22.10.2024

Комплексный план и нацпроекты в третьем квартале 2024 года

Какие федеральные проекты замедляют исполнение комплексного плана? На что ускоренно шли средства в «Безопасных качественных дорогах»? Каким нацпроектам увеличили финансирование до конца года?

Digest_dt
Digest_mob

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в третьем квартале 2024 года продолжал отставать по исполнению от остальных нацпроектов и собственных результатов прошлых лет. По данным Минфина, за три квартале 2024 года в мероприятия плана направили лишь 35% предусмотренных средств (45,9 млрд руб.) против 57,5% (109,1 млрд руб.) год назад. Значительно меньшая активность в этом году, по нашему мнению, может быть связана с кадровыми перестановками в транспортной отрасли, а также с отвлечением сил на подготовку нового нацпроекта «Эффективная транспортная система».

Несмотря на общее отставание в темпах вложений в комплексный план, один из его федеральных проектов — «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» — в третьем квартале профинансировали на 100% (2 млрд руб.). Среди пока неисполненных проектов лидирует «Развитие региональных аэропортов» (45,8%; 19,8 млрд руб.). В третьем квартале в составе комплексного плана появился федпроект «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей» (3 млрд руб.), его исполнение пока нулевое. Из «старых» проектов плана медленнее всего финансируют «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного басcейна» (1,9%; 224 млн руб.), схожие проблемы у аналогичного проекта для портов Азово-Черноморского бассейна и федпроекта развития морских портов. Вероятнее всего, в четвертом квартале им сократят предусмотренное финансирование.

Бюджетное исполнение национального проекта «Безопасные качественные дороги» по итогам трех кварталов 2024 года составило 67,5%, что было меньше, чем год назад (72,9%). При этом объем доведенных до его мероприятий средств достиг 446,6 млрд руб. Из-за значительной разницы в планке финансирования это на 34,3% больше, чем за три квартале 2023‑го. Пока планируемый до конца года объем средств на БКД составляет 662 млрд руб., но в последние два года этому нацпроекту повышали планку вложений в четвертом квартале на 15–25%. Мы полагаем, что в 2024 году увеличение планового финансирования может быть скромнее (до 3–6%), что, впрочем, позволит довести до проекта примерно 682–702 млрд руб.

Федеральный проект «Дорожная сеть», нацеленный на развитие региональных и муниципальных дорог, продолжает лидировать среди проектов БКД по бюджетному исполнению: в него за три квартала 2024 года направили 86,7% запланированных средств (227,1 млрд руб.). В крупнейший федеральный проект БКД «Развития федеральной магистральной сети» пока дошло 55,3% денег (190,7 млрд руб.), но темпы его финансирование в третьем квартале были ускоренными: довели более 29% годового объема средств, для сравнения, до «Дорожной сети» — 22%. Обоим проектам в третьем квартале повысили планку вложений: «Дорожной сети» на 0,9%, до 261,9 млрд руб., а «Развитию федеральной сети» на 3,9%, до 345,1 млрд руб. Это совпадает с ожидаемыми тенденциями ближайших лет, когда большее внимание собираются уделять федеральным дорогам.

Общий объем произведенных расходов на инфраструктурные национальные проекты (комплексный план и «Безопасные качественные дороги») по итогам трех кварталов 2024 года увеличился на 11,6% к результату годичной давности, до 492,5 млрд руб. По актуальным данным, в 2024 году до них могут довести суммарно 793 млрд руб. Но если вложения в четвертом квартале буду производить так же, как и в прошлые годы, неэффективным проектам комплексного плана средства сократят, а проектам БКД их, наоборот, добавят. В результате общий объем федеральных вложений в два нацпроекта может при консервативном развитии событий составить около 785 млрд руб., при оптимистичном — порядка 835 млрд руб. В 2023 году такие расходы достигли 740,1 млрд руб.

Общее исполнение 15 национальных проектов (без учета атомного, статистику по которому не публикуют) по итогам трех кварталов 2024 года составило 69,5%, достигнув самого высокого уровня за последние годы. В них поступило 2,19 трлн руб., на 10% больше, чем год назад. По уровню бюджетного исполнения и объему полученных федеральных средств лидировал нацпроект «Демография» с 80,8% и 748,9 млрд руб. соответственно. Минимальное исполнение было у комплексного плана (35%; 45,9 млрд руб.), а предпоследнее место — вновь у «Беспилотных авиационных систем» (38,8%; 18 млрд руб.), финансирование которых началось в этом году с задержкой примерно в квартал.

Сразу три федеральных проекта из 79‑ти финансируемых из бюджета к 1 октября 2024 года были исполнены на 100%, при этом на два федеральных проекта средства пока не перечисляли. К трем досрочно исполненным относятся «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (нацпроект «Жилье и городская среда»), «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (комплексный план) и «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов опасности» (нацпроект «Экология»). Еще не начинали финансирование «Развития высокоскоростных железнодорожных магистралей» (комплексный план) и «Комплексной системы мониторинга качества окружающей среды» (нацпроект «Экология»). Но первый появился в бюджетной росписи только в конце третьего квартала, а для второго 2024‑й — первый год финансирования, когда не все процессы еще отлажены.

Планируемые до конца 2024 года вложения в 15 нацпроектов в третьем квартале повысили на 2,3%, до 3,15 трлн руб. Объем, добавленный нацпроектам в третьем квартале (71,9 млрд руб.), был больше, чем во втором и первом: 49 млрд руб. и 15 млрд руб. соответственно. Наибольший объем дополнительных средств получит нацпроект «Демография» (ему добавили 34,7 млрд руб., до 926,9 млрд руб.), а в относительном выражении — нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» (рост на 14,7%, до 50,9 млрд руб.). Уменьшили финансирование до конца года трем нацпроектам, из них наиболее значительно — «Экологии» (на 3,8%, до 74,5 млрд руб.), сократив более чем на треть планируемые вложения в проект по сохранению озера Байкал.

Комплексный план на последнем месте

Бюджетное исполнение комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на 1 октября 2024 года составило 35%, следует из данных Минфина. Оно стало минимальным для этого периода за все время реализации комплексного плана (2019–2024 годы). Для сравнения, к 1 октября 2023 года он был исполнен на 57,5%.

Как и кварталом ранее, бюджетное исполнение комплексного плана — минимальное среди всех национальных проектов.

Общий объем федеральных средств, поступивших в комплексный план за три квартала 2024 года, составил 45,9 млрд руб. По итогам трех кварталов прошлого года до него довели почти в 2,4 раза больше: 109,1 млрд руб.

Федеральные вложения в комплексный план и его исполнение в 2022–2024 годах
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Заметно меньшая активность, по нашему мнению, может быть связана с кадровыми перестановками в руководстве транспортной отрасли, а также с отвлечением сил на подготовку нового нацпроекта «Эффективная транспортная система». Открытыми остаются вопросы, будут ли доведены деньги до большинства мероприятий комплексного плана в четвертом квартале и перенесут ли неиспользованный объем на будущие периоды в новый нацпроект.

Подробнее о составе новых нацпроектов и расходах на них можно узнать в аналитическом обзоре «Новые нацпроекты и бюджет: сколько направят на инфраструктуру в ближайшие три года?» .

В июле 100%-ного бюджетного исполнения досрочно достиг федеральный проект «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла», до которого довели запланированные 2 млрд руб. Эти средства перечислены в качестве взноса в уставный капитал РЖД и предназначены на развитие Московских центральных диаметров.

Среди федеральных проектов, чье финансирование еще продолжается, лидер по исполнению — «Развитие региональных аэропортов». В него поступило 45,8% запланированных средств или почти 19,8 млрд руб. Год назад в этот федеральный проект довели более двух третей запланированных средств (67,5%; 29 млрд руб.). Самый крупный федеральный проект комплексного плана «Развитие Северного морского пути» пока профинансировали на 39,5% (22,1 млрд руб.).

В конце третьего квартала 2024 года в составе комплексного плана появился федеральный проект «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей», на который до конца года планируют направить 3 млрд руб. Его финансирование еще не начато и потому исполнение остается минимальным среди всех остальных федпроектов. В следующем году этот федеральный проект станет частью «Эффективной транспортной системы», на него уже предусмотрено 16,2 млрд руб., которые пойдут на выкуп или компенсацию изъятия земельных участков для концессионной части будущей ВСМ Москва — Санкт-Петербург.

Исполнение остальных трех федеральных проектов, находившихся в комплексном плане с начала года, остается, по нашей оценке, очень низким для начала четвертого квартала. Так, в «Развитие морских портов» по итогам трех кварталов 2024 года поступило только 15,7% средств (год назад — 24,8%), в «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна» — 9,2% (2,8%), а в «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного басcейна» — 1,9% (56,6%).

В четвертом квартале прошлого года для того, чтобы достичь высокого уровня бюджетного исполнения, первым двум проектам снизили планку вложений на 24% и 92% соответственно. Мы не исключаем, что в этом году решение может оказаться аналогичным. В этом случае общие федеральные вложения в комплексный план могут быть сокращены относительно конца третьего квартала на 25 млрд руб., если в четвертом квартале эти проекты вообще не будут финансировать, и на 16–22 млрд руб., если до них все же дойдет часть средств.

Исполнение федеральных проектов комплексного плана по итогам трех кварталов 2024 года
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Пока планируемый объем федеральных средств на комплексный план в 2024 году в третьем квартале вырос на 2,8%, до 131,2 млрд руб. Но основную часть этих средств (3 млрд руб.) обеспечил новый федеральный проект для ВСМ. Еще 540 млн руб. добавили федеральному проекту «Развитие региональных аэропортов», теперь до конца года в него могут вложить почти 43,1 млрд руб. Финансирование остальных проектов не изменилось либо было изменено на небольшую величину (менее 0,2%). Увеличение вложений в план в четвертом квартале возможно, но его вероятность, во‑первых, меньше, чем в прошлые годы из‑за низкого уровня исполнения федеральных проектов, а, во‑вторых, прирост часто осуществляется за счет перераспределения средств внутри комплексного плана.

Таким образом, в финальный год существования комплексного плана до его проектов из федерального бюджета может дойти от 105 млрд руб. до 131–132 млрд руб. Это будет на 38–51% меньше результата прошлого года (213,4 млрд руб.).

Федеральная сеть догнала «Безопасные качественные дороги»

Бюджетное исполнение нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) по итогам трех кварталов 2024 года составило 67,5%. Это было меньше, чем в 2022–2023 годах, когда оно составляло около 71–73%.

Впрочем, из‑за разницы в предусмотренном финансировании объем федеральных средств, поступивших в национальный проект за девять месяцев, был больше уровня годичной давности на 34,4% и достиг 446,6 млрд руб.

Федеральные вложения в «Безопасные качественные дороги» и их исполнение в 2022–2024 годах
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Самое высокое исполнение по итогам трех кварталов 2024 года было у федерального проекта «Дорожная сеть», нацеленного на развитие региональных и местных автодорог. В него поступило 86,7% средств (227,1 млрд руб.). В прошлом году этот федеральный проект тоже лидировал по исполнению, но оно было немного меньше (82,2%).

Крупнейший проект БКД «Развитие федеральной магистральной сети» к 1 октября 2024 года исполнили на 55,3%, в него направили 190,7 млрд руб. Впрочем, в третьем квартале его финансировали интенсивнее, чем в два предыдущих вместе взятых. До мероприятий в июле — сентябре довели 29% предусмотренных на год средств, в то время как, в январе — июне чуть больше 25%. Даже лидирующая в нацпроекте по исполнению и объему полученных средств «Дорожная сеть» отставала в скорости освоения федеральных средств: за третий квартал в нее пришло около 22% годового объема.

Исполнение федеральных проектов «Безопасных качественных дорог» по итогам трех кварталов 2024 года
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

У большинства федеральных проектов БКД исполнение по итогам трех кварталов 2024 года было выше 50%. Исключений было два: «Развитие общественного транспорта» (48,7%; 20,6 млрд руб.) и «Автомобильные дороги Минобороны России» (31%; 0,25 млрд руб.). Минимальное исполнение последнего федпроекта и медленные темпы финансирования в третьем квартале (дошел лишь 1% годовых средств), на наш взгляд, могли быть связаны с кадровыми перестановками в министерстве обороны и сменой кураторов. Кроме того, через несколько месяцев «Автомобильные дороги Минобороны России» ожидает изменение статуса. С 2025 года они станут частью федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть», входящего в нацпроект «Инфраструктура для жизни», но потеря финансирования им не угрожает — расходы по‑прежнему будут составлять 800 млн руб. в год.

В третьем квартале 2024‑го планируемые до конца года федеральные расходы на нацпроект «Безопасные качественные дороги» повысили на 2,2%, или 14,1 млрд руб., до 662 млрд руб.

Средства добавили ключевым автодорожным проектам: «Развитию федеральной магистральной сети» (дополнительные 13,1 млрд руб., рост на 3,9%) и «Дорожной сети» (дополнительные 2,4 млрд руб., рост на 0,9%).

В свою очередь, «Развитию общественного транспорта», наоборот, снизили планку финансирования на 3,2%, или 1,4 млрд руб., до 42,2 млрд руб. Ее федеральному проекту снижали и год назад, но заметнее (более 7%) и немного позднее — в четвертом квартале.

Планку финансирования всего нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в четвертом квартале 2022 и 2023 годов значительно повышали: на 24% и 15,5% соответственно. Вероятнее всего, некоторого повышения можно ожидать и в этот раз. Более того, это было бы логично для сглаживания скачка в объемах средств, проходящих через нацпроекты. В следующем году на автодорожные мероприятия в рамках «Инфраструктуры для жизни» собираются расходовать на 40–50% больше, чем на подобные мероприятия в 2024‑м.

Поскольку повышение планки имеет нисходящую динамику, мы предполагаем, что до БКД в 2024 году могут довести на 3–6% больше, чем запланировано на начало четвертого квартала. Таким образом, общее федеральное финансирование в 2024 году может достичь 682–702 млрд руб.

Суммарный объем федеральных расходов на инфраструктурные нацпроекты — комплексный план и «Безопасные качественные дороги» — по итогам трех кварталов 2024 года достиг 492,5 млрд руб., что на 11,6% больше результата годичной давности. Из имеющихся официальных данных следует, что до конца года в оба нацпроекта вложат чуть более 793 млрд руб.

Но если сохранится прежняя логика добавлений, урезаний и перераспределений средств в последнем квартале, то эта сумма будет в пределах 785–835 млрд руб. Для сравнения год назад, на комплексный план и БКД потратили 740,1 млрд руб., то есть увеличение относительно 2023 года может составить 6–13%. Выход на середину или верхнюю границу этого диапазона будет позитивным для инфраструктурной отрасли, так как такой рост превысит уровень ожидаемой инфляции.

Нацпроектам добавили на «Демографию»

Бюджетное исполнение 15 национальных проектов на 1 октября 2024 года составило 69,5%, за три квартала из федерального бюджета в них поступило 2,19 трлн руб. Это было лучше, чем год назад, когда было переведено 68,8% запланированных средств, или 1,99 трлн руб.

Минфин не публикует информацию о бюджетном исполнении 16‑го национального проекта «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ на период до 2024 года». Из закона о федеральном бюджете на 2024–2026 годы известно, что объем расходов на него в 2024 году запланирован на уровне 24 млрд руб.

Общие федеральные вложения в национальные проекты и их исполнение в 2022–2024 годах
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Самый большой уровень бюджетного исполнения за три квартала 2024 года — у самого крупного национального проекта «Демография», в который поступило 80,8% средств, или 748,9 млрд руб. Год назад его финансировали медленнее: по итогам трех кварталов 2023‑го до него довели 74,5% средств. Лидером тогда был нацпроект «Наука и университеты».

Если год назад только один нацпроект не смог достичь исполнения в 50% к началу октября («Туризм и индустрия гостеприимства» с 47,2%), то в 2024 году таких проектов два — «Беспилотные авиационные системы» (38,8%; 18 млрд руб.) и комплексный план (35%; 45,9 млрд руб.).

Исполнение национальных проектов по итогам трех кварталов 2024 года
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

В комплексном плане большинство проектов финансировали медленнее, чем год назад, что мы связываем с его завершением и активной работой властей над новыми нацпроектами. В свою очередь, к федеральному финансированию «Беспилотных авиационных систем» приступили только в этом году, поэтому не все процессы еще отлажены, кроме того, его фактическое исполнение началось со второго квартала, так как в первом в нацпроект поступило лишь 3,8% средств. Пока успешнее всего в его рамках финансируют мероприятия по стимулированию спроса на отечественные беспилотные авиационные системы, соответствующий федеральный проект исполнен на 60,5%. А медленнее всего — разработку, стандартизацию и серийное производство таких систем и комплектующих (исполнен на 19,5%).

Быстрее, чем год назад, по итогам трех кварталов 2024 года финансировали шесть нацпроектов: «Здравоохранение» (на 14 п. п., до 71,4%), «Туризм и индустрию гостеприимства» (на 11,4 п. п., до 58,6%), «Демографию» (на 6,1 п. п., до 80,8%), «Образование» (на 6,1 п. п., до 71,6%), «Международную кооперацию и экспорт» (на 5,1 п. п., до 67%) и «Малое и среднее предпринимательство» (на 2,2 п. п., до 58,4%). Почти не изменились темпы финансирования нацпроекта «Производительность труда» (за три квартала 2024‑го 69,4% вложений против 69,5% год назад). Остальные семь национальных проектов (не учтены два национальных проекта: «Беспилотные авиационные системы», так как их в 2023 году еще не финансировали, и «атомный» нацпроект из‑за отсутствия данных по его исполнению) отставали от темпов финансирования прошлого года, сильнее всех — комплексный план (на 22,5 п. п., до 35%).

К началу октября 2024 года были полностью профинансированы три федеральных проекта из 79-ти в составе 15 национальных проектов: «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (16,3 млрд руб.; нацпроект «Жилье и городская среда»), «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (2 млрд руб.; комплексный план) и «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов опасности» (5,1 млрд руб.; нацпроект «Экология»). Между тем, последний в конце первого полугодия был в антилидерах с бюджетным исполнением в 0%.

Очень близко по уровню освоения средств к этим проектам находится федеральный проект «Цифровая культура» (нацпроект «Культура») с 99,6%, однако его почти не финансировали в третьем квартале 2024 года.

За три квартала 2024 года средства так и не были направлены в два федеральных проекта: «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей» (запланировано 3 млрд руб.; комплексный план) и «Комплексную систему мониторинга качества окружающей среды» (запланировано 144,2 млн руб.; нацпроект «Экология»). Оба этих проекта — новые в составе нацпроектов, причем, первый появился только в конце третьего квартала. Их объем относительно невелик, поэтому вероятность их недофинансирования до конца года низка.

Среди федеральных проектов, в которые уже поступали федеральные средства с начала года, антилидером стал также представитель комплексного плана: «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна» с 1,9% исполнения (224 млн руб.).

Несмотря на то что переформатирование с 2025 года ожидает почти все национальные проекты, в большинстве случаев это не стало поводом для резкого снижения темпов финансирования накануне этих изменений (исключение — комплексный план). Поэтому мы полагаем, что в четвертом квартале не будет значительных пересмотров и перераспределений бюджетных средств, отличающихся от логики предыдущих лет, а оставшиеся до конца года расходы и мероприятия будут проводить в рабочем режиме.

Федеральные проекты с наибольшим и наименьшим исполнением по итогам трех кварталов 2024 года
Таблица

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Как менялись планы по расходам на нацпроекты в третьем квартале?

Планируемое финансирование 15 национальных проектов (без учета «атомного») в третьем квартале повысили на 2,3%, до 3,15 трлн руб. В абсолютном выражении им добавили 71,9 млрд руб. Это больше роста планки расходов в первом (на 15 млрд руб.) и втором (на 49 млрд руб.) кварталах 2024 года.

Планы по финансированию повысили девяти нацпроектам. Лидером по росту планки в деньгах стал национальный проект «Демография», которому добавили 34,9 млрд руб., или 48,5% всех дополнительных средств. Расходы в рамках нацпроекта были повышены для финансовой поддержки семей при рождении детей.

В относительном выражении наибольший рост планируемого финансирования был в третьем квартале 2024 года у «Туризма и индустрии гостеприимства»: на 14,7%, до 50,9 млрд руб. Дополнительные средства намерены направить на развитие туристической инфраструктуры. Впрочем, даже с новой планкой расходов этот нацпроект пока отстает от уровня фактического финансирования прошлого года (53,7 млрд руб.).

У трех нацпроектов — «Здравоохранения», «Жилья и городской среды» и «Малого и среднего предпринимательства и поддержки предпринимательской инициативы» — планируемое финансирование в третьем квартале фактически не меняли или изменения были менее 0,1%.

Снижение планового финансирования коснулось еще трех национальных проектов: «Международной кооперации и экспорта» (уменьшение на 0,3%, до 138 млрд руб.), «Производительности труда» (уменьшение на 0,4%, до 5,2 млрд руб.) и «Экологии» (уменьшение на 3,8%, до 74,5 млрд руб.). В последнем случае главной причиной снижения стало то, что более трети финансирования сняли с федерального проекта по сохранению озера Байкал (вместо 8,6 млрд руб. в него дойдет 5,5 млрд руб.).

В целом диапазон пересмотра вложений в минувшем квартале был шире (от —3,8% до 14,7%), чем кварталом ранее (от —0,9% до 4,3%).

В прошлом году в третьем квартале планы для всех нацпроектов уменьшали (на 3,1%), поэтому общий рост планки финансирования в этом году можно считать позитивным сигналом для их реализации.

Динамика изменения планов федерального финансирования нацпроектов в третьем квартале 2024 года
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Материал публикуется исключительно в информационных целях, не является профессиональной консультацией, рекламой и офертой, а также не может быть основанием для принятия инвестиционных решений. Приведенные данные, экспертные мнения и прогнозы актуальны на дату публикации и не носят исчерпывающий характер.

Обзор в СМИ