02.05.2024

Комплексный план и нацпроекты в первом квартале 2024 года

Какой федеральный проект лидирует по исполнению в комплексном плане? Сохранился ли тренд на рост расходов в «Безопасных качественных дорогах»? Какие нацпроекты финансировали в начале года наиболее и наименее активно?

PDF

Бюджетное исполнение комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в первом квартале 2024 года составило 12,8%, на 7,9 п. п. ниже, чем год назад. В мероприятия плана из федерального бюджета направили 15,6 млрд руб., что почти на 53% меньше, чем в первом квартале 2023‑го. Такое снижение связано с большей компактностью комплексного плана в нынешнем году, а замедление — скорее всего, с тем, что в прошлом году существовала возможность обгоняющего финансирования.

Наибольший уровень бюджетного исполнения среди федеральных проектов комплексного плана в первом квартале 2024 года зафиксирован у «Развития Северного морского пути»: 19,1%, или 10,7 млрд руб. Он единственный из федеральных проектов в комплексном плане с ускорившимся (на 2,1 п. п.) по отношению к аналогичному периоду исполнением. В федеральный проект «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» за три месяца средств не поступило, но с учетом опыта прошлых лет это, вероятно, не создаст для него проблем. В свою очередь, в «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного басcейна» попало лишь 0,003% от плана, или 328,7 тыс. руб. Год назад к началу апреля этот федпроект был исполнен почти на 20%.

Исполнение национального проекта «Безопасные качественные дороги» в январе — марте 2024 года составило 13,9% (рост на 1,8 п. п.). В него из федерального бюджета пришло 86,3 млрд руб., в полтора раза больше, чем год назад. Это вызвано изначально повышенной, по сравнению с прошлым годом, планкой вложений в БКД. Автодорожный нацпроект оказался также самым устойчивым в первом квартале 2024 года к пересмотрам финансирования среди других нацпроектов, планку вложений в него (621,4 млрд руб.) не меняли со времени утверждения федерального бюджета в ноябре 2023 года.

Федеральными проектами с наиболее высоким бюджетным исполнением в составе «Безопасных качественных дорог» в первом квартале 2024 года стали «Развитие общественного транспорта» (22,1%; 8,6 млрд руб.) и «Дорожная сеть» (21,4%; 55,4 млрд руб.). Наименьшее бюджетное исполнение пока наблюдается у самого небольшого федпроекта БКД «Автомобильных дорог Минобороны России» (3,1%; 25,7 млн руб.). Финансирование самого крупного — «Развитие федеральной магистральной сети» — в первом квартале замедлилось, составив 6,9%, что на 5,6 п. п. меньше, чем год назад. В федеральные дороги через БКД направили 21,3 млрд руб., на 20% меньше значений годичной давности.

Общие вложения в комплексный план и «Безопасные качественные дороги» выросли в первом квартале 2024 года на 12,7%, до 101,9 млрд руб., относительно показателя годичной давности, рост обеспечили опережающие вложения в автодорожный нацппроект. Пока суммарные федеральные расходы на комплексный план и БКД в 2024 году ожидаются такими же, как в 2023‑м: на уровне 740–745 млрд руб. Но в конце года планку расходов на автодороги могут опять увеличить, как это было последние несколько лет, и результат прошлого года окажется превзойден.

Бюджетное исполнение 15 национальных проектов (без учета атомного, по которому Минфин не публикует статистику) в январе — марте 2024 года составило 21,7%, или на 1,6 п. п. выше, чем год назад. Суммарно в них было перечислено 657,5 млрд руб., на 8,7% больше, чем в первом квартале 2023‑го. Минимальное бюджетное исполнение оказалось у нового нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» (3,8%; 1,7 млрд руб.), однако, на наш взгляд, это нормально для первого года реализации, когда еще не налажены все процессы. Максимальное бюджетное исполнение зафиксировано у нацпроекта «Культура» (48,6%; 25,3 млрд руб.), лидера по этому показателю и в первом квартале 2023‑го.

Из 78 федеральных проектов лидером по исполнению стала «Цифровая культура» (входит в нацпроект «Культура»), до которой в первом квартале довели 98,9% годовых вложений, или 18,6 млрд руб. Впрочем, год назад ее исполнение было еще выше: 99,3%. В четыре федпроекта к началу апреля вообще не направили средств. Это «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (комплексный план), «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды», «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов опасности» (оба входят в нацпроект «Экология») и «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем» (нацпроект «Беспилотные авиационные системы»).

Объем вложений в 15 нацпроектов с момента утверждения закона о федеральном бюджете к концу первого квартала 2024 года увеличили на 0,5%, до 3,03 трлн руб. В относительном выражении сильнее всего выросла планка вложений в нацпроект «Малое и среднее предпринимательство» (на 7,5%, до 72,9 млрд руб.). В абсолютном выражении — в нацпроект «Цифровая экономика» (на 9,7 млрд руб., или на 6,9%, до 151,1 млрд руб.). Наиболее заметно — и в относительном, и в абсолютном выражении — уменьшили ожидаемые до конца 2024 года расходы на нацпроект «Жилье и городская среда»: на 7,7%, или на 10,7 млрд руб., до 122,7 млрд руб. Средства в частности снизили на мероприятия по сокращению непригодного для проживания жилищного фонда.

Комплексный план идет за Северным морским путем

Согласно данным Минфина, на 1 апреля 2024 года до комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры довели 15,6 млрд руб. федеральных средств. Бюджетное исполнение плана достигло 12,8%. Год назад на ту же дату эти показатели составляли 33,2 млрд руб. и 20,7% соответственно.

Лидером по бюджетному исполнению в первом квартале 2024 года стал федеральный проект «Развитие Северного морского пути»: в него поступило 19,1% от предусмотренных на год средств, или 10,7 млрд руб. Это единственный из федеральных проектов в комплексном плане, чье исполнение за год ускорилось (на 2,1 п. п.). Из-за роста планки вложений в него довели почти в 3,6 раза больше средств, чем к апрелю 2023-го.

Год назад самый высокий уровень бюджетного исполнения в комплексном плане был у федерального проекта «Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа — Западный Китай» (33,9%), но в этом году он уже не финансируется.

Фактически 97% средств, перечисленных в комплексный план в первом квартале, поделили два проекта «Развитие Северного морского пути» и «Развитие региональных аэропортов». До последнего дошло 4,5 млрд руб. или 11,6% от ожидаемых в нынешнем году вложений.

Наименьшее исполнение по итогам первых трех месяцев 2024 года было у федерального проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (0%), но это, на наш взгляд, не создает для него проблем. Во-первых, в последнем квартале 2023 года до него и так довели 51,5 млрд руб. Во-вторых, в этом году предусмотренный объем составляет лишь 2 млрд руб. и он может быть израсходован до конца года.

Низкий, но не нулевой уровень бюджетного исполнения был зафиксирован у федеральных проектов «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного басcейна» (0,003%; 328,7 тыс. руб.) и «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово — Черноморского бассейна» (0,3%; 25,7 млн руб.). Год назад первый из этих проектов финансировался значительно активнее, до него довели 19,9% средств, исполнение второго составило 1,5% соответственно.

Общие ожидаемые вложения в комплексный план до конца года должны составить 122,3 млрд руб., что на 1,8% больше, чем было в утвержденной версии бюджета. При этом мы не ожидаем резкого повышения вложений в дальнейшем, поскольку в ближайшие месяцы ожидается переформатирование инфраструктурных планов государства.

Сколько средств вложили в комплексный план, «Безопасные качественные дороги» и другие нацпроекты в прошлом году можно узнать в аналитическом исследовании «Национальные проекты: итоги 2023 года».

Федеральные вложения в комплексный план и его исполнение в 2022–2024 годах
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Исполнение федеральных проектов комплексного плана в первом квартале 2024 года
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Скоростные вложения в БКД

Национальный проект «Безопасные качественные дороги» (БКД) в первом квартале 2024 года был исполнен на 13,9%, в него из федерального бюджета поступило 86,3 млрд руб. Это на 1,8 п. п. больше, чем год назад, и рекордный объем средств для БКД в первые три месяца года. Предыдущий рекорд установлен в прошлом году (57,3 млрд руб.) и был превышен в полтора раза.

Самый высокий уровень бюджетного исполнения в первом квартале 2024‑го неожиданно оказался у федерального проекта «Развитие общественного транспорта» (22,1%; 8,6 млрд руб.), так как год назад в это же время он был самым отстающим с 0,7% дошедших до него средств.

Федеральный проект «Дорожная сеть», касающийся развития региональных и местных автотрасс, лидировал по исполнению год назад. В январе — марте 2024 года этот показатель у него оказался тоже достаточно высоким: 21,4%. С начала года в проект перечислено 55,4 млрд руб.

У самого крупного по объему ожидаемых вложений федерального проекта «Развитие федеральной магистральной сети» исполнение в первом квартале составило лишь 6,9%, что было на 5,6 п. п. меньше, чем год назад. До федеральных дорог через БКД пока удалось довести 21,3 млрд руб., что почти на 20% меньше прошлогодних значений на тот же период.

Наименьший уровень бюджетного исполнения внутри БКД наблюдался в январе — марте 2024 года у «Автомобильных дорог Минобороны России» (3,1%; 25,7 млн руб.), которые к тому же являются самым небольшим федеральным проектом этого нацпроекта.

Общий объем плановых вложений в «Безопасные качественные дороги» в течение первого квартала не пересматривали: в него, как и в законе о федеральном бюджете, собираются вложить 621,4 млрд руб. Это сумма почти на 18% превышает фактические вложения 2023 года (526,7 млрд руб.), поэтому мы полагаем, что как минимум в ближайшем квартале финансирование нацпроекта не будут ни значительно увеличивать, ни значительно снижать.

Суммарные федеральные вложения через комплексный план и «Безопасные качественные дороги» составили в первом квартале 2024 года 101,9 млрд руб., увеличившись на 12,7% по сравнению со значением годичной давности. Вклад в такое превышение показателя обеспечили опережающие вложения автодорожного нацппроекта. Из известных на апрель данных следует, что общие фактические вложения комплексного плана и БКД в 2024 году могут составить столько же, сколько в 2023‑м (740–745 млрд руб.). Прирост, впрочем, не исключен, если в последнем квартале плановые расходы на БКД вновь увеличат, как это происходило в предыдущие годы.

Федеральные вложения в «Безопасные качественные дороги» и их исполнение в 2022–2024 годах
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Исполнение федеральных проектов «Безопасных качественных дорог» в первом квартале 2024 года
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Новому нацпроекту требуется время для разгона

Бюджетное исполнение 15 национальных проектов по итогам первого квартала 2024 года составило 21,7%. По данным Минфина, до них довели 657,5 млрд руб. Год назад количество национальных проектов составляло 14, исполнение было на 1,6 п. п. ниже, а сумма вложений была на 8,7% меньше.

Минфин традиционно не приводит статистику вложений и исполнения еще одного, 16‑го национального проекта «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ на период до 2024 года». В законе о федеральном бюджете на 2024–2026 годы расходы на нынешний год утвердили в размере почти 24 млрд руб.

Новый национальный проект «Беспилотные авиационные системы» пока не оказал влияния на общий рост исполнения и вложений, так как эти показатели в первом квартале 2024‑го были у него самыми низкими среди нацпроектов: 3,8% и 176,5 млн руб. Но ничего критического, по нашему мнению, в этом нет, поскольку первый год финансирования для многих инициатив — самый сложный, когда еще не отлажены все процессы между распорядителями бюджетных средств и подрядчиками.

Если не брать во внимание новый нацпроект, среди старых минимальный уровень бюджетного исполнения в первые три месяца года был у «Международной кооперации и экспорта» (11,9%; 16,4 млрд руб.). Год назад он тоже показывал предпоследний результат (8,5%).

Самое высокое освоение средств наблюдалось в первом квартале у национального проекта «Культура»: 48,6%, или 25,3 млрд руб. В январе — марте 2023 года он тоже лидировал, а уровень бюджетного исполнения был выше (51,5%).

Как и в прошлом году, высокой скоростью освоения средств нацпроект обязан федеральному проекту «Цифровая культура», до которого доведено более 99% запланированных на весь 2024 год вложений. В рамках этого федерального проекта оцифровываются раритетные книги для Национальной электронной библиотеки и фильмы для Госфильмофонда, организуются онлайн-трансляции культурных событий и др.

Остальные нацпроекты значительно отстают от «Культуры», до следующих после нее по уровню бюджетного исполнения нацпроектов дошло 38% («Наука и университеты»; 60,3 млрд руб.) и 32,4% («Производительность труда»; 1,7 млрд руб.).

В этом году в состав нацпроектов входят 78 федеральных проектов, из них два — новых.

Самый высокий уровень исполнения в первом квартале 2024 года у уже упоминавшегося федерального проекта «Цифровая культура» (нацпроект «Культура») — 98,9% вложений, или 18,6 млрд руб. Год назад его исполнение было даже выше: 99,3%.

До остальных федеральных проектов, входящих в тройку по скорости освоения средств в январе — марте, довели меньше. Так, в «Интеграцию», входящую в нацпроект «Наука и университеты», поступило 77,2% средств, или 24,2 млрд руб. А до «Повышения доступности туристических продуктов», входящего в нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства», — 73% запланированных вложений, или 3 млрд руб.

В четыре федеральных проекта вообще не довели средств в первом квартале 2024 года. Кроме уже упоминавшегося «Развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (комплексный план) это «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды», «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов опасности» (оба входят в нацпроект «Экология») и «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем» (нацпроект «Беспилотные авиационные системы»).

В первом квартале 2023 года не получили средств только два федеральных проекта.

Мы полагаем, что финансирование большинства нацпроектов достаточно отлажено, поэтому вряд ли ситуация с бюджетными исполнением в следующие кварталы радикально изменится. Всего до 15 нацпроектов (без учета «атомного») в 2024 году должны довести 3,03 трлн руб., на 1,7% больше, чем по итогам прошлого года.

Общие федеральные вложения в национальные проекты и их исполнение в 2022–2024 года
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Исполнение национальных проектов в первом квартале 2024 года
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Федеральные проекты с наибольшим и наименьшим исполнением в первом квартале 2024 года
Таблица

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Планы в первом квартале 2024‑го пересмотрели несильно

По сравнению с подписанным в конце ноября законом о федеральном бюджете на 2024 год и плановый 2025 и 2026 годов, планы по финансированию 15 национальных проектов в течение первого квартала (без учета «атомного» нацпроекта) изменили незначительно. До конца нынешнего года до них предполагают довести на 0,5% больше федеральных средств (или 3,03 трлн руб.), чем предполагалось в утвержденном бюджете.

Для сравнения, между первым чтением законопроекта и подписанием закона, то есть в течение осени 2023 года, плановые показатели по вложениям в нацпроекты повысили на 2,8%.

В относительном выражении наиболее заметно увеличили планку вложений в национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» (на 7,5%, до 72,9 млрд руб.). В абсолютном выражении — в нацпроект «Цифровая экономика» (на 9,7 млрд руб., или на 6,9%, до 151,1 млрд руб.). Плановый объем вложений в последний увеличивали и в период чтения законопроекта: при внесении в Госдуму в него на 2024 год предусматривалось только 121,7 млрд руб.

Сильнее всего как в относительном, так и в абсолютном выражении уменьшили ожидаемые до конца 2024 года вложения в нацпроект «Жилье и городская среда»: на 7,7%, или на 10,7 млрд руб., до 122,7 млрд руб. По нашей оценке, это было связано с уменьшением средств на федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Как в начале 2024 года менялись планы по вложениям в нацпроекты
График

Источник: данные Минфина, федерального закона о федеральном бюджете на 2024 год и плановый 2025 и 2026 годов, расчеты и анализ Sherpa Group

Материал публикуется исключительно в информационных целях, не является профессиональной консультацией, рекламой и офертой, а также не может быть основанием для принятия инвестиционных решений. Приведенные данные, экспертные мнения и прогнозы актуальны на дату публикации и не носят исчерпывающий характер.