24.01.2023
Национальные проекты: итоги 2022 года
Как росли вложения в комплексный план и «Безопасные качественные дороги»? Какие нацпроекты оказались в приоритете в новых условиях? Почему рекордное освоение средств не всегда означает позитивную ситуацию в отраслях?
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры по итогам 2022 года был исполнен на 99,7%, что на 0,9 п. п. лучше, чем год назад. В него поступило 465,3 млрд руб., или на четверть больше, чем в 2021‑м. Главной причиной такого роста было то, что с января по конец декабря 2022‑го лимиты бюджетных обязательств для комплексного плана выросли в 1,5 раза из‑за вложений в строительство автодорог в рамках коридора Европа — Западный Китай и в развитие региональных аэропортов.
Максимального бюджетного исполнения в 100% достигли пять из семи федеральных проектов комплексного плана, а для «Развития региональных аэропортов» и «Развития Северного морского пути» оно составило 99,7% и 98,1% соответственно. Столь высокий уровень освоения средств не во всех случаях означал быстроту и эффективность расходов. Например, федеральные проекты «Развитие морских портов» и «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна» достигли 100%-ного результата за счет сокращения в четвертом квартале объема ожидаемых вложений на 37% и 26% соответственно.
Бюджетное исполнение нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) составило в 2022 году 99,9% (+0,1 п. п.), до него довели 490,4 млрд руб., что на 34,7% больше объема федеральных средств, полученных в 2021‑м. До 100%-ного бюджетного исполнения дошли два федеральных проекта из состава БКД: «Развитие федеральной магистральной сети» (поступило 301,3 млрд руб.) и «Автомобильные дороги Минобороны России» (0,85 млрд руб.). Еще у трех уровни бюджетного исполнения были выше 99%: «Дорожной сети» (99,9%, 173,9 млрд руб.), «Общесистемных мер развития дорожного хозяйства» (99,7%, 8,9 млрд руб.) и «Развития общественного транспорта» (99,2%, 3,3 млрд руб.). Наименьший уровень бюджетного исполнения был у «Безопасности дорожного движения» (96,8%, 2,1 млрд руб.).
Государство в четвертом квартале повысило на 24%, до 490,7 млрд руб., уровень ожидаемых до конца года вложений в БКД. Увеличение коснулось трех федеральных проектов из шести. Таковыми стали относящиеся к инфраструктуре «Развитие федеральной магистральной сети» (на 29,6% относительно начала четвертого квартала, до 301,4 млрд руб.), «Дорожная сеть» (на 19,6%, до 174 млрд руб.) и «Развитие общественного транспорта» (на 6,7%, почти до 3,3 млрд руб.). Сокращению лимита бюджетных обязательств подвергся федеральный проект «Безопасность дорожного движения» (почти вдвое, до 2,2 млрд руб.), что косвенно могло быть связано со снижением показателей аварийности на дорогах во время пандемии.
Объем федеральных средств, доведенных в 2022 году до 15 национальных проектов, составил 3,31 трлн руб., а бюджетное исполнение достигло 99%. Объем федеральных вложений оказался почти на 29% больше, чем в 2021 году. Без учета нового «атомного проекта», который не фигурирует в официальной статистике Минфина (но информация о нем публикуется на едином портале бюджетной системы России), объем федеральных средств для 14 нацпроектов был равен в 2022 году 3,27 трлн руб., а бюджетное исполнение — 98,7%.
Максимальное 100%-ное бюджетное исполнение по итогам 2022 года зафиксировано у «Развития техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года» (30,6 млрд руб.). Еще у четырех нацпроектов бюджетное исполнение в 2022 году достигло 99,9%: это «Безопасные качественные дороги» (доведено 490,4 млрд руб.), «Жилье и городская среда» (258,4 млрд руб.), «Наука и университеты» (120 млрд руб.) и «Культура» (48,3 млрд руб.). Минимальный уровень бюджетного исполнения в 2022‑м, согласно данным Минфина, оказался у нацпроекта «Цифровая экономика Российской Федерации» (92,6%, 164,7 млрд руб.).
Увеличение плановых вложений в нацпроекты в четвертом квартале было незначительным: на 3,2%, но коснулось большинства из них, что свидетельствует о перераспределении средств на более приоритетные и эффективные направления к концу года. Наиболее заметно увеличили лимиты бюджетных обязательств в четвертом квартале для «Жилья и городской среды» (на 32%, до 258,6 млрд руб.), «Безопасных качественных дорог» (на 24%, до 490,7 млрд руб.), комплексного плана по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры (на 12,3%, до 466,6 млрд руб.) и «Образования» (на 5%, до 213,2 млрд руб.). В первом случае на рост повлияли расходы на сокращение площади непригодного жилья, а в последнем — увеличение лимитов средств на патриотическое воспитание.
Существенное сокращение планки ожидаемых вложений (свыше 5%) в четвертом квартале коснулось пяти нацпроектов, что в ряде случаев могло быть связано со снижением актуальности в новых условиях, а частично с переносом или неотлаженной системой освоения средств. Такими проектами были «Малое и среднее предпринимательство» (снижение на 5,1%, до 80,6 млрд руб.), «Туризм и индустрия гостеприимства» (на 6,5%, до 64,4 млрд руб.), «Демография» (на 7,1%, до 746,9 млрд руб.), «Цифровая экономика» (на 11,3%, до 177,8 млрд руб.) и «Международная кооперация и экспорт» (на 16,8%, до 128,1 млрд руб.). В последнем случае заметно уменьшили расходы на развитие промышленного экспорта, а у «Цифровой экономики» их «урезали» практически по всем направлениям.
Комплексный план и внеплановые рекорды
Бюджетное исполнение комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры по итогам 2022 года составило 99,7%. Это оказалось на 0,9 п. п. больше, чем в 2021 году, и стало рекордным уровнем за все четыре года реализации.
Всего в 2022 году в комплексный план из федерального бюджета направили 465,3 млрд руб., что почти на четверть (24,6%) больше, чем год назад. Это рекордная сумма, для сравнения, в начале года государство планировало довести до мероприятий плана лишь 296,2 млрд руб., то есть в полтора раза меньше.
Увеличение произошло преимущественно за счет роста финансирования двух федеральных проектов: «Строительства автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа — Западный Китай» (с 132,9 млрд руб. в начале 2022‑го до 299,5 млрд руб. в конце) и «Развития региональных аэропортов» (с 29,1 млрд руб. до 55,1 млрд руб.).
Всего в четвертом квартале 2022 года в комплексный план поступило 130,6 млрд руб. федеральных средств или 28% от запланированных на год трат. Более 46% этой суммы (60,4 млрд руб.) направили в проекты плана в ноябре, а в декабре в проекты поступило лишь 27,4 млрд руб., меньше, чем в среднем по всем месяцам (около 39 млрд руб.). То есть, финансирование комплексного плана было более ритмичным, чем обычно это происходит в случае федеральных и региональных инфраструктурных расходов, значительный объем которых (40–45%) обычно приходится на последний квартал года.
Максимального уровня бюджетного исполнения — 100% — смогли достичь пять из семи федеральных проектов комплексного плана. Двум проектам — «Развитию региональных аэропортов» и «Развитию Северного морского пути» — до такого результата не хватило 0,3% и 1,9% соответственно.
Высокие показатели в каждом случае достигались одним из трех путей: (1) ускоренным освоением средств в рамках увеличенных в течение года лимитов, (2) своевременным освоением средств в рамках почти неизменных запланированных вложений или (3) не очень быстрым освоением средств при снижении планки вложений.
Первые два способа, на наш взгляд, отражают успешность процессов планирования и финансирования мероприятий и проектов, третий — свидетельствует о наличии проблем с этим, поскольку не все изначально запланированные средства в итоге доходят до соответствующей отрасли. Причинами могут быть смена приоритетов властей из‑за кризиса, перенос средств на более поздние периоды, отсутствие или непроработанность конкретных проектов, неготовность заказчиков, частных инвесторов или исполнителей и др.
Увеличенные бюджетные вложения в конце 2022 года были характерны для федерального проекта, касающегося транспортного коридора «Европа — Западный Китай», «Развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» и «Развития железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного басcейна».
Первые два проекта досрочно достигли 100%-ной планки исполнения (ЕЗК в июне, а развитие Центрального транспортного узла — еще в марте), далее им выделили дополнительные средства. Проект по развитию железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна, наоборот, три квартала подряд числился среди отстающих. Освоение средств на начало октября 2022 года составляло 2,3%. Согласно данным Минфина, в четвертом квартале лимит вложений для этого федпроекта увеличили в 2,1 раза, а оставшийся до 100% объем средств (8,9 млрд руб.) дошел до его мероприятий в течение декабря.
Относительно планомерное расходование средств без серьезного пересмотра лимитов было зафиксировано у федеральных проектов «Развитие Северного морского пути» и «Развитие региональных аэропортов». С конца третьего квартала лимиты расходов по первому уменьшили на 0,8% (до 59,3 млрд руб.), а по второму увеличили на 2,7% (до 55,1 млрд руб.). При этом основной объем федеральных средств (почти 73%) был направлен на развитие Северного морского пути в течение первых трех кварталов, а большая часть расходов на аэропорты (около 57%) — только в четвертом.
Сложности с планированием и финансированием, по всей видимости, возникли у двух федеральных проектов. Так, например, в случае «Развития морских портов» государство в четвертом квартале уменьшило лимиты федеральных расходов на 37,3%, до 20 млрд руб. На начало октября кассовое исполнение федпроекта было одним из самых низких (43,1%, 13,1 млрд руб.). За октябрь и ноябрь в мероприятия по развитию морских портов из федерального бюджета перечислили около 7 млрд руб. А в декабре, когда бюджетные траты традиционно высоки, в проект пришло лишь 20 млн руб. В итоге 100%-ного исполнения достигли не за счет финансирования, а за счет снижения планки вложений.
Другой аналогичный пример — федеральный проект «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна», который достиг 100%-ного освоения за счет сокращения лимита бюджетных обязательств. Еще в конце третьего квартала предполагалось, что до проекта из федерального бюджета доведут 12,5 млрд руб., но к концу 2022 года эту сумму сократили на 26%, до 9,3 млрд руб. Почти столько было вложено в течение первых трех кварталов, а в четвертом в проект пришло 11,7 млн руб., или только 0,1% от итоговых трат за год.
Мы полагаем, что в следующие кварталы ситуация для многих проектов будет складываться по такой же логике. Впрочем, изменения также возможны, например, федпроект по развитию железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна в 2021 году можно было отнести к категорию проектов с неэффективным планированием и финансированием, а по итогам 2022 года он попал в категорию успешных проектов.
БКД едут без остановок
Кассовое исполнение национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) составило в 2022 году 99,9%, до него довели 490,4 млрд руб. В четвертом квартале в нацпроект поступило свыше 42% этой суммы (206,9 млрд руб.), что было вызвано пересмотром планов течение второй половины года в сторону значительного увеличения расходов.
Год назад БКД был исполнен на 99,8%, в него направили 364,2 млрд руб. федеральных средств. Таким образом, поступления из федерального бюджета в «автодорожный» нацпроект в 2022 году выросли на 34,7%.
БКД, как и комплексный план, стал нацпроектом, которому в конце 2022 года повышали планку планируемых федеральных вложений: с начала октября по конец декабря она выросла на 24%, до 490,7 млрд руб. Для сравнения, в январе 2022‑го установленные на год лимиты составляли 300,7 млрд руб.
До 100%-ного бюджетного исполнения дошли два федеральных проекта в составе БКД: самый крупный («Развитие федеральной магистральной сети», 301,3 млрд руб.) и самый небольшой («Автомобильные дороги Минобороны России», 0,85 млрд руб.).
Еще у трех федеральных проектов уровни бюджетного исполнения были выше 99%: «Дорожной сети» (99,9%, доведено 173,9 млрд руб.), «Общесистемных мер развития дорожного хозяйства» (99,7%, 8,9 млрд руб.) и «Развития общественного транспорта» (99,2%, 3,3 млрд руб.).
Федеральным проектом с наименьшим уровнем бюджетного исполнения по итогам 2022 года стала «Безопасность дорожного движения» (96,8%, 2,1 млрд руб.), что было связано с изменением приоритетов в распределении средств и возможным достижением ряда плановых показателей.
Лимиты бюджетных обязательств в четвертом квартале 2022 года выросли сразу для трех федеральных проектов из шести входящих в БКД: «Развития федеральной магистральной сети» (на 29,6% относительно начала четвертого квартала, до 301,4 млрд руб.), «Дорожной сети» (на 19,6%, до 174 млрд руб.) и «Развития общественного транспорта» (на 6,7%, почти до 3,3 млрд руб.). Впрочем, если два первых проекта в течение года финансировались равномерно, то в последний федеральные средства не поступали вплоть до ноября, а в декабре было внесено 98% годового объема (около 3,2 млрд руб.). Ожидается, что в следующем году этот федеральный проект власти станут финансировать более активно, чем это предполагалось в планах, заложенных в предыдущих законах о бюджете.
Подробнее о том, какие планы у государства по вложениям в комплексный план, БКД и другие нацпроекты в 2023 году, читайте в аналитическом обзоре Sherpa Group «Как изменится федеральное финансирование нацпроектов в ближайшие три года?»
Государство в четвертом квартале не стало пересматривать планы вложений для двух федеральных проектов в составе БКД — «Автомобильных дорог Минобороны России» и «Общесистемных мер развития дорожного хозяйства».
В то же время объем средств, запланированных до конца 2022 года для федерального проекта «Безопасность дорожного движения», сократили почти вдвое: с 4,3 млрд руб. в начале четвертого квартала до 2,2 млрд руб. в его конце. В предыдущие месяцы бюджетное исполнение «Безопасности» было одним из самых низких — за три квартала 2022‑го в него вложили лишь 23,2% запланированных на тот момент средств.
В рамках этого проекта не создаются инфраструктурные объекты, но из него, например, согласно паспорту, финансируется поставка экспресс-тестов для освидетельствования водителей, технических устройств для измерения скорости, машин скорой помощи для спасения пострадавших в ДТП, автомобилей патрульных служб и др. Частично урезание финансирования могло быть связано с уже происходившим обновлением технического фонда ГИБДД и со снижением показателей аварийности. Впрочем, на последние повлияла и пандемия, после которой прежняя мобильность населения не восстановилась.
Мы считаем, что БКД в следующем году будут оставаться в приоритете у федеральных и региональных властей, а значит, при относительно стабильной экономической ситуации объем вкладываемых средств, вероятно, сохранится и, а по некоторым направлениям может увеличиться.
Исполнение в шаге от 100%
Согласно открытым данным единого портала бюджетной системы России, объем федеральных средств, доведенных в 2022 году до 15 национальных проектов, достиг 3,31 трлн руб., а их общее бюджетное исполнение составило 99%.
В официальных новостях Минфина традиционно приводятся данные по 14 национальным проектам (без учета нового, утвержденного в 2021 году проекта по развитию техники, технологий и исследований в сфере атомной энергии). Федеральные расходы по этим 14 проектам в 2022 году, согласно данным Минфина, составили 3,27 трлн руб., а бюджетное исполнение — 98,7%.
Для сравнения, в 2021 году в те же 15 проектов из федерального бюджета поступило 2,57 трлн руб., или 97,8% от запланированного объема. То есть фактические вложения в нацпроекты за год выросли на 28,8%.
Максимальное 100%-ное бюджетное исполнение по итогам 2022 года было зафиксировано только у одного нацпроекта — «Развития техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года» (30,6 млрд руб.).
Еще у пяти нацпроектов бюджетное исполнение в 2022 году достигло 99,9% (по итогам 2021‑го максимум составлял 99,8%). К ним относятся «Безопасные качественные дороги» (до них доведено 490,4 млрд руб.), «Жилье и городская среда» (258,4 млрд руб.), «Наука и университеты» (120 млрд руб.), «Культура» (48,3 млрд руб.) и «Производительность труда» (5,5 млрд руб.). Высокий уровень освоения бюджетных средств был характерен для всех этих нацпроектов и по итогам 2021 года. У первых трех он, в частности, превышал 99%, a у «Культуры» и «Производительности труда» тогда немного не достиг этого уровня: 98,8% и 98%.
Наиболее «отстающими» по уровню бюджетного исполнения в 2022 году стали «Цифровая экономика Российской Федерации» (92,6%, 164,7 млрд руб.), «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (94,7%, доведено 76,3 млрд руб.) и «Здравоохранение» (96,3%, 360,8 млрд руб.).
«Цифровая экономика» и «Малое и среднее предпринимательство» стали двумя из 15 нацпроектов, чье исполнение за год ухудшилось: в 2021 году оно составляло 96,1% и 95,2%, что было на 3,5 п. п. и 0,5 п. п. больше, чем в 2022‑м, соответственно.
В свою очередь, «Образование» стало нацпроектом с максимальным улучшением освоения: уровень бюджетного исполнения за 2022 год повысился сразу на 7,8 п. п. (в 2021 году освоили лишь 89,8% запланированных средств, а в 2022‑м — 97,6%, или 208 млрд руб.).
Если рассматривать бюджетное исполнение отдельных федеральных проектов, из которых состоят нацпроекты, то максимальное 100%-ное освоение средств в 2022 году было достигнуто у 31 из 73‑х. По итогам 2021 года такой показатель был лишь у 14. Минимальное бюджетное исполнение, по оперативным данным, опубликованным Минфином, наблюдалось в 2022‑м у федерального проекта «Обеспечение доступа в интернет за счет развития спутниковой связи» (входит в нацпроект «Цифровая экономика»): 10,5%, в него поступило лишь 1,2 млрд руб.
Национальным проектам перераспределили лимиты
В четвертом квартале 2022 года пересмотр плановых вложений в нацпроекты был незначительным: лимиты бюджетных обязательств повысили на 3,2%. Однако он коснулся девяти проектов из 15‑ти, что позволяет говорить о перераспределении средств на более приоритетные направления к концу года.
Значительное увеличение планки вложений и ускорение освоения средств в четвертом квартале коснулось четырех национальных проектов: «Жилья и городской среды» (лимиты в течение квартала повысили на 32%, до 258,6 млрд руб.), «Безопасных качественных дорог» (на 24%, до 490,7 млрд руб.), комплексного плана по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры (на 12,3%, до 466,6 млрд руб.) и «Образования» (на 5%, до 213,2 млрд руб.).
В случае с «Жильем и городской средой» основной приток дополнительных средств был направлен на сокращение непригодного для проживания жилого фонда. У «инфраструктурных» нацпроектов — на строительство и развитие системы автомобильных дорог, а у образовательного проекта — на повышение качества обучения и патриотическое воспитание (в последнем случае в четвертом квартале планка расходов на 2022 год для соответствующего федерального проекта подскочила сразу на 78%, до 11,6 млрд руб.). О приоритетности этих направлений говорилось и в заявлениях властей, поэтому можно ожидать, что повышенный уровень вложений в большинстве из них сохранится в будущем.
На прежнем или близком к нему уровне (до 5% в обе стороны) сохранили лимиты бюджетных обязательств шесть нацпроектов: «Экология» (рост на 1,8%, до 136 млрд руб.), «Здравоохранение» (рост на 0,4%, до 374,8 млрд руб.), «Производительность труда» (0%, 5,5 млрд руб.), проект по развитию техники, технологий и исследований в сфере атомной энергии (0%, 31 млрд руб.), «Культура» (снижение на 0,8%, до 48,4 млрд руб.) и «Наука и университеты» (снижение на 4,1%, до 120,2 млрд руб.).
Заметное сокращение планки ожидаемых вложений (свыше 5%) в четвертом квартале произошло для пяти нацпроектов: «Малое и среднее предпринимательство» (снижение на 5,1%, до 80,6 млрд руб.), «Туризм и индустрия гостеприимства» (снижение на 6,5%, до 64,4 млрд руб.), «Демография» (снижение на 7,1%, до 746,9 млрд руб.), «Цифровая экономика» (снижение на 11,3%, до 177,8 млрд руб.) и «Международная кооперация и экспорт» (снижение на 16,8%, до 128,1 млрд руб.).
В последнем случае были заметно — на 36,2%, до 49,3 млрд руб. — были сокращены расходы на входящий в этот нацпроект федеральный проект «Промышленный экспорт», а в случае с цифровым нацпроектом — средства были урезаны практически по всем входящим в него федеральным проектам.
Мы полагаем, что, как и в случае с комплексным планом или БКД, резкое сокращение лимитов бюджетных обязательств порой может быть связано со слабо отлаженным механизмом освоения федеральных средств, переносом средств на более поздние периоды либо с менее эффективным планированием, а также с тем, что некоторые направления могли стать менее актуальными в новых условиях. Более определенно судить о причинах снижения вложений для конкретных нацпроектов можно будет по динамике федеральных расходов в первой половине 2023 года.
Материал публикуется исключительно в информационных целях, не является профессиональной консультацией, рекламой и офертой, а также не может быть основанием для принятия инвестиционных решений. Приведенные данные, экспертные мнения и прогнозы актуальны на дату публикации и не носят исчерпывающий характер.