10.10.2023
Нацпроекты и бюджет: сколько дойдет до инфраструктуры в ближайшие три года
Каким будет комплексный план после 2024 года? Сократят ли в 2026‑м расходы на «Безопасные качественные дороги»? Как изменится количество и финансирование нацпроектов в ближайшие три года?
Объем федеральных расходов на комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, согласно новому законопроекту о федеральном бюджете, в 2024 году составит 101,6 млрд руб., что на 11,9% меньше, чем закладывалось ранее. Наиболее существенно снизят расходы на «Развитие морских портов» — в четыре раза от плановых значений (до 2,8 млрд руб.), а также на «Развитие региональных аэропортов» — на 21,9% (до 27,4 млрд руб.). Вместе с тем, в комплексный план вернут два федеральных проекта, финансирование которых в 2024 году в прошлом трехлетнем бюджете не предполагалось: «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна» (3,6 млрд руб.) и «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (2 млрд руб.).
В 2025 и 2026 годах объемы вложений в комплексный план упадут в 2,5 раза относительно расходов 2024 года, до 43,2 млрд руб. и 42,3 млрд руб. соответственно, что может говорить об его окончательном переходе в более компактный вариант. Из финансируемых федеральных проектов в составе комплексного плана в 2025 году останутся только два («Развитие Северного морского пути» с 38,8 млрд руб. и «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» с 4,5 млрд руб.), а в 2026 году — один («Развитие Северного морского пути»). Проект ВСМ Москва — Санкт-Петербург не фигурирует в документе на горизонте следующих трех лет, так как его планируют реализовать в основном за внебюджетные средства.
Федеральные вложения в «Безопасные качественные дороги» будут расти всю ближайшую трехлетку: от предусмотренных на 2024 год 606,5 млрд руб. до 769,8 млрд руб. на 2026 год. Финансирование БКД на 2024 и 2025 годы относительно ранее опубликованных планов тоже только увеличивали: на 0,5% и 1,5% соответственно. В 2024‑2026 годах сохранится финансирование всех федеральных проектов БКД, но их ждет перераспределение средств: приоритет будет у строительства федеральных дорог, в то время как расходы из нацпроекта на создание региональных и местных временно «поставят на паузу». В целом в 2024‑2025 годах будет высока доля ремонтов имеющейся дорожной инфраструктуры, а не строительства новой.
Объемы финансирования всех нацпроектов в 2024 и 2025 годах будут меньше на 3,2% и 4% относительно предыдущих планов, и составят 2,96 и 1,97 трлн руб. соответственно. Наиболее сильно увеличат на 2024 год расходы на нацпроект «Культура» (на 5,5%, до 49,8 млрд руб., по сравнению с заложенными в старый бюджет) для стимулирования создания госконтента в интернете, а уменьшат — «Жилью и городской среде» (на 26,3%, до 125,5 млрд руб.) из‑за снижения расходов на сокращение аварийного жилья. На 2025 год наиболее значительно пересмотрели более ранние планы для «Туризма и индустрии гостеприимства» (рост на 26,2%, до 1,5 млрд руб.) и «Экологии» (снижение на 23,5%, до 23,3 млрд руб.). В первом случае это было вызвано увеличением вложений в повышение доступности туристических продуктов, во втором — отказом от расходов на проекты по очищению Волги и сохранению уникальных водоемов.
В относительном выражении объемы расходов на национальные проекты в 2024 году будут на 1,8% меньше (почти 3 трлн руб.), чем планируется в 2023‑м, а в следующие два года сократятся почти на треть по отношению к 2024‑му, до 1,97 и 1,98 трлн руб. соответственно, но такое снижение закладывалось ранее. Уменьшатся федеральные расходы на большинство нацпроектов за исключением БКД и проекта по атомной энергии: относительно конца 2023‑го года к концу 2026‑го вложения в них вырастут на 63% и 44% соответственно. Наиболее сильное падение расходов будет у «Жилья и городской среды» (на 97,5% по сравнению с началом трехлетки, до 4,5 млрд руб.). А в целом количество нацпроектов с финансированием более 100 млрд руб. снизится с десяти в 2023‑м году до трех в 2024‑2025‑м: кроме БКД, среди них останутся два социальных — «Демография» и «Здравоохранение».
Количество финансируемых из федерального бюджета национальных проектов в 2024 году вырастет до 16‑ти, но в 2025 и 2026 годах упадет до 15 и 14 соответственно. Новым нацпроектом станут «Беспилотные авиационные системы», в которые за три года планируют вложить 63,9 млрд руб., в том числе свыше 71% этих средств уже в 2024‑м. В 2025 году в соответствии с более ранними планами перестанут финансировать национальный проект «Производительность труда», а в 2026 году — «Малое и среднее предпринимательство». Мы не исключаем, что в 2024‑2025 году может состояться переформатирование нацпроектов под более актуальные задачи, что также скажется на изменении их количества и объемов вложений.
Комплексный план на финишной прямой
Согласно данным сопроводительных материалов к законопроекту о федеральном бюджете на 2024‑2026 годы, в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в следующем году планируют вложить 101,6 млрд руб. Это на 11,9% или на 13,7 млрд руб. меньше, чем закладывали на 2024 год в законе о федеральном бюджете на 2023‑2025 годы.
Снижение, вероятно, связано с перераспределением средств между другими нацпроектами и остальными расходами государства.
Наиболее существенно в рамках комплексного плана пересмотрели вложения в федеральный проект «Развитие морских портов», расходы на него в 2024 году собираются уменьшить вчетверо относительно планов годичной давности: на 75,1%, до 2,8 млрд руб. На наш взгляд, такое заметное сокращение вызвано сложностями с реализацией отраслевых мероприятий в предыдущие годы, к тому же отрасль очень чувствительна к изменению экономической ситуации.
Менее значительному урезанию — на 21,9% от запланированного ранее объема — подвергли в 2024 году федеральные расходы на «Развитие региональных аэропортов»: теперь до них планируют довести 27,4 млрд руб.
Финансирование в 2024‑м двух других федеральных проектов сократили менее сильно. «Развитие Северного морского пути» получит на 5% меньше, чем предполагалось ранее (50,1 млрд руб.) А федеральный проект «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного басcейна» — на 3,1% меньше (15,7 млрд руб.). По нашей оценке, такое стремление удержать уровень вложений связано с приоритетностью развития Арктической зоны в ближайшие годы, в том числе для перевозок грузов.
В прошлом законе о бюджете ожидалось, что в составе комплексного плана в 2024 году будут профинансированы лишь четыре федеральных проекта: к этому году заканчивалась реализация проектов «Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа — Западный Китай» и «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна». Но власти приняли решение продлить вложения во второй проект и до него должны довести еще 3,6 млрд руб. Это может быть вызвано тем, что в предыдущие годы все средства по нему освоить не успели, в частности в первой половине 2023 года уровень бюджетного исполнения у него был самым низким (1,6%).
Каким было бюджетное исполнение федеральных проектов в составе комплексного плана и «Безопасных качественных дорог», а также нацпроектов, можно узнать в аналитическом исследовании «Комплексный план и нацпроекты: финансирование в первой половине 2023 года».
Еще одним «дополнительным» для финансирования проектом в 2024 году стало «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла». В 2023 году расходы на него не предусматривались, а в 2022‑м он показывал лучшие результаты по бюджетному исполнению (100% уровень был достигнут еще в марте). Вероятно, этого же можно ожидать в 2024 году, так как предусмотренные 2 млрд руб. должны пойти взносом в уставный капитал РЖД.
На проект, связанный с развитием Центрального транспортного узла, «внепланово» заложили средства и в 2025 году: еще 4,5 млрд руб. Благодаря этому общий объем вложений в комплексный план в 2025 году вырастет на 4,4% относительно утвержденного в бюджете на 2023‑2025 годы объема, до 43,2 млрд руб. Вместе с тем, количество финансируемых федеральных проектов в плане уменьшится до двух: кроме уже упомянутого Центрального транспортного узла, в рамках комплексного плана будут развивать Северный морской путь (в 2025 году на него заложили 38,8 млрд руб., сократив на 6,5% ранее запланированные вложения).
Если в 2024 году не будет принято решение о переформатировании комплексного плана либо создании замены ему, то в 2026 году в его составе останется лишь один федеральный проект «Развитие Северного морского пути» с объемом финансирования 42,3 млрд руб.
Если сравнивать динамику вложений в разрезе «год к году», то в 2025‑2026 годах до оставшихся проектов комплексного плана ежегодно будет доходить в 2,5 раза меньше средств, чем в 2024 году. А объем средств запланированных на 2024 год меньше на 37,4% аналогичного показателя 2023 года (здесь имеется в виду объем планируемых федеральных расходов на комплексный план в 2023 году в соответствии с данным единого портала бюджетной системы России по состоянию на 1 июля 2023 года). Это свидетельствует о том, что комплексный план перейдет в компактную форму параллельно с завершением электорального цикла. Дальнейшее развитие неавтодорожной части транспортной инфраструктуры, вероятно, потребует нового документа планирования (или «перезагрузки» комплексного плана) и, по всей видимости, новых инструментов.
В законопроекте о бюджете на 2024‑2026 годы не заложено финансирование создания высокоскоростных железнодорожных магистралей. Вероятно, это связано с тем, что пока нет решения, кто будет реализовывать первый проект — ВСМ «Москва — Санкт-Петербург». Ранее ожидалось, что он может быть запущен в формате концессии и в основном за частные средства (одна из интересующихся сторон — группа «Синара»). Однако, на начало октября 2023 года информации, на каком этапе находится подача частной концессионной инициативы, так и не появилось.
Новые высоты «Безопасных качественных дорог»
В отличие от комплексного плана, мероприятия национального проекта «Безопасные качественные дороги» продолжат активно финансировать и после 2024 года. Расходы в ближайшие три года предусмотрены на все шесть федеральных проектов в его составе.
Объем планируемых федеральных вложений в БКД в 2024 году относительно закона о федеральном бюджете на 2023‑2025 годы вырос на 0,5%, до 606,5 млрд руб. В 2025 году должны потратить на 1,5% больше, чем планировалось ранее, или 684,7 млрд руб.
Относительно 2023 года (451,9 млрд руб.) общий объем федеральных средств, направленных на БКД в 2024 году, должен увеличиться почти на 34,2%. В 2025 и 2026 годах ежегодные темпы роста вложений снизятся до 12,9% и 12,4% соответственно, но все равно должны будут заметно превышать уровни ожидаемой инфляции. В 2026 году планируемый объем федеральных средств, согласно законопроекту о новом бюджете, вырастет до 769,8 млрд руб., а общий объем средств, направленный из федерального бюджета, в новой трехлетке (2024‑2026 годы), как ожидается, достигнет 2,06 трлн руб.
Между тем, внутри самого национального проекта произойдет перераспределение расходов. В 2024 году увеличение вложений коснется лишь одного федерального проекта — «Развития федеральной магистральной сети». В него планируют направить 301,5 млрд руб., или на 7,7% больше, чем хотели год назад (в денежном выражении проекту добавили 21,5 млрд руб.). Это было вызвано трехкратным ростом (до 86,5 млрд руб.) господдержки ГК «Автодор» в рамках федпроекта на фоне снижения на 14,4% (до 215 млрд руб.) других капитальных вложений в объекты государственной собственности.
Дополнительные средства для «Автодора», как следует из пояснительной записки к законопроекту, планируют направить на строительство новой автомобильной дороги на черноморском побережье от трассы М-4 «Дон» до Сочи. В 2024 году в федеральном бюджете на это хотят предусмотреть 58,6 млрд руб., а в 2025 и 2026 годах — 54,9 млрд руб. и 43,5 млрд руб. соответственно.
Не стали пересматривать на 2024 год финансирование федеральных проектов «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» (4,8 млрд руб.) и «Автомобильные дороги Минобороны России» (0,8 млрд руб.).
Лишь немного (на 0,2%, до 7,1 млрд руб.) уменьшили на 2024 год финансирование проекта «Безопасность дорожного движения». Наиболее заметное сокращение планируемых на следующий год расходов коснулось проектов «Региональная и местная дорожная сеть» (снижение на 5,9%, до 257,2 млрд руб.) и «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» (снижение на 6,3%, до 35,2 млрд руб.; он также фигурирует в сопроводительных материалах к законопроекту о новом бюджете, как федеральный проект «Развитие общественного транспорта»).
В случае с «Региональной и местной дорожной сетью» к снижению привела смена приоритетов: межбюджетные трансферты на развитие этого вида дорог в рамках БКД в 2024 году фактически сократили до нуля (с запланированных ранее 58,8 млрд руб.), но повысили трансферты на приведение в нормативное состояние уже имеющихся (на 20%, до 255,5 млрд руб.). В 2025 году развивать региональные и местные дороги за счет межбюджетных трансфертов в составе БКД также не планируют, лишь в 2026 году на это предусмотрено 70,7 млрд руб. Вместе с тем, финансирование дорожной сети для приведения ее в нормативное состояние будет умеренно расти.
В свою очередь, в федеральном проекте, связанным с общественным транспортом, снижение плановых расходов в 2024 году обусловлено сокращением господдержки регионов в сфере развития городского наземного электрического транспорта и Государственной транспортной лизинговой компании.
Плановые вложения в рамках БКД на 2025 год урезали лишь двум федеральным проектам — «Безопасности дорожного движения» (как и на 2024‑й, на 0,2%, до 7 млрд руб.) и «Региональной и местной дорожной сети» (на 6,9%, до 269,7 млрд руб.). Для последнего это произошло по тем же направлениям, что и на 2024 год.
Не поменяли, по сравнению с планами годичной давности, финансирование на 2025‑й тех же двух федеральных проектов БКД, что и в 2024 году: «Общесистемных мер развития дорожного хозяйства» (4,4 млрд руб.) и «Автомобильных дорог Минобороны России» (0,8 млрд руб.).
Увеличение на 2025‑й вновь коснулось «Развития федеральной магистральной сети» (на 6,5% относительно предыдущих планов, до 383,7 млрд руб.), но, кроме того, на 55,8% больше, чем предполагалось ранее хотят потратить в 2025 году на «Модернизацию пассажирского транспорта в городских агломерациях» (19,1 млрд руб.). На рост повлияет увеличение господдержки регионов для реализации соответствующих мероприятий и имущественный взнос в ВЭБ. РФ (3,7 млрд руб.), который на 2025 год ранее не закладывали. Впрочем, в абсолютном выражении расходы на федеральный проект, связанный с пассажирским транспортом, будут ежегодно снижаться: с 35,2 млрд руб. в 2024‑м до 5,6 млрд руб. в 2026 году.
Из проекта нового бюджета следует, что несмотря на существенное повышение расходов на БКД, в 2024 году государство намерено сфокусироваться на повышении качества дорог и приведении их в нормативное состояние, то есть фактически на ремонте. На эти цели направят, по нашей оценке, почти 77,7% средств, предусмотренных на БКД в этот год, или 470,5 млрд руб. Лишь 14,3% финансирования закладывается на новое строительство и реконструкцию и в основном оно коснется лишь федеральных трасс. В 2025‑2026 годах ситуация будет постепенно меняться: к концу трехлетки доля ремонтов должна снизиться до 67%, а нового строительства — вырасти до 29,5%.
Это совпадает с ожиданием замедления запуска новых проектов в автодорожной сфере в ближайшие два года и, вероятно, дальнейшим «бумом» их реализации, для которого могут понадобиться не только средства государства, но и инструменты проектного финансирования.
Нацпроекты-2024 наращивают количество, но не объемы
В 2024 году количество нацпроектов увеличится с 15 до 16 шт. На их реализацию планируют направить почти 3 трлн руб. Это на 1,8% меньше, чем намеревались потратить в 2023‑м и в следующие два года эта тенденция по сокращению федеральных расходов на нацпроекты будет укрепляться. Впрочем, их резкое снижение было заложено еще в бюджете на 2023‑2025 годы, так как на реализацию многих мероприятий рассчитывали до конца 2024 года включительно.
В 2024 году среди нацпроектов появится новый — «Беспилотные авиационные системы», в который за три года намерены направить 63,9 млрд руб. федеральных вложений. Причем, основная часть этих средств — 71,2% или 45,5 млрд руб. — предусмотрена на 2024 год. Но не исключено, что финансирование нацпроекту в следующие годы еще добавят. В правительстве до публикации бюджета заявляли о необходимых вложениях в размере 300 млрд руб. на три года.
Если рассматривать пересмотр расходов на все нацпроекты относительно предыдущих планов в прошлом федеральном бюджете, то в 2024 и 2025 годах они уменьшатся на 3,2% и 4% соответственно.
Из 15 нацпроектов (16‑й в федеральном бюджете на 2023‑2025 годы отсутствовал) увеличение плановых вложений на 2024 год зафиксировано лишь для двух: «Культуры» (рост на 5,5%, до 49,8 млрд руб.) и «Безопасных качественных дорог» (рост на 0,5%, до 606,5 млрд руб.). В первом нацпроекте рост обусловлен повышением расходов на создание «государственного контента» (в том числе для молодежи) в интернете. У БКД он был связан с перераспределением расходов и повышением вложений в создание федеральных автодорог.
У остальных 13 нацпроектов предыдущие планы по финансированию на 2024 год пересмотрели в сторону уменьшения, причем, у шести нацпроектов — на 10% и более. К таковым относятся — национальный проект в сфере атомной энергетики (снижение на 10%, до 24 млрд руб.), «Производительность труда» (тоже 10%, до 5,4 млрд руб.), «Экология» (на 10,9%, до 78,5 млрд руб.), комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (на 11,9%, до 101,6 млрд руб.), «Международная кооперация и экспорт» (на 15,7%, до 135,3 млрд руб.) и «Жилье и городская среда» (на 26,3%, до 125,5 млрд руб.). В рамках последнего почти на 60% (до 19,2 млрд руб.) сократили вложения в Фонд развития территорий на сокращение непригодного для проживания жилья, сокращению подверглись и другие статьи расходов.
Самым дорогим для федерального бюджета национальным проектом в 2024 году станет «Демография» (882,5 млрд руб.), меньше всего потратят на «Производительность труда» (5,4 млрд руб.). Такое распределение схоже с тем, что наблюдалось в 2023 году.
Несмотря на то что кризис вновь отразился на показателях финансирования большинства нацпроектов, в течение года объем планируемых вложений, как показывает опыт, у них может заметно меняться и не всегда в сторону уменьшения. Но в более выгодном положении останутся проекты, приоритетные для государства и в большей степени зависящие от него (автодороги, социальная сфера, политика в сфере цифровизации, арктические проекты и др.).
Нацпроекты-2025 теряют треть
На 2025 год пересмотр уже запланированного финансирования был менее сильный. В целом во все нацпроекты планируют перевести около 2 трлн руб., почти на 1 трлн руб. (или на одну треть) меньше, чем за год до этого. Но такой план был и в бюджете на 2023‑2025 годы.
Их количество снизится до 15‑ти. Один из нацпроектов в 2025 году — «Производительность труда» — перестанет финансироваться в соответствии с более ранними планами.
Повышение федеральных расходов относительно предыдущих планов произойдет в 2025 году у шести проектов из 14‑ти («Беспилотные авиационные системы» здесь вновь не учтены из‑за их отсутствия в бюджете на 2023‑2025 годы). Для пяти оно было умеренным и находилось в диапазоне 1,2‑4,4%. Это комплексный план (рост на 4,4%, до 43,3 млрд руб.), «Образование» (на 4,1%, до 68,1 млрд руб.), «Культура» (на 3,1%, до 13,4 млрд руб.), «Безопасные качественные дороги» (на 1,5%, до 684,7 млрд руб.) и «Наука и университеты» (на 1,2%, до 50,3 млрд руб.).
Наибольшее повышение в 2025 году планируется у национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», объем которого относительно прошлого бюджета пересмотрели на 26,2% (увеличили до 1,5 млрд руб.). Но такое резкое повышение обманчиво, так как ожидаемые траты на нацпроект в 2025 году относительно 2024 года упадут более чем в 30 раз. Расходы в этом нацпроекте после 2024‑го будут предусмотрены только на повышение доступности туристических продуктов.
В новом законопроекте о бюджете на 2025 год пересмотрели и снизили финансирование для девяти национальных проектов, впрочем, уменьшение больше 10% было зафиксировано у четырех (против шести в 2024‑м): «Малого и среднего предпринимательства» (снижение на 10%, до 6,7 млрд руб.), «Жилья и городской среды» (на 10,4%, до 4,5 млрд руб.), «Демографии» (на 11,6%, до 712,2 млрд руб.) и «Экологии» (сразу на 23,5%, до 23,3 млрд руб.).
Столь существенное падение финансирования нацпроекта «Экология» связано с тем, что на 2025 год были полностью отменены расходы на два федеральных проекта «Оздоровление Волги» и «Сохранение уникальных водных объектов», в которые предполагалось вложить 7,6 млрд руб. Кроме того, на 40% от ранее планировавшегося объема сократили в 2025 году финансирование федерального проекта «Чистый воздух» (до 6,5 млрд руб.).
Наибольший объем финансирования на 2025 год предусмотрен вновь для «Национального проекта «Демография» (712,2 млрд руб.). Причем, «Безопасные качественные дороги», на которые заложено 684,7 млрд руб., будут отставать от лидера не очень сильно. Наименьший объем средств в 2025‑м планируют направить в «Туризм и индустрию гостеприимства» (1,5 млрд руб.).
В целом динамика на 2025 год выглядит с одной стороны, как «сворачивание» большинства проектов до минимальных уровней финансирования, а с другой, как пауза для пересмотра планов. Мы склоняемся к тому, что дальнейшее финансирование будет зависеть от конкретного проекта и его приоритетности для властей, которая, впрочем, тоже может в ближайшие годы довольно заметно меняться.
Что изменит для нацпроектов 2026 год?
В 2026 году количество финансируемых национальных проектов сократится до 14. К выбывшей в 2025 году «Производительности труда» добавится «Малое и среднее предпринимательство». Всего в нацпроекты, расходы на которые сохранятся, планируют вложить около 2 трлн руб., это на 0,6% больше, чем в 2025‑м. То есть резкое снижение остановится, но говорить о заметной смене вектора будет еще рано.
Лидером по объему вложений в 2026 году впервые станут «Безопасные качественные дороги» (769,8 млрд руб.), которые обгонят по финансированию нацпроект «Демография» (678,7 млрд руб.).
Нацпроектов с финансированием более 100 млрд руб. останется только три, помимо двух упомянутых выше, это будет еще «Здравоохранение» (177,6 млрд руб.). Впрочем, в 2025 году ситуация была аналогичной. Для сравнения, в 2023 году подобных крупных нацпроектов было большинство: десять из на тот момент 15‑ти.
Наиболее устойчивыми в финансировании в ближайшие три года будут лишь два проекта: БКД и национальный проект в сфере атомной энергии. Им удастся нарастить ежегодные объемы финансирования по сравнению с началом трехлетки (конец 2023 года) и по ее завершении (конец 2026 года) на 63% и почти 44% соответственно.
Для всех остальных будет наблюдаться существенное сокращение федеральных расходов по сравнению с началом трехлетки. Минимальным такое сокращение будет у «Демографии» (на 27%), а максимальным (за исключением двух нацпроектов финансирование которых в 2025‑2026 годах будет сведено к нулю) — у «Жилья и городской среды» (на 97,5%, до 4,5 млрд руб.).
Из-за инфляции и снижения общего объема финансирования влияние нацпроектов на экономику в 2024‑2026 годах будет уменьшаться. Несмотря на то, что доля инфраструктуры в них будет расти (за счет расходов на БКД), эти средства помогут развивать лишь ограниченное количество направлений: в основном дороги и в меньшей степени Северный морской путь и электротранспорт. Также можно предположить, что из‑за сокращения вложений в социальные нацпроекты, уменьшатся и вложения в объекты социальной инфраструктуры.
Общий объем федеральных расходов на нацпроекты в 2024‑2026 году, по нашей оценке должен составить 6,9 трлн руб. Для сравнения, в 2021‑2023 годах в проекты вложили почти 8,9 трлн руб. Мы полагаем, что тренд на уменьшение вложений может быть переломлен в последующие годы, если к осени 2024 год — при подготовке бюджета на 2025‑2027 годы — будет принято решение о перекомпоновке национальных проектов и, вероятно, о новых приоритетах к 2030 году, поскольку старые принимались в условиях другой экономической и геополитической ситуации.
Материал публикуется исключительно в информационных целях, не является профессиональной консультацией, рекламой и офертой, а также не может быть основанием для принятия инвестиционных решений. Приведенные данные, экспертные мнения и прогнозы актуальны на дату публикации и не носят исчерпывающий характер.