09.08.2023

Строительство в регионах: как тратили на отрасль и инфраструктуру в первой половине 2023 года

Почему темпы роста объемов строительства выше, чем в прошлом году? Удается ли сдерживать инфляцию в отрасли? В каких округах наблюдались всплески и спады инфраструктурных вложений?

Объем строительных работ в российских регионах в первом полугодии 2023 года, по данным Росстата, составил более 5,62 трлн руб., что на 9,2% больше в сопоставимых ценах, чем год назад. В середине 2022‑го года прирост объемов строительства составлял лишь 4% из‑за начала нового кризиса и последствий пандемии. В 2023 году на повышенную интенсивность работ влияют приближение окончания электорального цикла, связанный с этим рост инфраструктурных вложений регионов и федерального бюджета, несколько бо́льшие, чем год назад, экономическая определенность и инвестиционная активность.

Лидером среди федеральных округов по относительному росту объема отраслевых работ в первой половине 2023 года стал Северо-Кавказский: там показатель вырос на 28%, до 241,6 млрд руб., что было вызвано увеличением и ускорением вложений регионов в создание инфраструктуры. При этом пока объемы строительства в СКФО — минимальные среди остальных округов. Единственный федеральный округ, который показал падение объемов в первом полугодии, — Северо-Западный. Показатель в сопоставимых ценах уменьшился на 0,2%, до 510,7 млрд руб. из‑за снижения интереса инвесторов к запуску проектов на территории.

Среди округов динамика объема строительных работ была неоднородной. К июлю 2023 года двум округам удалось обогнать своих прошлогодних конкурентов по активности в отрасли. В Дальневосточном объем работ оказался на 1,5% больше, чем в Северо-Западном, а в Приволжском — на четверть больше, чем в Уральском. Год назад ситуация была иной: в строительство на территории СЗФО ушло на 20% больше средств, чем в ДФО, а показатель УФО хоть и незначительно (на 0,9%), но превышал показатель ПФО. Вероятно, в ближайшие кварталы такое распределение объемов работ в этих округах сохранится.

Как и кварталом ранее, Чукотский автономный округ сохранил лидерство по росту объема строительных работ: в 2,5 раза по отношению к январю-июню 2022‑го, до 10,3 млрд руб. Это по‑прежнему связано с реализацией строительных инвестиционных проектов в добывающей отрасли. Наибольшее сокращение объема строительных работ зафиксировано у Камчатского края: на 45,1%, до 11,8 млрд руб. из‑за снижения темпов вложений в морскую и аэропортовую инфраструктуру, на что могло повлиять окончание активной фазы ее строительства в предыдущем году.

Объемы строительных работ в российских регионах по итогам первого полугодия 2023 года оказались распределены более равномерно, чем год назад: доля топ-10 регионов с наибольшими объемами строительства составила 45,9%, снизившись на 1,8 п. п. На наш взгляд, это позитивный сигнал для отрасли, так как усиливает возможности и роль территорий с традиционно небольшими объемами строительства и менее развитой инфраструктурой.

По нашей оценке, к концу первого полугодия 2023 года инфляция в строительной отрасли достигла 8,2% против 7% кварталом ранее, а наиболее высокой она оказалась в федеральных округах с активным строительством: Приволжском (10,8%) и Дальневосточном (10,6%). Отраслевая инфляция остается заметно выше ожидаемой годовой потребительской инфляции (5–7%). В ближайшие месяцы на рост цен в строительной отрасли помимо логистических причин будет влиять и продолжающееся ослабление национальной валюты.

Инфраструктурные расходы региональных бюджетов в первом полугодии 2023 года достигли 758,9 млрд руб., это было на 24% больше в текущих ценах, чем год назад, или на 14,6% больше в сопоставимых. По итогам первого квартала прирост в текущих ценах составлял 65,5% (55% в сопоставимых), но замедление было ожидаемым: в январе — марте 2022‑го была очень низкая кризисная база, а к концу второго квартала она выросла из‑за особенностей прошлогодней динамики региональных вложений.

Среди федеральных округов в первом полугодии 2023‑го наиболее сильно увеличились инфраструктурные расходы бюджетов регионов Северного Кавказа: на 72,4% в сопоставимых ценах, до 44,5 млрд руб. Основной рост был в Чечне и Дагестане. В округе также наблюдалось ускорение темпов вложений: исполнение инфраструктурных статей бюджета составило свыше 38% в первом полугодии 2023‑го против 27% год назад. Самое значительное снижение региональных трат на инфраструктуру зафиксировано на Дальнем Востоке: на 7,4%, до 50,9 млрд руб., что объяснимо достаточно высоким дефицитом бюджета части субъектов федерации, входящих в этот округ.

На наш взгляд, объем строительных работ в российских регионах по итогам года вырастет в пределах 7‑11% в сопоставимых ценах против 5,2% в 2022‑м: до 14,9‑15,5 трлн руб. На изменение границ диапазона диапазона может повлиять ускорение инфляции. В свою очередь, инфраструктурные расходы региональных бюджетов при сохранении нынешних темпов вложений могут увеличиться на 2‑6%, до 2,2‑2,3 трлн руб., против снижения в сопоставимых ценах в 2022 году на 10,6%.

Рост вышел из кризиса

Согласно данным Росстата, объем строительных работ, выполненных в российских регионах в первом полугодии 2023 года, превысил 5,62 трлн руб. В сопоставимых ценах прирост к тому же периоду 2022 года составил 9,2%, а в текущих — 18,2%.

Без учета новых территорий, включенных в состав страны в октябре 2022 года. Данные по ним Росстат не предоставляет.

За год темпы роста ускорились: на середину 2022 года они составляли лишь 4% в сопоставимых ценах. Прошлогодний рост объяснялся тем, что активность в отрасли из‑за влияния пандемии и геополитической напряженности росла сдержанно, а наблюдаемое заметное увеличение объемов строительства в текущих ценах (19,5%) было обеспечено преимущественно высокой инфляцией.

Динамика объема строительных работ в России в 2022‑2023 годах в текущих и сопоставимых ценах
График

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group

В первой половине 2023 года на увеличение темпов роста влияют приближение окончания электорального цикла, вызванный этим рост инфраструктурных вложений регионов и государства и несколько бо́льшая экономическая определенность, чем год назад, а, следовательно, и бо́льшая инвестиционная активность по отдельным направлениям.

Как и в первом квартале 2023 года, лидером по относительному росту объема работ в сопоставимых ценах среди федеральных округов в январе-июне 2023‑го стал Северо-Кавказский: прирост составил 28% (до 241,6 млрд руб.). Одной из основных причин стало активное увеличение бюджетных вложений в инфраструктурное строительство. Кварталом ранее прирост был еще существеннее — 42,2% — замедление обусловлено тем, что в первом квартале прошлого года из‑за экономической неопределенности инвесторы и власти регионов СКФО замедлили вложения в строительство, а уже во втором квартале ситуация начала постепенно исправляться.

Как менялся объем строительных работ в начале года, можно узнать из аналитического обзора «Строительство в регионах: итоги первого квартала 2023 года».

В тройку лидеров по относительному росту объемов строительных работ вошли также Приволжский (увеличение на 22,3%, до 963,6 млрд руб.) и Дальневосточный федеральные округа (на 17,3%, 518,4 млрд руб.).

В случае с Поволжьем темпы вложений в строительство во втором квартале ускорились из‑за активного строительства новых инфраструктурных и промышленных объектов. В случае Дальнего Востока темпы остались примерно на том же уровне, что и по итогам января-марта (17%) и были обусловлены созданием промышленных объектов и активным жилищным строительством в ряде регинов.

Наихудший результат к июлю 2023 года показал Северо-Западный федеральный округ, где объем строительных работ по итогам первого полугодия снизился на 0,2% в сопоставимых ценах к показателю годичной давности (до 510,7 млрд руб.).

Впрочем, пониженные объемы строительства характерны для СЗФО уже второй год подряд, что по‑видимому является следствием сворачивания на этой территории инвестиционных проектов как зарубежных компаний, так и отечественных, ориентированных на экспорт продукции в европейские страны.

Низкие приросты объема строительных работ по итогам полугодия были у Уральского и Сибирского федеральных округов: 1,1% и 2% соответственно, до 780,6 млрд руб. и 616,6 млрд руб. В первом случае наблюдается стагнация, поскольку часть проектов в одном из ключевых регионов — Ямало-Ненецком автономном округе — либо дошла до стадии эксплуатации либо «заморожена» еще до запуска, а других драйверов роста пока не возникло. В СФО низкий прирост в сопоставимых ценах связан с высокой базой прошлого года.

Из-за разнонаправленной динамики строительства в округах несколько изменилось распределение объемов работ между ними. Центральный федеральный округ так и остается безусловным лидером (1,58 трлн руб. в первой половине 2023‑го), а меньше всего — даже несмотря на рост объемов стройки — тратили на отрасль на Северном Кавказе (241,6 млрд руб.).

Динамика изменения объемов строительства по федеральным округам в первом полугодии 2023 года
График

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group

Картина между остальными территориями изменилась. На второе место уверенно вышло Поволжье, обогнав Уральский федеральный округ. Объем строительства в ПФО в первом полугодии 2023‑го (963,3 млрд руб.) почти на четверть превысил аналогичный показатель для Урала (780,6 млрд руб.). Год назад в этих округах строили практически на те же суммы: УФО несильно, но обгонял ПФО — на 0,9% (717,2 млрд руб. против 710,9 млрд руб.).

Также к концу первого полугодия 2023 года «поменялись местами» Дальневосточный и Северо-Западный федеральные округа, первый обогнал второй на 1,5% по объемам строительных работ на своей территории (518,4 млрд руб. против 510,7 млрд руб.). К середине прошлого года в СЗФО, наоборот, объем работ составил на 20% больше, чем в ДФО (479,8 млрд руб. против 399,7 млрд руб.).

По нашей оценке, такое распределение мест между округами в ближайшее время сохранится, а общий рост объема строительных работ к концу 2023 года будет находиться в пределах 7‑10% в сопоставимых ценах. Таким образом, сам объем может достигнуть 14,9‑15,5 трлн руб. По итогам 2022‑го рост составлял 5,2% (до 12,9 трлн руб).

Регионы строят больше

Как и в первом квартале 2023 года, лидером по росту объема строительных работ стал Чукотский автономный округ: этот показатель вырос на 153,5% в сопоставимых ценах по отношению к первой половине 2022‑го, до 10,3 млрд руб. Это связано с подготовкой и реализацией инвестиционных проектов в регионе, в частности созданием инфраструктуры для Баимского горно-обогатительного комбината.

Среди лидеров по положительной динамике в первой половине 2023‑го также оказались Республика Алтай (рост на 100,9%, до 8,6 млрд руб.) и Калмыкия (на 83%, до 2 млрд руб.). В первом случае сильное влияние на объем работ оказывает активная реализация проектов в сфере туризма (горнолыжные и гостиничные комплексы, оздоровительные лагеря), во втором — проектов в сфере сельского хозяйства и солнечной энергетики. Несмотря на значительный рост активности, Калмыкия, как и год назад, — регион с наименьшим объемом строительных работ в России.

Помимо Калмыкии меньше всего строили в первом полугодии 2023 года в Туве (2,3 млрд руб.) и Ингушетии (2,7 млрд руб.). В первом регионе наблюдалось небольшое повышение активности в отрасли (на 3,6%), а во втором — ее снижение (почти на 20%) по отношению к показателю годичной давности.

Наибольшее снижение объема строительных работ в сопоставимых ценах в январе — июне 2023 года по сравнению с ситуацией годичной давности зафиксировано у Камчатского края: на 45,1%, до 11,8 млрд руб. Это, вероятно, связано со снижением темпов вложений в морскую и аэропортовую инфраструктуру из‑за окончания активной фазы строительства в предыдущем году.

Также заметно — на 41,8% и 34% — изменились в сопоставимых ценах — объемы строительных работ в Севастополе и Мурманской области (до 8,6 млрд руб. и 32,5 млрд руб. соответственно). У Севастополя это, возможно, связано с меньшим строительством социальных объектов и меньшим запуском инвестпроектов. При этом расходы на дорожное хозяйство города оказались выше уровня прошлого года. В Мурманской области сокращение может быть связано с тем, что в региональном бюджете меньше средств заложено на инфраструктуру, чем в прошлом году, и их освоение происходит медленнее, а также с меньшей инвестиционной активностью в целом.

У лидера по объему строительных работ в стране — Москвы — показатель вырос больше, чем в целом по стране: на 16,7%, до 764,5 млрд руб., и немного укрепился по сравнению с концом предыдущего квартала (15,2%). Во многом на это повлияло строительство жилых и коммерческих площадей, так как к середине года городские инфраструктурные расходы оказались примерно теми же, что и год назад.

У Московской области, занимающей второе место по объему строительства, динамика по отношению к первой половине 2022 года снова была отрицательной: наблюдалось падение в сопоставимых ценах на 12,2%, до 300,1 млрд руб. Влияние на это вновь оказывала достаточной высокая база прошлого года. Тогда активность в подмосковном строительстве выросла значительно: на 41,1% по отношению к середине 2021‑го. В том числе за счет активного жилищного строительства и реализации проектов в транспортной инфраструктуре.

Регионы с наибольшими ростом и снижением объемов строительных работ в первом полугодии 2023 года
График

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group

В строительной сфере Санкт-Петербурга год назад, наоборот, проявились кризисные тенденции (объем строительных работ в отрасли тогда снизился на 3,6%), но практически все первое полугодие 2023‑го ситуация менялась: к его концу объем строительных работ вырос на 10,1%, до 244,6 млрд руб. Частично это объясняется заметно бóльшими вложениями города в инфраструктуру, чем год назад.

Доля топ-10 регионов с наибольшими объемами строительства по итогам первой половины 2022 года составила 45,9% против 47,7% год назад (или 2,58 трлн руб. против 2,27 трлн руб.). На наш взгляд, это позитивный сигнал для отрасли. Он свидетельствует о том, что чуть активнее строить стали и в регионах с относительно небольшими рынками и менее развитой инфраструктурой, а, значит, появляется шанс на сокращение отраслевого разрыва между территориями.

Топ-10 регионов с наибольшим объемом строительных работ в первом полугодии 2023 года
График

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group

Цены рискуют ускориться

По нашим расчетам, к концу первого полугодия 2023 года инфляция в строительстве достигла 8,2% относительно цен в июле 2022 года. Кварталом ранее мы оценивали ее значение на уровне 7%. Усиление инфляции может быть связан как с ростом активности в отрасли, так и с проинфляционными рисками в экономике в целом.

Отраслевая инфляция по‑прежнему выше прогнозируемой годовой потребительской инфляции (5–7%). В дополнение к логистическому фактору (усложнение путей поставок необходимого оборудования и материалов) на рост отраслевых цен в ближайшие месяцы будет влиять и ослабление национальной валюты.

Инфляция в строительной отрасли в целом рассчитана на основе данных Росстата по отношению к ценам годичной давности. Она учитывает общее изменение уровня цен в отрасли, в том числе увеличение стоимости строительных материалов, удорожание оборудования, повышение уровня оплаты труда и т. д. Полученное значение — средневзвешенное по отрасли и может отличаться от инфляции в конкретных сегментах (дорожного строительства, создания жилой или коммерческой недвижимости и т. д.).

Самые высокие значения отраслевой инфляции в середине 2023 года были, по нашей оценке, в Приволжском (10,8%) и Дальневосточном (10,6%) федеральном округах. В ПФО высокое значение показателя сохранилось еще со второго квартала, а на рост цен на Дальнем Востоке, на наш взгляд, повлияли увеличение объемов строительства, необходимость дополнительной доставки материалов и оборудования на территорию и связанный с этим рост спроса.

Минимальной стала инфляция в Южном федеральном округе (1,6%), такой низкий уровень, вероятно, обусловило замедление темпов строительства во втором квартале, вследствие чего потребность в новых ресурсах (трудовых, строительных и т. д.) также снизилась. На Северном Кавказе подобное замедление было менее заметно, поэтому там отраслевая инфляция тоже уменьшилась, но не столь существенно: до 4,5%.

В ближайшие месяцы риск дальнейшего увеличения темпов отраслевой инфляции остается, но пока она, вероятно, не повторит уровень прошлого года (12–13%), если ситуация в экономике осенью значительно не ухудшится.

Распределение инфляции в строительной сфере по федеральным округам в первом полугодии 2023 года
График

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group

Расходы на инфраструктуру немного замедлились

Инфраструктурные расходы региональных бюджетов в первом полугодии 2023 года, по нашим расчетам, достигли 758,9 млрд руб. Это на 24% больше в текущих ценах и примерно на 14,6% больше в сопоставимых ценах, чем год назад.

По итогам двух кварталов темп роста замедлился, но в целом это было ожидаемо. В январе — марте прирост в текущих ценах составлял 65,5% (около 55% в сопоставимых ценах) и это было связано преимущественно с низкой базой в первом квартале 2022 года. Позднее расходы регионов стали восстанавливаться и, следовательно, к концу второго квартала прошлого года база стала заметно выше.

Объем средств, поступивших в инфраструктуру, мы рассчитывали по так называемым инфраструктурным кодам региональных бюджетов. Эти коды учитывают вложения в строительство, капитальный ремонт и проектирование объектов транспортной, коммунальной, социальной, телекоммуникационной и энергетической сфер.

Информация о вложениях не является окончательной и впоследствии может быть уточнена, но, на наш взгляд, отражает ситуацию в инфраструктуре и динамику в целом.

Для федеральных округов были характерны порой противоположные тенденции инфраструктурных трат из региональных бюджетов. На Урале и Дальнем Востоке эти расходы снижались в сопоставимых ценах: на 0,5% и 7,4%, до 45,4 млрд руб. и 50,9 млрд руб. соответственно, что можно объяснить достаточно высоким дефицитом бюджета у части регионов, входящих в эти округа.

У Центрального федерального округа прирост инфраструктурных расходов региональных бюджетов за год составил 4,2%, до 308,3 млрд руб. Такое не очень высокое значение может объясняться тем, что в 2023 году отраслевые расходы Москвы (а ее доля составляет почти 73% в округе) стали немного замедляться из‑за окончания ряда масштабных инфраструктурных проектов: объем в первом полугодии снизился на 1,7%. У большинства других субъектов федерации в ЦФО вложения в инфраструктуру росли, но значительно изменить общий показатель они уже не могли.

Рост инфраструктурных расходов бюджета регионов в Приволжском и Южном федеральном округах в сопоставимых ценах был приблизительно одинаков: на 22,4% (до 78,6 млрд руб.) и на 21,2% соответственно (до 107,8 млрд руб.). В ПФО заметно росли отраслевые вложения в Татарстане, Нижегородской области, Пермском крае и Чувашии. В ЮФО драйверами роста выступили бюджеты Ростовской области, Краснодарского края и Севастополя. Примечательно, что в последнем, несмотря на значительное снижение объемов строительных работ в целом, расходы на дорожную инфраструктуру не падали.

Данные об инфраструктурных расходах территорий, включенных в состав страны осенью 2022 года, пока полноценно не поступают. Например, в электронном бюджете отображаются расходы Донецкой и Луганской Народной Республик на отрасль в первом полугодии (по 0,2 млрд руб. соответственно), но отсутствуют данные об аналогичных показателях для Херсонской и Запорожской областей. Лимит бюджетных обязательств всех четырех территорий на инфраструктуру, согласно порталу, составляет в 2023 году 1,6 млрд руб., что сравнимо с аналогичным отраслевым показателем, например, одной Калмыкии. Но это лишь те деньги, которые расходуют непосредственно региональные власти. Остальные расходы — более значительные, чем эта сумма — вероятно, могут тратиться через федеральный бюджет, а отслеживание его вложений с весны прошлого года затруднено.

Значительно нарастили объемы бюджетных вложений в инфраструктуру регионы Сибирского федерального округа (на 30,2%, до 45 млрд руб.). На это повлиял рост расходов в Кемеровской области, Алтайском и Красноярском краях и Туве. Также одним из факторов роста стало ускорение темпов вложений. Если в первой половине прошлого года регионы СФО потратили менее 23% запланированных на год средств, то за первое полугодие нынешнего — более 27%.

Сильнее всего выросли инфраструктурные вложения бюджетов регионов в Северо-Кавказском и Северо-Западном федеральных округах: на 72,4% (до 44,5 млрд руб.) и на 66,2% (до 78,5 млрд руб.) соответственно.

Из семи регионов СКФО отраслевые расходы увеличились в пяти, исключением стали Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Наиболее высокий рост инфраструктурных трат был в Чечне и Дагестане, что опять же связано с ускорением вложений: исполнение составило свыше 38% в первом полугодии 2023‑го против 27% год назад.

Рост инфраструктурных вложений регионов СЗФО на фоне кризисного снижения объемов строительных работ в целом был связан в основном с тремя регионами: Санкт-Петербургом, Калининградской областью и Карелией. Менее существенно, но тоже выросли расходы на инфраструктуру в Коми, а также Псковской и Новгородской областях. На увеличение повлияли как ускорение трат, по сравнению с 2022‑м, так и необходимость поддерживать экономическую активность, несмотря на заморозку инвестпроектов с участием частного капитала. Но даже эти факторы помогли не всем. В пяти регионах СЗФО из 11 наблюдалась отрицательная динамика инфраструктурных трат.

Мы полагаем, что прирост бюджетных вложений регионов в инфраструктуру продолжит замедляться и по итогам года он может составить 10‑15% в текущих ценах (или 2‑6% в сопоставимых). По сравнению с прошлогодней динамикой, это выглядит достаточно позитивно: в 2022 году рост составил лишь 1,3% в текущих ценах (в сопоставимых было снижение почти на 10,6%), а всего до инфраструктуры через бюджеты субъектов федерации дошло 2 трлн руб. То есть в 2023 году до нее может дойти порядка 2,2‑2,3 трлн руб. региональных средств, но этого по‑прежнему недостаточно для устойчивого развития экономики.

Динамика вложений региональных бюджетов в инфраструктуру в 2022‑2023 годах
График

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group

Материал публикуется исключительно в информационных целях, не является профессиональной консультацией, рекламой и офертой, а также не может быть основанием для принятия инвестиционных решений. Приведенные данные, экспертные мнения и прогнозы актуальны на дату публикации и не носят исчерпывающий характер.

Обзор в СМИ

09.08.2023

Коммерсантъ

Стройка пополняется проектами