27.12.2022

Между потерями и ростом: как 2022 год изменил выручку инфраструктурных компаний?

Какие отрасли выиграли в новых обстоятельствах? Компании каких сфер столкнулись с проблемами? Сколько могла недополучить инфраструктура из‑за кризиса?

PDF
Digest_dt
Digest_mob

Объем выручки компаний реального сектора экономики за десять месяцев 2022 года вырос на 12,6% (до 238,4 трлн руб.) относительно аналогичного периода прошлого года. Это близко к уровню ожидаемой Минэкономразвития инфляции (12,4%) и говорит о стагнации в сопоставимых ценах. Самое существенное падение оборота за эти месяцы произошло в производстве автотранспортных средств (на 39,4%, до 1,68 трлн руб.), а увеличение — в добыче угля (на 47,8%, до 2,52 трлн руб.). Причиной первого стали уход иностранных компаний и ограничения на поставки комплектующих местным производителям, а второго — рост мировых цен на этот энергоноситель и его себестоимости с учетом доставки.

Оборот компаний, работающих с инфраструктурой, по итогам десяти месяцев 2022 года вырос меньше, чем в среднем по экономике: на 11,2%, до 32,4 трлн руб. Наиболее значительно за это время увеличилась выручка организаций транспортной (на 18,2%, до 12 трлн руб.), а также телекоммуникационной и ИТ-инфраструктуры (на 17,7%, до 4,8 трлн руб.). Рост ниже уровня ожидаемой инфляции зафиксирован в энергетической (5,9%, почти до 7 трлн руб.), социальной (4,2%, до 4,6 трлн руб.) и коммунальной (2,4%, до 4 трлн руб.) сферах.

Росту оборота компаний, относящихся к транспортной инфраструктуре, способствовал заметный приток средств в автомобильные и железнодорожные грузоперевозки, в том числе из‑за перестройки логистических цепочек. Оборот за десять месяцев 2022 года в этих сегментах увеличился на 45,4% (почти до 2 трлн руб.) и 27,5% (до 2,6 трлн руб.) соответственно. Но если в автомобильных грузоперевозках грузооборот рос, то на железнодорожном транспорте он, наоборот, снизился. Существенное увеличение выручки отмечалось также в железнодорожных пассажироперевозках (41,4%), но их доля невысока — 1,6% (197 млрд руб.) от всей выручки транспортной инфраструктуры — и влияние на общий рост слабее.

В наиболее сложной ситуации среди транспортных сфер остается воздушный транспорт, где в 2022 году снизились не только объемы перевозок пассажиров, но — еще более значительно — грузов. Так, пассажиропоток гражданской авиации в январе — октябре 2022 года упал на 12,9% (до 96,6 млн человек), а грузопоток — на 57%, до 509,5 тыс. тонн. Все это привело к снижению выручки на 6,5% по сравнению с результатами годичной давности, до 1,12 трлн руб., с перспективой дальнейшего уменьшения. Из других транспортных сфер в будущем ситуация может ухудшиться в складской логистике и почтовой и курьерской доставке грузовых отправлений, где по прошествии десяти месяцев сохраняется прирост выручки (12,2% и 8% соответственно), но в некоторые из них выручка падала ниже прошлогоднего уровня.

Заметный рост оборота в сфере телекоммуникаций и информационных технологий (на 17,7%) был обусловлен «стимулирующими» последствиями пандемии. Так, компании, занимающиеся созданием программного обеспечения в январе — октябре 2022‑го увеличили выручку на 33,4% (до 2,17 трлн руб.), а информационными технологиями — на 22,9% (до 733 млрд руб.). По итогам 2021‑го рост в этих направлениях был существеннее: около 74% и 45% соответственно. Сдержанным было увеличение оборота телекоммуникационных компаний за прошедшие месяцы 2022 года: 2,4% против 7,5‑7,7% в 2020‑2021 годах. Но эта сфера в большей степени, чем информационно-технологическая зависит от зарубежных комплектующих и оборудования.

Рост выручки компаний, занимающихся производством, передачей и распределением электроэнергии, весь год постепенно замедлялся: если по итогам первого квартала он составлял 8,1% к результатам годичной давности, то к концу третьего — уже 6,4%. В январе — октябре он снизился до 5,9%, а общий оборот компаний энергетической отрасли достиг 6,95 трлн руб. Это говорит об уменьшении выработки и потребления электроэнергии, оперативные данные о которых осенью стали недоступны. При этом в общем объеме выработки выросла доля электроэнергии, производимой ее альтернативными источниками (с 0,5% по итогам 2021 года до 0,7% в начале декабря 2022‑го). Однако ситуация с последними за год осложнилась: зарубежные партнеры начали уходить с рынка, возникли проблемы с замещением комплектующих, вследствие чего конкурсы по ряду проектов перенесли на 2023 год.

Небольшой прирост выручки (4,2%) у организаций, работающих с социальной инфраструктурой, был связан преимущественно с не очень высокими результатами компаний в сфере здравоохранения, составляющей 69% этого рынка. Последние за десять месяцев 2022 года увеличили выручку лишь на 2,4% из‑за снижения антиковидных расходов государства и бизнеса. В других видах социальной инфраструктуры оборот рос сильнее: в образовательной на 11,3%, гостиничной на 9,7% и досуговой на 5,2%. На более медленное развитие последней сферы повлияли отмена многих международных спортивных соревнований и меньшая заполняемость кинотеатров.

Минимальный прирост выручки за десять месяцев 2022‑го был в коммунальной инфраструктуре (2,4%) из‑за сдержанного роста оборота теплоснабжающих компаний и его падения у газоснабжающих организаций. В первом случае увеличение составило 2,1% (до 1,21 трлн руб.), а уменьшение во втором — 2,2% (до 1,24 трлн руб.). На динамику влияли снижение спроса со стороны промышленных потребителей и сезонный фактор, но в пандемию колебания оборотов были существеннее. Наибольший рост выручки за десять месяцев в коммунальной сфере наблюдался у компаний сфер водоснабжения, водоотведения и утилизации отходов: на 7,1%, до 1,5 трлн руб. Впрочем, и здесь были скачки показателей: в июне, июле и августе месячная выручка была на 0,6‑12% ниже прошлогодних значений.

Объем упущенной из‑за кризиса выручки, по нашей оценке, к концу 2022 года может составить почти 2,27 трлн руб., или 6,2% от общего оборота инфраструктурных сфер в 2021‑м. Наибольшие недополученные объемы могут прийтись на компании телекоммуникационной (785 млрд руб.), социальной (735 млрд руб.) и коммунальной (710 млрд руб.) инфраструктуры. Это примерно 13‑15% их прошлогодней выручки. Энергетическая сфера недополучила лишь 4% (332 млрд руб.). Исключением стала транспортная инфраструктура, где может появиться дополнительная выручка в объеме 292 млрд руб. в основном из‑за активной перестройки логистических цепочек в грузоперевозках.

Рекорды и антирекорды реального сектора

Согласно данным Росстата, общий объем выручки компаний реального сектора экономики в январе — октябре 2022 года составил 238,4 трлн руб., или на 12,6% больше, чем годом ранее.

Прирост выручки постепенно замедлялся с марта, так, в конце первого квартала 2022‑го он составлял 30,6%. Столь высокое значение было связано с тем, что объемы выручки в январе — феврале 2021 года были пониженными из‑за продолжительного влияния пандемии и введенных ограничений, а к концу 2021‑го начался восстановительный рост. В целом по итогам 2021 года выручка организаций реального сектора выросла на 31,4%, до 250 трлн руб.

Выручка компаний реального сектора и ее динамика в 2022 году
График

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group

В реальном секторе экономики, согласно Росстату, в январе — октябре 2022 года наблюдалось снижение сальдо прибыли и убытков компаний: оно уменьшилось на 8,1% по сравнению с тем же периодом 2021‑го, до 21,8 трлн руб., при том, что еще по итогам полугодия было на 32,5% больше, чем в первом полугодии 2021‑го. С учетом противоположных тенденций в выручке можно сделать вывод о снижении средней рентабельности организаций реального сектора: к концу октября ее можно было оценить в 9,1%, тогда как год назад она была на уровне 11,2%.

Наибольшее падение оборота среди компаний реального сектора за десять месяцев 2022 года произошло в производстве автотранспортных средств: сразу на 39,4% по сравнению с январем — октябрем прошлого года, до 1,68 трлн руб. Снижение выручки в этой сфере наблюдается с марта и ее ежемесячное падение находилось в пределах от 30% до 61% по отношению к соответствующим месяцам 2021‑го и максимальным оказалось в мае — июне. Основные причины — остановка производства, уход иностранных партнеров из этой сферы и ограничения на поставки зарубежных комплектующих отечественным производителям.

Одновременно оборот организаций, торгующих автотранспортными средствами и мотоциклами, уменьшился на 25,5%, или 6,3 трлн руб. Падение ежемесячной выручки в этой сфере находилось в диапазоне 12‑42%. Более мягкое, чем в производстве, снижение выручки связано с повышением цен на автомобили и частичным замещением европейского экспорта азиатскими марками.

Отрасли с наибольшим и наименьшим приростом выручки за десять месяцев 2022 года
График

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group

Наибольшее увеличение оборота в обрабатывающей промышленности произошло у компаний, которые заняты производством текстиля и производством одежды: на 40% и 42,3% соответственно, до 370 и 344,8 млрд руб.

Несмотря на то что производство текстиля зависит от санкций и ввозимого оборудования, на увеличение выручки в ней могло повлиять также повышение цен. Одновременно в производстве текстильных изделий можно говорить о сдерживающем влиянии кризиса, так как, например, по итогам первого и второго кварталов 2022 года выручка превышала значения годичной давности на 62,8% и 50,6% соответственно. Поэтому даже при росте оборота отрасль находится в сложных условиях и вынуждена адаптироваться к новым логистическим цепочкам, переходу на доступное оборудование и др.

Рост оборота в сфере производства одежды был вызван уходом многих зарубежных брендов и возросшей нагрузкой на швейные фабрики и цехи.

Антилидером в обрабатывающей промышленности стало производство табака. Компании этой сферы за десять месяцев 2022 года заработали на 15,2% меньше, чем год назад, или 229 млрд руб.

В добыче полезных ископаемых в январе — октябре 2022 года наибольшее падение выручки (на 14,7% к тому же периоду прошлого года, до 1,89 трлн руб.) было отмечено в компаниях, которые занимаются добычей металлических руд. Это было связано со снижением добычи (на 4,2%) и уменьшением цен на сырье.

Самый значительный рост оборота для этой отрасли наблюдался в компаниях, добывающих уголь: на 47,8% относительно января — октября 2021 года, до 2,5 трлн руб. Это произошло из‑за увеличения цен на энергоноситель на мировых рынках и его себестоимости вследствие изменения логистики при том, что в России за десять месяцев 2022‑го уголь стали добывать на 2,6% меньше, чем год назад.

Мы полагаем, что до конца года тренд на замедление роста выручки в реальном секторе сохранится и продолжится в следующие кварталы, поскольку на это будет сильно влиять общеэкономическая ситуация, отсутствие смягчений санкционного режима и необходимость импортозамещения.

Инфраструктура «сбавляет» обороты?

Оборот компаний, работающих в инфраструктуре, по итогам десяти месяцев 2022 года составил 32,4 трлн руб., или на 11,2% больше, чем год назад. В сопоставимых ценах он примерно на 1,4‑1,6% снизился относительно аналогичного периода прошлого года.

Как и для всего реального сектора, приток средств в отрасль замедлялся. Превышение месячной выручки инфраструктурных компаний относительно аналогичных месяцев 2021 года было рекордным в марте (21,9% относительно марта прошлого года), затем постепенно снижалось и в октябре достигло 3,9%.

Наиболее существенно за десять месяцев 2022 года выросла выручка в транспортной инфраструктуре — на 18,4% по отношению к значениям годичной давности, до 12 трлн руб. На это сильно повлиял рост выручки в автомобильных и железнодорожных перевозках грузов. Впрочем, по итогам первого квартала, то есть в начале нового кризиса, рост оборота транспортной сферы был существенно выше (39,7%).

Также значительно по сравнению с январем — октябрем 2021 года выросла за десять месяцев 2022‑го выручка телекоммуникационных и информационно-технологических компаний: на 17,7%, до 4,84 трлн руб. В отличие от транспортной сферы по итогам первого квартала здесь наблюдался более сдержанный рост: на 25,9% относительно первых трех месяцев 2021‑го. Однако он сохранился и дальше: с мая прирост относительно прошлогодней месячной выручки был в среднем на уровне 16% против 7,2% для транспортных компаний.

И в транспортной, и в телекоммуникационной сферах (с учетом ИТ-сферы) рост по итогам десяти месяцев был выше уровня ожидаемой инфляции. По последним прогнозам Минэкономразвития, в 2022 году она составит 12,4%.

У трех инфраструктурных сфер рост выручки за этот период оказался ниже уровня инфляции: энергетической (5,9%), социальной (4,2%) и коммунальной (2,4%). Положительной она стала, вероятно, только из‑за роста тарифов, но в остальном в этих сферах проявились кризисные риски: снижение экономической активности как населения, так и компаний-потребителей, а также — в случае коммунальной сферы — кризис неплатежей.

Для сравнения, по итогам 2021 года, наибольший рост выручки был в социальной (36,3%), телекоммуникационной (34,4%) и транспортной сферах (33%). Для первой и третьей рост денежных поступлений был напрямую связан со снятием большинства строгих антиковидных ограничений, а телекоммуникации стали наиболее выигравшей отраслью еще во время пандемии и в 2021‑м продолжили увеличивать выручку.

Распределение выручки по видам инфраструктуры и ее динамика в 2022 году
График

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group

Смог ли транспорт выехать из кризиса?

Наиболее сильно в январе — октябре 2022 года в транспортной инфраструктуре росла выручка компаний, занимающихся автомобильными грузоперевозками: на 45,4%, по отношению к аналогичному периоду прошлого года, до 1,96 трлн руб.

Это было вызвано увеличением грузооборота коммерческого автотранспорта в те же месяцы на 5,2%, до 138,4 млрд тонно-км. Такой рост грузооборота стал максимальных среди остальных транспортных сфер в нынешний кризис и, на наш взгляд, был связан с перестройкой логистических цепочек из‑за санкций и их последствий.

Наибольшее увеличение выручки в пассажирских перевозках за десять месяцев 2022‑го было зафиксировано на железнодорожном транспорте: на 41,1%, до 139,5 млрд руб. На это повлиял значительный рост пассажирооборота в сегменте (на 17,1%, до 106 млрд пассажиро-км) из‑за увеличения тарифов, оптимизации маршрутов и снижения спроса на авиаперелеты. Но на увеличении оборота транспортной инфраструктуры это отразилось слабо, так как доля выручки железнодорожных перевозок пассажиров в ней лишь 1,6%.

Выручка в остальных видах сухопутного транспорта, включая городской общественный, выросла на 18%, до почти 517 млрд руб., что свидетельствовало о медленном подъеме в этой сфере в основном благодаря увеличению стоимости проезда и билетов. Это подтверждают данные о незначительном увеличении соответствующих пассажиропотоков. В городском общественном транспорте произошло небольшое увеличение мобильности по сравнению с 2021 годом, так как многие компании в крупных городах не стали возвращать всех сотрудников на рабочие места и перешли к гибридному (дистанционно-офисному) режиму работы. В такси и каршеринге сдержанный рост выручки был вызван увеличением тарифов на фоне снижения спроса, поскольку часть активных пользователей уехала за рубеж.

Подробнее о том, как менялась ситуация в пассажироперевозках в 2022 году, читайте в аналитическом обзоре Sherpa Group «Перевозки пассажиров: воздействие кризиса и последствия для инфраструктуры».

Выручка компаний, занимающихся железнодорожными перевозками грузов, выросла в январе — октябре 2022 года в относительном выражении менее значительно, чем в случае перевозок пассажиров: на 27,5%, до 2,02 трлн руб.

Это произошло на фоне падения погрузки, которая, по данным Росстата, в январе — октябре была на уровне 1,029 млрд тонн, или на 3,2% меньше, чем годом ранее, и фактически прежнего уровня грузооборота (рост был лишь на 0,03%, до 2,19 трлн тонно-км). Сферу также затронула перестройка логистических цепочек, а на росте выручке могли сказаться отложенная оплата, увеличение тарифов и колебания структуры перевозимых грузов. Рост выручки не всегда означает, что компании устойчивы к кризису, так как дополнительные работы по изменению маршрутов перевозок зачастую связаны с ростом себестоимости.

Динамика оборота в различных сегментах транспортно-логистической инфраструктуры в 2022 году
График

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group

По данным на конец октября, нынешний кризис нейтрально, но с перспективой дальнейшего ухудшения повлиял на оборот организаций в сфере складской логистики и вспомогательного транспорта. Этот показатель вырос примерно на уровень ожидаемой инфляции: или на 12,2%, до 4,51 трлн руб.

С апреля прирост выручки падал, что, на наш взгляд, было вызвано снизившимся спросом на мощности и уходом крупных зарубежных компаний с российского рынка. В сентябре и октябре 2022 года выручка сегмента впервые в этом году оказалась на 1,3% и 2,8% меньше, чем в аналогичные месяцы предыдущего года. Для сравнения, в первые три месяца года наблюдался уверенный рост на уровне 30‑38%. Мы полагаем, что при сохранении нынешней экономической ситуации снижение оборота в этой сфере продолжится и влияние кризиса окажется уже более негативным.

По схожим причинам (уменьшение количества компаний на рынке, снижение общей экономической активности и др.) начал уменьшаться оборот компаний, занимающихся почтовой и курьерской доставкой грузов. Пока этот оборот выше уровня десяти месяцев 2021 года на 8,2% (237,5 млрд руб.), но он также медленно приближается к прошлогодним показателям.

Наиболее сложная и кризисная ситуация в транспортной инфраструктуре наблюдается у компаний, работающих в сфере воздушных перевозок. Их выручка в январе — октябре 2022 года снизилась на 6,5% относительного показателя годичной давности, до 1,12 трлн руб.

С апреля обороты компаний воздушного транспорта были в среднем на 19% меньше ежемесячной выручки годичной давности. На это в основном влияла ситуация в пассажироперевозках: пассажирооборот за десять месяцев упал на 5,7% (до 193,5 млрд пассажиро-км), а пассажиропоток — на 12,9% (до 96,6 млн человек). Но также серьезное ухудшение показателей в эти месяцы было зафиксировано и в перевозке грузов транспортной авиации: объем последних, по данным Росстата, составил за десять месяцев 509,5 тыс. тонн, что на 57% меньше, чем год назад. Грузооборот транспортной авиации упал еще более значительно — на 66,8% (до 2,44 млрд тонно-км).

Если в пассажироперевозках среднее расстояние перелетов в 2022 году увеличилось (на это повлияли закрытые воздушные границы с рядом зарубежных стран), то в грузоперевозках оно, напротив, уменьшилось (частично из‑за того, что ряд направлений перестал быть актуальным).

При сохранении всех негативных факторов — санкции, ограничения, необходимость импортозамещения, ремонта самолетов и др. — в ближайшие кварталы кризис в сфере воздушных перевозок будет лишь усугубляться.

На наш взгляд, относительно высокий рост выручки у компаний транспортной сферы в целом связан с хорошей динамикой по большинству ключевых направлений в первые два-три месяца 2022 года. Далее под влиянием кризиса и других обстоятельств происходило постепенное замедление притока средств, которое продолжится во многих — даже относительно успешных — сегментах в 2023 году.

Старый импульс для нового развития

Наиболее существенный вклад в рост оборота телекоммуникационной и ИТ-сферы (на 17,7%, до 4,84 трлн руб.) внесло увеличение выручки у компаний, занимающихся созданием программного обеспечения и деятельностью в области информационных технологий: в январе — октябре 2022 года она выросла на 33,4% (до 2,17 трлн руб.) и 22,9% (до 733 млрд руб.) соответственно.

Несмотря на такие высокие показатели и стимулирующую роль кризиса, снижение темпов развития наблюдалось и здесь. Для сравнения, в 2021 году рост выручки в создании программного обеспечения составил 73,6%, а в прочих информационных технологиях — 44,8%. Поэтому частично рост обеспечен не только уходом зарубежных компаний с рынка и большей востребованностью отечественной продукции, но и инерцией прежнего развития сферы.

Между тем, организации, которые занимались телекоммуникациями, увеличили в этот период свой оборот лишь на 2,4%, до 1,94 трлн руб. Заметное замедление (а в 2020 и 2021 годах рост составлял 7,5‑7,7%) могло быть вызвано тем, что этот сегмент рынка сильно связан с зарубежными технологиями и оборудованием, а заместить их в такой короткий промежуток времени невозможно. Риск снижения выручки на этом фоне сохранится в 2023‑2024 годах.

Мы полагаем, что в ближайшие кварталы финансовые результаты телекоммуникационной и ИТ-сферы останутся более высокими, чем у остальных компаний, но не исключаем некоторого замедления выручки из‑за того, что на импортозамещение в этой сфере необходимо не менее двух — трех лет при оптимистичном развитии событий.

Распределение выручки в телекоммуникационной и ИТ-инфраструктуре в 2021‑2022 годах
График

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group

Энергетика включает секретность

Оборот компаний, занимающихся производством, передачей и распределением электроэнергии, в январе — октябре 2022 года вырос на 5,9%, по отношению к аналогичному периоду годичной давности, до 6,95 трлн руб. (против 8,1%, 7,5% и 6,4% по итогам первого, второго и третьего кварталов соответственно). Весь год рост ежемесячной выручки относительно прошлогодних результатов снижался: с 8,9% в январе и марте до 1,7% по итогам октября.

По данным Системного оператора Единой энергетической системы, по итогам трех кварталов 2022 года потребление электроэнергии составило 819 млрд КВт-ч, что было на 1,8% больше, чем за тот же период 2021 года. В конце первого и второго кварталов превышение относительно прошлогодних значений находилось на уровне 2,2%.

Более поздние данные по потреблению и выработке электроэнергии — за октябрь и ноябрь — Системный оператор официально не публиковал. На его портале теперь открыта информация только о средней температуре наружного воздуха и частоте электрического тока в Единой энергетической системе. Сведения об актуальном потреблении перестали быть публичными еще в октябре, вероятно, потому, что позволяют отслеживать ситуацию не только в отрасли, но и в экономике в целом.

Новый кризис уже значительно отразился на темпах развития альтернативных источников энергии. Из данных Ассоциации развития возобновляемой энергетики следует, что в 2022 году существенно снизился ввод новых мощностей. С начала года и по 1 декабря было введено 308 МВт, в то время как за весь 2021 год ввели почти в четыре раза больше (1,2 ГВт). Впрочем, за счет уже введенных в прошлые годы объектов доля возобновляемых источников энергии в общем объеме производства электроэнергии выросла с 0,5% (по итогам 2021 года) до 0,7% (данные на начало декабря 2022 года).

На рынке новых проектов в альтернативной энергетики в 2022 году возникла инвестиционная пауза из‑за ухода западных партнеров, участвовавших во многих проектах (Fortum, Enel, Vestas), высокой ключевой ставки в первые кварталы и необходимости импортозамещения зарубежных компонентов. В итоге планировавшиеся конкурсы были перенесены на 2023 год. В Минэнерго не исключают, что могут пересмотреть прогнозируемую долю возобновляемых источников энергии в энергобалансе с ранее ожидавшихся 12,5% к 2050 году до 10%.

Несмотря на то что закрытие или приостановка работы ряда промышленных производств должны привести к падению выработки и потребления электроэнергии, мы полагаем, что критического падения показателей здесь в ближайшие кварталы не предвидится из‑за ее востребованности в отраслях, связанных с оборонзаказом. Развитие альтернативной энергетики, на наш взгляд, в ближайшие годы будет происходить медленнее, но окончательно не «затормозится».

Как менялась выручка компаний энергетической инфраструктуры в 2022 году
График

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group

Социальную инфраструктуру подвело здоровье?

Не очень высокий прирост выручки (4,2%) у организаций, работающих с социальной инфраструктурой, связан преимущественно с замедлением роста выручки в сфере здравоохранения.

Доля оборота соответствующих компаний в суммарном обороте организаций социальной инфраструктуры составляет почти 69%. В январе — октябре 2022 года выручка компаний из сферы здравоохранения выросла только на 2,4%, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, или до 3,19 трлн руб. На наш взгляд, это связано со снижением расходов на антиковидные мероприятия и сокращение количества мест в больницах для этих целей. Уменьшение ежемесячного оборота компаний сферы относительно аналогичных показателей годичной давности наблюдается с июля 2022 года, но тенденции к сокращению оборота сферы здравоохранения наблюдались еще в январе и феврале.

У компаний, эксплуатирующих образовательные учреждения, за десять месяцев был зафиксирован рост показателей на 11,3%, до 622 млрд руб. Мы полагаем, что рост вызван в основном повышением стоимости образовательных услуг и не видим сильного влияния кризиса на уменьшение выручки: почти весь 2022 год она росла примерно одними и теми же темпами, хоть и более медленными по сравнению с 2021‑м. Тогда к концу года выручка образовательной сферы увеличилась на 27,7% к пандемическому 2020‑му.

На 9,7%, до 319 млрд руб., в январе — октябре 2022 года вырос оборот организаций, работающих с гостиничной и рекреационной инфраструктурой. Сравнительно невысокий темп роста (годом ранее он был на уровне 87%, после падения на 33% в первый год пандемии) в 2022 году можно объяснить снятием пандемических ограничений, отсутствием активного въездного туризма и общим снижением мобильности населения. Даже в туристически привлекательных городах загрузка отелей и гостиниц была на уровне 65‑70%. Поскольку в 2023 году ситуация с въездным туризмом и мобильностью населения, вероятнее всего, сохранится и может даже усугубиться, в отрасли в следующие кварталы вероятен очередной спад, хоть и менее значительный, чем тот, что наблюдался в пандемию.

У компаний, занимающихся досуговой инфраструктурой (спорта, культуры, сферы развлечений и др.), за десять месяцев 2022 года выручка выросла лишь на 5,1%, до 502 млрд руб. «Просадка» месячной выручки относительно прошлогодних значений в этом сегменте была зафиксирована в мае (на 1,1%), сентябре (на 8,2%) и октябре 2022 года (на 6,1%). Это было вызвано с отменой проведения международных спортивных состязаний в стране, меньшей посещаемостью торговых центров после ухода иностранных брендов, отказом зарубежных компаний показывать фильмы в российских кинотеатрах и закрытием последних (падение выручки в кинотеатрах составило 45‑50%).

Распределение выручки в социальной инфраструктуре в 2021‑2022 годах
График

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group

Устойчиво невысокие результаты коммунальной инфраструктуры

Наибольший рост выручки за десять месяцев в коммунальной сфере наблюдался у компаний, которые занимались водоснабжением, водоотведением, а также утилизацией отходов: на 7,1%, до 1,5 трлн руб. Впрочем, начиная с апреля темпы роста снижались, а в июне — августе месячная выручка была даже меньше прошлогодних значений на 0,6‑12%.

Небольшой прирост выручки — 2,1% — за десять месяцев года был зафиксирован у организаций сферы теплоснабжения (1,21 трлн руб.). Свой вклад в низкий уровень могли внести как более мягкая погода, так и характерные для сложных экономических условий неплатежи. Впрочем, кризис не привел к стремительному ухудшению показателей по сравнению с 2021 годом: наоборот с весны происходил рост темпов месячной выручки по отношению к прошлогодним значениям.

На некотором снижении выручки — на 2,2%, до 1,24 трлн руб. — в сфере газоснабжения (здесь не учитывается транспортировка газа на дальние расстояния) мог сказаться пониженный спрос у населения и компаний, так как выручка ушла «в минус» относительно аналогичных периодов 2021 года уже в апреле. Но пока ее перепады не такие существенные, как во время пандемии. Тогда по итогам 2020 года выручка профильных предприятий упала гораздо заметнее (на 6,1%).

По нашему мнению, невысокие показатели в сфере сохранятся и в 2023 году, а значит, соответствующая инфраструктура продолжит устаревать из‑за дефицита средств на ее обновление.

Как менялась выручка компаний коммунальной инфраструктуры в 2022 году
График

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group

Потеряла ли инфраструктура и сколько?

По нашей оценке, по итогам 2022 года сложившиеся в инфраструктурных отраслях тренды существенно не изменятся. За исключением организаций коммунальной отрасли, оборот которой может оказаться на уровне прошлого года и даже чуть ниже.

Сфер, столкнувшихся с уменьшением поступлений ниже прошлогодних значений, не так много и их потери компенсируют другие виды той же инфраструктуры.

Например, за десять месяцев 2022‑го почти на 77,6 млрд руб. меньше, чем год назад, получила сфера воздушных перевозок, но это лишь 5,3% от ее выручки за 2021 год. Подобные потери в транспортной инфраструктуре компенсировались более высокими поступлениями средств от других сегментов.

В коммунальной инфраструктуре на 28,4 млрд руб. меньше стал оборот компаний из сферы газоснабжения (1,7% относительно выручки сферы в 2021‑м). Однако сферы теплоснабжения и водоснабжения с водоотведением за тот же период показали «прибавку» к выручке коммунальной инфраструктуры почти на 123 млрд руб.

Впрочем, были потери и другого характера. Из-за нового экономического кризиса, введенных санкций и их последствий в большинстве видов инфраструктуры выручка поступала медленнее, чем могло бы быть в случае отсутствия этих негативных факторов. Несмотря на то что такая упущенная выручка не является прямыми потерями для компаний, ее объем тоже косвенно характеризует положение в отраслях и влияет, например, на прибыль.

Объема недопоступившей выручки в отрасли рассчитывался нами как разность между ожидаемым объемом выручки после снятия всех пандемических ограничений и объемом, который складывался в 2022 году. Прогноз последнего был сделан на основе тенденций, сложившихся за десять месяцев.

Объем такой недопоступившей выручки, по нашей оценке, к концу 2022 года может составить почти 2,27 трлн руб., или 6,2% от общего оборота инфраструктурных сфер в 2021 году. Наибольшие недополученные объемы могут прийтись на компании телекоммуникационной и ИТ (785 млрд руб.), социальной (735 млрд руб.) и коммунальной (710 млрд руб.) инфраструктуры. Энергетическая сфера, вероятно, недополучит 332 млрд руб., или 4,1% от ее выручки в 2021 году.

Наиболее высокая доля недополученной выручки может прийтись на организации, работающие в телекоммуникационной (14,6%) и коммунальной (14,4%) инфраструктуре.

Исключением стала транспортная отрасль: она может оказаться в плюсе почти на 292 млрд руб. В наибольшей степени это было стимулировано перестройкой логистических цепочек в грузоперевозках.

Динамика оборота в 2023 году будет во многом зависеть от состояния геополитической и общеэкономической ситуации, дальнейшего воздействия на инфраструктурные отрасли уже введенных и новых санкций, а также процесса импортозамещения.

Какой объем выручки мог недопоступить в инфраструктурные сферы в 2022 году
График

Источник: данные Росстата, профильных министерств, расчеты и анализ Sherpa Group

Материал публикуется исключительно в информационных целях, не является профессиональной консультацией, рекламой и офертой, а также не может быть основанием для принятия инвестиционных решений. Приведенные данные, экспертные мнения и прогнозы актуальны на дату публикации и не носят исчерпывающий характер.