 2023 год
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Лидером по объему полученных федеральных средств в первом полугодии 2023‑го стал нацпроект «Демография» с 451,8 млрд руб. (бюджетное исполнение 49%), куда направили на 14,5% больше финансирования, чем за аналогичный период прошлого года. Наименьший объем средств поступил в национальный проект «Производительность труда» — 2,6 млрд руб., но его исполнение оставалось достаточно высоким (51,2%).

В первом полугодии 2023‑го диапазон бюджетного исполнения национальных проектов сузился до 28‑71,9% против 21,9‑70,7% за аналогичный период прошлого года, что может говорить о большей равномерности доведения средств. При этом, планку в 50% бюджетного исполнения преодолели только пять проектов, год назад таковых было восемь.

Среди входящих в нацпроекты федеральных проектов 100%-ное исполнение к 1 июля 2023 года было лишь у «Строительства автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа — Западный Китай» (комплексный план). Близок к нему оказался федеральный проект «Цифровая культура» (нацпроект «Культура»), исполненный на 99,7% (21,6 млрд руб.).

Планки выше 75% в первом полугодии достигли также федеральные проекты «Поддержка самозанятых» c 87,2% (0,9 млн руб.; нацпроект «Малое и среднее предпринимательство»), «Интеграция» с 84,2% и «Исследовательское лидерство» с 77,8% (33,2 млрд руб. и 16,6 млрд руб. соответственно; оба входят в нацпроект «Наука и университеты»).

Мы полагаем, что в третьем квартале ряду национальных проектов, вероятно, будет угрожать секвестр, от которого будут защищено социальное направление. Под угрозой могут оказаться инфраструктурные проекты, но чаще всего кризисный пересмотр задевает проекты с низким уровнем исполнения и низкой эффективностью освоения средств их получателями.

В некоторых случаях за счет такого сокращения средств, которые не могут потратить вовремя, достигается высокий уровень бюджетного исполнения национальных и федеральных проектов к концу года, при том, что в целом в течение года работа над ними могла вестись недостаточно эффективно. Для того, чтобы эта проблема не скрывала недоработки в реализации майского указа, Минэкономразвития предложило запретить вносить изменения в нацпроекты в четвертом квартале. Но пока проект соответствующего постановления обсуждается и не принят правительством.

Стабильность перед пересмотром?

Пока признаков урезания средств в расходах на национальные проекты нет. Скорее, наблюдается перераспределение средств между ними.

Из данных Минфина следует, что общий объем предусмотренных до конца года федеральных вложений в национальные проекты во втором квартале увеличился на 0,1%, до 2,99 трлн руб.

Из 14 национальных проектов, по которым доступна статистика, сокращение расходов коснулось лишь пяти. К ним относятся «Демография» (снижение на 0,1%, до 922,3 млрд руб.), «Здравоохранение» (на 0,6%, до 318,8 млрд руб.), «Малое и среднее предпринимательство» (на 1,6%, до 82,3 млрд руб.), «Безопасные качественные дороги» (на 4,1%, до 451,9 млрд руб.) и «Цифровая экономика» (на 5,3%, до 130 млрд руб.).

В рамках последнего нацпроекта решили заметно сократить расходы на информационную безопасность и частично на цифровое государственное управление.

Расходы на национальный проект «Производительность труда» во втором квартале пересматривать не стали. Для восьми оставшихся нацпроектов объемы ожидаемых во втором квартале 2023 года федеральных средств были увеличены. Самое большое увеличение планируемых расходов оказалось у «Жилья и городской среды»: на 8,3%, до 174,6 млрд руб. Основной приток дополнительных средств предусмотрен в сокращение непригодного для проживания жилого фонда и формирование городской среды.

Если рассматривать изменения планируемых трат на федеральные проекты, то у 28-ми из 74‑х оно осталось прежним. Из остальных 46‑ти наиболее значительно увеличили средства на «Сохранение озера Байкал» (рост на 38%, до 17 млрд руб.; входит в нацпроект «Экология»), а снизили — «Совершенствованию управления в сфере туризма» (падение на 51,6%, до 748 млн руб.; входит в нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства»).

Пересмотр в течение второго квартала был более мягким и, скорее корректирующим, чем между сентябрем 2022 года (тогда были озвучены планы на нынешний год) и мартом 2023 года, когда произошли первые вложения. Изменения в планах финансирования нацпроектов с конца марта по конец июня были в диапазоне от —5,3% до 8,7%, тогда как в тот период — от —10% до 23,7%.

Как во втором квартале 2023 года изменились планы властей по вложениям в национальные проектыд
График

Источник: данные Минфина, законопроекта о федеральном бюджете на 2023‑2025 годы, расчеты и анализ Sherpa Group

Материал публикуется исключительно в информационных целях, не является профессиональной консультацией, рекламой и офертой, а также не может быть основанием для принятия инвестиционных решений. Приведенные данные, экспертные мнения и прогнозы актуальны на дату публикации и не носят исчерпывающий характер.

Обзор в СМИ

19.07.2023

Коммерсантъ

Деньги порастрясло по дороге