14.10.2024
Новые нацпроекты и бюджет: сколько направят на инфраструктуру в ближайшие три года?
Почему общий объем расходов на нацпроекты увеличился почти вдвое? Какие нацпроекты сменят комплексный план и «Безопасные качественные дороги»? Как в ближайшие годы собираются финансировать транспортную инфраструктуру?
Общий объем федерального финансирования 19 новых национальных проектов составит в 2025 году почти 5,8 трлн руб., что на 80% больше, чем ожидается в 2024 году для нацпроектов прежнего состава (3,2 трлн руб.), а затем расходы будут превышать 6,3 трлн руб. ежегодно. Такой высокий рост связан с появлением новых нацпроектов технологического и промышленного характера (около 275 млрд руб.), увеличением вложений в приоритетные отрасли (свыше 400 млрд руб.), а также с включением в состав нацпроектов регулярных социальных обязательств государства (в частности, ежемесячных пособий на детей и выплат за классное руководство учителям общим объемом более 1,5 трлн руб.). Но и без социальной составляющей федеральные расходы на нацпроекты заметно (на 30–45%) превышали бы максимумы прошлых лет.
Основные инфраструктурные национальные проекты с 2025 года — «Инфраструктура для жизни» и «Эффективная транспортная система», на которые в 2025 году из федерального бюджета суммарно направят 1,3 трлн руб., а в 2027 году — 1,6 трлн руб. Для сравнения, на аналогичные нацпроекты в 2024 году собираются потратить чуть более 0,9 трлн руб. Впрочем, инфраструктурные статьи расходов также фигурируют в других национальных проектах («Семья», «Молодежь и дети», «Продолжительная и активная жизнь», «Туризм и гостеприимство» и др.). В основном эти статьи касаются создания социальной инфраструктуры (детсадов, школ, кампусов, больниц, культурных учреждений) и объем расходов на них в 2025–2027 годах мы оцениваем в 230–250 млрд руб. ежегодно.
Крупнейшим нацпроектом в ближайшие годы будет «Семья», а в сфере инфраструктуры им станет «Инфраструктура для жизни», преемник нацпроектов «Жилье и городская среда» и «Безопасные качественные дороги». В 2025 году на нее запланировано 1,17 трлн руб. против 785 млрд руб. на нацпроекты-предшественники в 2024‑м. Основной рост расходов связан с увеличением почти в полтора раза вложений в федеральные проекты автодорожного направления (до 1 трлн руб. в 2025 году) и появлением в его составе отдельного федерального проекта в ЖКХ («Модернизация коммунальной инфраструктуры»). На последний в 2025‑м запланировано 46,8 млрд руб. с перспективой роста до 86,1 млрд руб. в 2027-м.
Самыми большими федеральными проектами внутри нацпроекта «Инфраструктура для жизни» станут «Развитие федеральной сети» и «Региональная и местная дорожная сеть», на которые в 2025 году запланировано 634,9 млрд руб. и 323,1 млрд руб. соответственно. Это на 84% и 23% больше, чем ожидается в аналогичных проектах «Безопасных качественных дорог» по итогам 2024 года. По такому различию в росте вложений видно, что в 2025 году большее внимание со стороны государства и бюджета будет уделено развитию федеральных трасс, аналогичная ситуация сохранится и в 2026–2027 годах. При этом федеральные расходы на дорожное хозяйство в целом в 2025 году вырастут менее сильно — примерно на 11%.
В новый национальный проект «Эффективная транспортная система» вошли мероприятия, близкие завершающемуся комплексному плану: развитие Северного морского пути, морской портовой инфраструктуры и аэропортов. Среди новых отраслей — пункты пропуска через госграницу, внутренние водные пути и высокоскоростное железнодорожное сообщение. Впрочем, последние два направления существовали при запуске комплексного плана, но затем от их федерального финансирования по разным причинам отказались. Общий объем федеральных вложений в нацпроект «Эффективная транспортная система» в 2025 году составит 131,4 млрд руб., это почти столько же, сколько в 2024 году намерены довести до комплексного плана (131,2 млрд руб.). К 2027 году федеральные расходы на новый нацпроект превысят 200 млрд руб., но это будет даже меньше результата 2023 года для комплексного плана (213,4 млрд руб.).
Самым крупным по объемам бюджетного финансирования федеральным проектом «Эффективной транспортной системы» в 2025 и 2026 годах будет «Развитие Большого Северного морского пути», в который из бюджета направят 55,3 млрд руб. и 63,7 млрд руб., что сопоставимо с расходами на этот федеральный проект в комплексном плане. В 2027 году лидером может стать «Развитие опорной сети аэродромов» с федеральными расходами в объеме 85,6 млрд руб. Однако, на старте новых нацпроектов его будут финансировать скромнее: в 2025 году предполагается только 25,8 млрд руб., тогда как в аналогичный федпроект в 2024 году собираются направить 43,1 млрд руб.
Федеральное финансирование на будущий год запланировано для 93‑х федеральных проектов из 117‑ти, входящих в нацпроекты. Оно не предусмотрено для двух федеральных проектов в составе «Инфраструктуры для жизни» («Ипотека» и «Новый ритм строительства») и трех в «Эффективной транспортной системе» («Развитие опорной сети железных дорог», «Цифровая трансформация транспортной отрасли» и «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли»). Реализация таких федпроектов предполагает использование внебюджетных средств либо государственное участие и поддержку нефинансового характера. Впрочем, состав и финансирование нацпроектов еще могут уточняться — их паспорта пока не утверждены.
Государство в ближайшие пару лет будет меньше финансировать из бюджета железнодорожные проекты и проекты в морских портах. Федеральное финансирование получат «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей» (16,2 млрд руб. в 2025 году), вошедшее в «Эффективную транспортную систему», и «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (4,5 млрд руб.), перенесенное в «Инфраструктуру для жизни». Железнодорожные подходы к портам Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов вошли в состав «Развитие опорной сети железных дорог», на которое не предусмотрены бюджетные средства. Сдержанно собираются финансировать федеральный проект «Развитие опорной сети морских портов» и мероприятия по развитию портовой инфраструктуры в «Развитии Большого Северного морского пути» — в 2025 году общие федеральные вложения будут минимальными и возобновятся в 2026–2027 годах.
Национальным проектам добавили социальных обязательств
Согласно законопроекту о федеральном бюджете на 2025‑й и плановый период 2026–2027 годов, федеральное финансирование 19 новых национальных проектов составит в ближайшие три года более 18,4 трлн руб.
На 2025 год оно запланировано в объеме почти 5,8 трлн руб., а в следующие два года превысит 6,3 трлн руб. Для сравнения, общие федеральные расходы на прежние национальные проекты не превышали 3,3 трлн руб. в год, а в 2024 году ожидаются на уровне около 3,2 трлн руб.
Такой значительный — почти двукратный — скачок вложений связан, по нашей оценке, преимущественно с тремя факторами: появлением тематически новых национальных проектов, увеличением финансирования ряда прежних мероприятий, а также с переводом в рамки нацпроектов крупных регулярных государственных расходов.
К первому фактору (тематически новым инициативам) относятся, по нашей оценке, как минимум шесть проектов с общим объемом финансирования в 2025 году почти 275 млрд руб. Причем в последующие два года этот объем планируют нарастить до 407–440 млрд руб.
Тематически новыми являются, прежде всего, национальные проекты промышленной и технологической направленности: «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» (в его рамках будут поддерживать авиационное производство и судостроение), «Средства производства и автоматизации», «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», «Развитие космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», «Новые материалы и химия» и «Новые технологии сбережения здоровья».
Ко второму фактору (росту финансирования) можно отнести увеличение почти в полтора раза вложений в автодорожные мероприятия, ранее входивших в национальный проект «Безопасные качественные дороги», а со следующего года — в нацпроект «Инфраструктура для жизни». В 2025 году объем финансирования автодорожной отрасли через нацпроект приблизится к 1 трлн руб. (подробнее см. «В „Инфраструктуре для жизни“ главное — дороги»).
Более высокие расходы по сравнению с нацпроектом-предшественником планируются также на «Продолжительную активную жизнь», который будет аккумулировать многие мероприятия нацпроекта «Здравоохранение». Так в 2025 году в новый нацпроект планируют направить почти 370 млрд руб. против 289 млрд руб., ожидаемых по итогам нынешнего года в прежнем нацпроекте. Однако из‑за того, что в 2026–2027 годах пока не запланированы средства на модернизацию первичного звена, в эти годы объем нацпроекта может вернуться к старым значениям.
Общий вклад таких добавок отдельным отраслям в рост вложений в нацпроекты можно оценить примерно в дополнительные 400–500 млрд руб. в год.
К третьему фактору роста финансирования относятся ежегодные расходы федерального бюджета, которые существовали ранее и не входили в состав прежних национальных проектов, но появились в переформатированных новых.
Самые крупные подобные расходы — ежемесячные пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (в 2025 году более 1,4 трлн руб.; в 2026 и 2027 годах примерно столько же). Ранее они присутствовали в бюджете отдельно, но теперь станут частью федерального проекта «Поддержка семьи», входящего в национальный проект «Семья».
Еще одним примером может служить межбюджетные трансферты на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в государственных и муниципальных образовательных организациях. До 2024 года включительно они не входили в состав национальных проектов, а с 2025‑го фигурируют в федеральном проекте «Педагоги и наставники» национального проекта «Молодежь и дети». В ближайшие три года эта статья расходов будет увеличивать финансирование нацпроектов еще на 125–126 млрд руб. ежегодно.
С одной стороны, это говорит о том, что новые нацпроекты приобретают бо́льшую социальную направленность, с другой стороны, о том, что в их составе усиливается роль регулярных бюджетных расходов, существовавших и прежде.
Если убрать влияние фактора социальных обязательств, расходы федерального бюджета на нацпроекты в следующие три года составили бы примерно по 4,3–4,8 трлн руб. в год, что на 30–45% больше, чем в 2022–2024 годах, то есть заметный рост финансирования все равно бы сохранился.
Новые названия и новые перспективы
Большинство ранее существовавших национальных проектов с 2025 года были «переупакованы», а их названия изменены. Под старыми названиями будут работать «Международная кооперация и экспорт» и «Беспилотные авиационные системы».
Но преобразования коснулись и их. Например, в состав первого нацпроекта добавили федеральный проект «Создание зарубежной инфраструктуры», который предусматривает создание российских промышленных зон в других странах. Кроме того, финансирование «Международной кооперации и экспорта» снизится в три раза по сравнению с 2024 годом, до 45,3 млрд руб. Это связано с тем, что в 2025 году в рамках нацпроекта планируют меньше вкладывать из федерального бюджета в мероприятия по промышленному экспорту и экспорту продукции агропромышленного комплекса.
В свою очередь, «Беспилотные авиационные системы» собираются финансировать больше, чем предполагалось в утвержденном бюджете на 2024–2026 годы. Федеральные расходы в 2025 году составят 27,8 млрд руб. вместо ранее намеченных 11 млрд руб., но будут почти на 40% меньше ожидаемых в 2024‑м вложений.
В 2024 году в рамках этого нацпроекта финансируют «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем» (5,4 млрд руб.), «Кадры для беспилотных авиационных систем» (3,1 млрд руб.) и «Перспективные технологии для беспилотных авиационных систем» (4,6 млрд руб.). Но на 2025 год федеральные расходы на эти мероприятия не предусмотрены ни в старом бюджете, ни в новом, а для «Перспективных технологий» их нет до 2027 года включительно.
В ряде случаев — например, «Туризма и гостеприимства», «Экологического благополучия», «Экономики данных и цифровая трансформация государства» — финансирование нового нацпроекта в 2025 году меньше, чем его аналога в 2024‑м. Мы связываем это с их большим переструктурированием и тем, что работа над рядом мероприятий начнется фактически заново. Впоследствии в 2026 и 2027 годах объем федеральных вложений вернется к прежним значениям и даже превысит их.
С точки зрения масштабов нацпроектов самым крупным в 2025 году будет национальный проект «Семья», на который придется почти половина всех расходов на национальные проекты (2,83 трлн руб.), что объясняется включенными в него социальными обязательствами в виде детских пособий и выплат учителям. Минимальный объем расходов предусмотрен на национальный проект «Новые технологии сбережения здоровья», в 2025 году расходы на него запланированы на уровне 4,8 млрд руб.
У новых национальных проектов значительно большее различие по федеральным расходам, чем у их предшественников: в самый крупный нацпроект в 2025 году собираются вложить в 589 раз больше, чем в наименьший. Для сравнения, прежние нацпроекты отличаются по объемам запланированного в 2024 году финансирования «только» в 177 раз («Демография» и «Производительность труда»).
Из-за большой доли социальных обязательств доля инфраструктурных и смежных инициатив («Инфраструктура для жизни» и «Эффективная транспортная система») в общем объеме федеральных расходов на нацпроекты в 2025 и последующих годах будет ниже, чем в 2024 году (22–25% против 29%). Но в абсолютном выражении вложения в эти два новых нацпроекта будут расти: с 1,3 трлн руб. в 2025‑м до 1,6 трлн руб. в 2027‑м и против 0,9 трлн в 2024 году. Это является позитивным сигналом, как для инфраструктуры, так и для строительной сферы в целом.
Для более корректного сопоставления данных в 2024 году в расчетах помимо БКД и комплексного плана учтен национальный проект «Жилье и городская среда», с 2025 года частично интегрированный в новый нацпроект «Инфраструктура для жизни».
По нашей оценке, общий объем инфраструктурных расходов в неинфраструктурных национальных проектах составит в 2025 году 230 млрд руб., а в следующие два года вырастет до 241 млрд руб. и 250 млрд руб. соответственно. В основном эти средства пойдут на строительство или капитальный ремонт социальных объектов образовательного, культурного, спортивного, медицинского или туристического назначения в рамках нацпроектов «Семья», «Молодежь и дети», «Продолжительная и активная жизнь», «Туризм и гостеприимство».
Федеральные проекты без финансирования
Согласно данным законопроекта о федеральном бюджете, финансирование на ближайшие три года распределено для 93 федеральных проектов, входящих в состав нацпроектов. При этом общее количество федеральных проектов — 117 шт.
Реализация 24 инициатив может предполагать использование внебюджетных средств или государственное участие и поддержку нефинансового характера (например, принятие необходимых нормативно-правовых актов). Кроме того, некоторые федпроекты могут начать финансировать позднее 2025 года и тогда средства будут распределять в следующем бюджете.
Наиболее сильно связаны с федеральными средствами семь нацпроектов: «Семья», «Молодежь и дети», «Экономика данных и цифровая трансформация государства», «Экологическое благополучие», «Международная кооперация и экспорт», «Кадры» и «Развитие космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». В этих нацпроектах нет федеральных проектов, на которые в ближайшие три года не будут выделять средства из бюджета.
Нацпроекты, которые по разным причинам в меньшей степени связаны с бюджетом, имеют промышленную и технологическую направленность: «Новые атомные и энергетические технологии» (из десяти федеральных проектов бюджетное финансирование предусмотрено для четырех), «Новые материалы и химия» и «Новые технологии сбережения здоровья» (в обоих случаях из пяти федпроектов федеральное финансирование распределено лишь для двух).
Проекты, на которые не запланированы средства в бюджете, есть и в составе инфраструктурных нацпроектов. В «Инфраструктуре для жизни» их два («Ипотека» и «Новый ритм строительства»), а в «Эффективной транспортной системе» — три («Развитие опорной сети железных дорог», «Цифровая трансформация транспортной отрасли» и «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли»).
Федеральный проект «Развитие опорной сети железных дорог» включает в себя работы по модернизации Восточного полигона и другие железнодорожные проекты в отрасли и будет реализовываться за внебюджетные средства в рамках инвестиционной программы РЖД.
Не исключено, что и сам список федеральных проектов и распределение средств еще может измениться к моменту принятия бюджета. Окончательно паспорта нацпроектов и их состав собираются утвердить в декабре.
Национальные и федеральные проекты с бюджетным финансированием расположены в таблице в порядке убывания последнего.
№ | Национальный проект | Федеральные проекты, на которых распределено федеральное бюджетное финансирование в 2025‑2027 годах | Федеральные проекты, планируемые к реализации и отсутствующие в проекте федерального бюджета на 2025‑2027 годы |
---|---|---|---|
1 | «Семья» |
|
— |
2 | «Инфраструктура для жизни» |
|
|
3 | «Молодежь и дети» |
|
— |
4 | «Продолжительная и активная жизнь» |
|
|
5 | «Эффективная и конкурентная экономика» |
|
|
6 | «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» |
|
|
7 | «Эффективная транспортная система» |
|
|
8 | «Экономика данных и цифровая трансформация государства» |
|
— |
9 | «Средства производства и автоматизации» |
|
|
10 | «Экологическое благополучие» |
|
— |
11 | «Международная кооперация и экспорт» |
|
— |
12 | «Туризм и гостеприимство» |
|
|
13 | «Новые атомные и энергетические технологии» |
|
|
14 | «Беспилотные авиационные системы» |
|
|
15 | «Кадры» |
|
— |
16 | «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» |
|
|
17 | «Развитие космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» | Не поделен на федеральные проекты | — |
18 | «Новые материалы и химия» |
|
|
19 | «Новые технологии сбережения здоровья» |
|
|
Источник: данные Минфина, законопроекта о федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, анализ Sherpa Group
В «Инфраструктуре для жизни» главное — дороги
Самым крупным инфраструктурным нацпроектом в ближайшие годы будет «Инфраструктура для жизни». До этого национального проекта в ближайшие три года планируют довести из федерального бюджета 3,94 трлн руб., включая 1,17 трлн руб. в 2025 году.
Для сравнения, за предыдущие шесть лет (с 2019 по 2024 годы включительно) до мероприятий комплексного плана и «Безопасный качественных дорог» была направлена немногим бóльшая сумма: 4,2 трлн руб.
Национальный проект «Инфраструктура для жизни» стал преемником сразу двух прежних национальных проектов: «Безопасные качественные дороги» и «Жилье и городская среда». Но объем федеральных средств в новый нацпроект в 2025 году будет в полтора раза больше, чем в два старых: 1,17 трлн руб. против ожидаемых в 2024 году почти 785 млрд руб. (данные на 1 октября 2024 года).
В новом законопроекте о бюджете на федеральные проекты, относящиеся к прежним «Безопасным качественным дорогам», в 2025 году запланировано около 996 млрд руб. (и по 1,16 трлн руб. в 2026 и 2027 годах). То есть, если бы переупаковки нацпроектов не случилось, объем БКД в следующем году вырос бы почти на 51,5% к ожидаемым итогам 2024‑го.
В свою очередь, объем федеральных проектов, близких к завершающемуся нацпроекту «Жилье и городская среда», остался бы на прежнем уровне: почти 121,5 млрд руб. в 2025 году против 123 млрд руб. в 2024 году, но с перспективой дальнейшего роста до 144–168 млрд руб. в следующие два года.
Помимо условно автодорожных и условно жилищных федеральных проектов в «Инфраструктуре для жизни» запланированы федеральный проект в ЖКХ «Модернизация коммунальной инфраструктуры» и федеральный проект в железных дорогах «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла».
В коммунальный федпроект планируют направить в течение трех лет 189,3 млрд руб. федеральных средств, в том числе 46,8 млрд руб. в 2025 году. Почти все вложения собираются внести в виде имущественного взноса Российской Федерации в публично-правовую компанию «Фонд развития территорий», которая перенаправит их непосредственно в отраслевые проекты.
Еще два федеральных проекта — «Ипотека» и «Новый ритм строительства» — не предполагают вложений со стороны федерального бюджета. Первый нацелен на рост объемов строительства жилья, количества семей, улучшивших жилищные условия, и выдаваемых ипотечных кредитов, второй — на улучшение показателей жилищного строительства, сокращение инвестиционно-строительного цикла и повышение квалификации специалистов. Оба федеральных проекта существовали и раньше, но их также не финансировали из бюджета.
Та же публично-правовая компания «Фонд развития территорий» будет аккумулировать и распределять средства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда в рамках другого федерального проекта «Жилье».
Федеральный проект «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» перенесли в нацпроект «Инфраструктура для жизни» из комплексного плана. Его финансирование пока распределено только на 2025 год (4,5 млрд руб.). Однако, если планы интеграции Московских центральных диаметров и транспортных систем соседних областей будут реализовывать, то этот федеральный проект в будущем может получить дополнительные средства.
Самым крупным федеральным проектом «Инфраструктуры для жизни» станет «Развитие федеральной сети» (общий объем федеральных средств на 2025–2027 годы — свыше 2,14 трлн руб., включая 634,9 млрд руб. в 2025 году). В 2023–2024 годах финансирование подобного федерального проекта было на уровне 278 млрд руб. и 345 млрд руб. соответственно.
Расходы на «Региональную и местную дорожную сеть» (в БКД ей соответствовал федеральный проект «Дорожная сеть») будут вдвое меньше, чем у федеральной сети, и составят в 2025–2027 годах 1,07 трлн руб., в том числе 323,1 млрд руб. в первый год реализации. Это больше, чем направлялось в 2023–2024 годах в аналогичный федпроект (197 млрд руб. и почти 262 млрд руб.), но различие в финансировании с федеральной сетью было менее значительным.
Еще один федеральный проект в рамках БКД «Автомобильные дороги Минобороны России» с ежегодным финансированием 800 млн руб. с 2025 года переведен на уровень ниже и включен в состав «Региональной и местной дорожной сети». На мероприятия бывшего федпроекта в течение трех ближайших лет планируют направлять всё так же по 800 млн руб.
Если сложить расходы на эти два направления, то распределение средств между проектом по развитию федеральной сети и проектом по развитию региональных и местных дорог в 2024 году можно оценить как 57% и 43%, а в 2023 году — 59% и 41%. В 2025–2027 годах оно сдвинется к 67% и 33%, то есть приоритеты финансирования еще сильнее сместятся в сторону федеральной сети.
С точки зрения объема федеральных расходов на дорожное хозяйство в целом рост ожидается скромнее, чем для федеральных проектов бывшего БКД: около 11%, до 1,3 трлн руб.
Приоритетные отрасли для «Эффективной транспортной системы»
По разнообразию и видам отраслей национальный проект «Эффективная транспортная система» станет преемником комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
В частности, в нацпроекте в ближайшие три года из федерального бюджета планируют финансировать мероприятия, касающиеся развития Северного морского пути (включая строительство атомных ледоколов), высокоскоростного железнодорожного сообщения, портовой и речной инфраструктуры, аэропортов и пунктов пропуска через государственную границу.
Федеральное финансирование нового нацпроекта в 2025 году запланировано почти на том же самом уровне (131,4 млрд руб.), что ожидается по итогам 2024 года для комплексного плана (131,2 млрд руб.). В 2026–2027 годах запланирован рост вложений до 165–202 млрд руб., но такой объем пока не повторит даже не очень высокий уровень финансирования предшественника в 2023 году (213,4 млрд руб.).
В «Эффективной транспортной системе» появятся под немного другими названиями федеральные проекты комплексного плана: «Развитие Большого Северного морского пути» (ранее «Развитие Северного морского пути»), «Развитие опорной сети аэродромов» (ранее «Развитие региональных аэропортов») и «Развитие опорной сети морских портов» (ранее «Развитие морских портов»).
Финансирование мероприятий проекта по развитию Северного морского пути в 2025 году запланировано примерно на уровне 2024 года: 55,3 млрд руб. против ожидаемых 56 млрд руб. В следующие годы они незначительно возрастут. В 2025–2026 годах «Развитие Большого Северного морского пути» будет самым крупным федеральным проектом в составе «Эффективной транспортной системы».
Федеральные вложения в федеральный проект, посвященный аэропортам, в 2025 году сначала уменьшатся до 25,8 млрд руб. с ожидаемых в 2024 году 43,1 млрд руб., но затем в 2026 и 2027 годах значительно вырастут: до 54,5 млрд руб. и 85,6 млрд руб. соответственно. В 2027 году «Развитие опорной сети аэродромов» станет крупнейшим среди всех федеральных проектов «Эффективной транспортной системы», на инфраструктуру воздушного транспорта запланировано более 42% вложений государства в нацпроект, часть из них предусмотрена на концессии в этой сфере.
Вместе с тем, вложения в федеральный проект «Развитие опорной сети морских портов» в ближайшие два года планируются лишь на уровне 5 млн руб. ежегодно. Для сравнения, в 2024 году до мероприятий проекта намерены довести из федерального бюджета 6,6 млрд руб. На 2025 год сведены до 4,5 млрд руб. расходы на инфраструктуру морских портов в рамках «Развития Большого Северного морского пути». С 2026 года возобновятся более активно вложения в порты СМП (суммарно 18,5 млрд руб.), а с 2027 года и через «Развитие опорной сети морских портов» (19,9 млрд руб.). Но в 2025 году госрасходы на отрасль будут минимальными.
Новые федеральные проекты созданы для трех направлений — высокоскоростных железнодорожных магистралей, внутренних водных путей и пунктов пропуска через границу. В самом начале финансирования комплексного плана в его составе существовали федеральные проекты, схожие по тематике с первыми двумя отраслями: «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» и «Внутренние водные пути». Но в «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» в 2019 году средства так и не поступили, что, скорее всего, было связано со сменой планов по маршруту первой ВСМ: вместо Москвы — Казани тогда был выбран Москва — Санкт-Петербург. Подготовка к реализации нового проекта заняла еще пять лет.
Федеральный проект «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей» вернулся в новом виде в состав комплексного плана осенью 2024 года. В мероприятия проекта в этом году планируют направить из федерального бюджета 3 млрд руб., а в 2025‑м уже в составе «Эффективной транспортной системы» — 16,2 млрд руб. Впрочем, основная часть затрат на ВСМ будет представлять собой частные средства.
Федеральный проект по внутренним водным путям финансировали в 2019–2020 годах и не очень успешно. Из запланированных в 2019 году 38,6 млрд руб. федеральных вложений в него поступило 22,9 млрд руб., а в 2020 году вместо 51,1 млрд руб. — только 25,8 млрд руб. Формально в 2020‑м году у проекта было высокое исполнение (99,6%), но из‑за последовательного понижения планки финансирования в течение года. Планы по госфинансированию аналогичного проекта в составе «Эффективной транспортной системы» скромнее: в новую трехлетку до «Развития опорной сети внутренних водных путей» хотят довести суммарно 39,5 млрд руб., включая 7,6 млрд руб. в 2025 году.
Действительно новым в составе нацпроектов федеральным проектом станет «Развитие пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации», в рамках которого предусмотрено завершение реконструкции или строительства этих объектов (ранее пункты пропуска строили в рамках финансирования Федеральной адресной инвестиционной программы, которую с 2023 года сменила комплексная госпрограмма «Строительство»). В 2025 году на такие мероприятия выделят 26,4 млрд руб., а всего за три года — 73,2 млрд руб.
В нацпроекте «Эффективная транспортная система» по сравнению с комплексным планом уменьшилось количество финансируемых из федерального бюджета железнодорожных проектов: теперь остался только один, касающийся ВСМ. Самый крупный железнодорожный проект «Развитие опорной сети железных дорог» пока не предполагает бюджетного финансирования. Среди основных направлений его работы — Восточный полигон, но развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов, ранее существовавшее как отдельные федпроекты, вошло в его состав. В 2024 году бюджетное исполнение этих проектов было минимальным и по итогам трех кварталов не превышало 10%.
В свою очередь, федпроект «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла», выполненный в 2024 году на 100%, перенесли в национальный проект «Инфраструктура для жизни».
Избавление от наиболее медленно финансируемых мероприятий, по нашему мнению, может положительно сказаться на бюджетном исполнении нового нацпроекта. Но мы также ожидаем, что в течение года его еще будут «доупаковывать» и частично пересматривать расходы. Это вполне естественный процесс, особенно в первый год реализации национального проекта в новом виде.
Материал публикуется исключительно в информационных целях, не является профессиональной консультацией, рекламой и офертой, а также не может быть основанием для принятия инвестиционных решений. Приведенные данные, экспертные мнения и прогнозы актуальны на дату публикации и не носят исчерпывающий характер.