14.08.2024
Строительство в российских регионах: итоги первого полугодия 2024 года
Какими темпами рос объем строительных работ? В каких регионах наблюдалась наиболее высокая отраслевая активность? Почему не до конца восстановились инфраструктурные расходы регионов?
Объем строительных работ в российских регионах в первом полугодии 2024 года достиг 6,41 трлн руб., следует из данных Росстата. Рост в сопоставимых ценах составил 3,9% к аналогичному периоду 2023‑го. Темпы увеличения объема отраслевых работ по‑прежнему заметно меньше, чем год назад (9,5%). На такое замедление влияют завершение нацпроектов, стартовавших в 2018–2019 годах, высокая ключевая ставка и снижение инвестиционной активности, связанное с ожиданием детализации новых инфраструктурных планов государства на следующие шесть лет.
Сибирский федеральный округ лидировал по росту объема строительных работ в первой половине 2024 года (9,9% в сопоставимых ценах, до 722,3 млрд руб.). Увеличение оказалось меньше, чем по итогам первого квартала (14,5%), так как в июне в сибирских регионах наблюдался спад отраслевой активности. Снижение объема работ в первой половине 2024‑го наблюдалось у одного федерального округа — Дальневосточного (на 0,9%, до 600,6 млрд руб.). На общее замедление заметно влияла активность в самом крупном округе — Центральном, объем отраслевых работ там вырос лишь на 0,9%, до 1,64 трлн руб.
Лидером по росту отраслевой активности среди регионов, входящих в топ-10 крупнейших по объемам строительства, в первом полугодии 2024 года стал Татарстан: 25,5%, до 316,1 млрд руб. По абсолютному объему вложений он занял второе место и уступает только Москве, где наблюдается снижение показателей (на 4,2% в сопоставимых ценах, до 781,3 млрд руб.). Кроме Татарстана, повышенная активность в топ-10 наблюдалась у Краснодарского края (на 23,1% выше прошлогоднего уровня), Свердловской области (на 18,8%), Башкирии (на 16,8%) и Красноярского края (на 13,9%). У остальных регионов в десятке зафиксирован либо умеренный рост (Санкт-Петербург, ХМАО), либо уменьшение объемов строительства (Московская область, ЯНАО).
Наибольший рост объема строительных работ среди всех российских регионов в первом полугодии 2024 года был в Удмуртии (84,5%, до 27,4 млрд руб.), что связано с низкой базой региона в прошлом году. У остальных субъектов рост отраслевой активности оказался сдержаннее и не превышал 44%. Сильнее всего объем отраслевых работ упал в Калмыкии (на 60,9%, до 1,7 млрд руб.), что вызвано меньшей, чем год назад, активностью в жилищном строительстве республики.
Инфляция в строительной отрасли в начале июля 2024 года составила 8,2% относительно уровня цен годичной давности. Впервые за последние полтора года это оказалось меньше потребительской инфляции за тот же период (8,6%). Мы полагаем, что такое отставание может быть связано с общим замедлением темпов строительства. Самый высокий уровень инфляции в строительстве вновь зафиксирован в Южном федеральном округе (в среднем 10,8%), а низкий — в Дальневосточном (5,4%).
Общий объем инфраструктурных расходов со стороны бюджетов российских регионов по итогам первого полугодия 2024 года составил 649,5 млрд руб. Это на 14,5% меньше, чем год назад. Ситуация улучшилась по сравнению с первым кварталом, когда расхождение составляло 22,3%, но по‑прежнему далека до полного восстановления. На сокращение отставания могло повлиять наступление летнего сезона, когда работы в отрасли наиболее активны. Кроме того, властям регионов стал понятен кадровый состав нового правительства и круг лиц, принимающих решения в отраслях. При этом остается неопределенность в конкретном наполнении и финансировании будущих нацпроектов. После того, как это ограничение будет снято (вероятнее всего, к четвертому кварталу), объем инфраструктурных вложений бюджетов может вновь начать догонять прошлогодний уровень.
Неопределенность сдерживает активность
По оперативным данным Росстата, объем строительных работ в российских регионах в первом полугодии 2024 года составил 6,41 трлн руб. (данные приведены без учета новых территорий, по которым подобная отраслевая статистика по‑прежнему отсутствует). Увеличение относительно того же периода 2023 года в сопоставимых ценах составило 3,9%.
Это больше, чем по итогам первого квартала (3,5%). Однако в первом полугодии прошлого года темпы роста объема строительных работ были еще более высокими: на уровне 9,5%.
На замедление темпов влияют несколько факторов: высокая ключевая ставка, завершение большинства национальных проектов, начатых в 2018–2019 годах, инвестиционная пауза, связанная с формированием государством новых планов на следующие шесть лет. Проект ВСМ Москва — Санкт-Петербург, несмотря на подписание концессионного соглашения, пока не дошел до стадии финансового закрытия и начала строительства, а, следовательно, не отражается в статистике.
Наибольшее увеличение объема строительных работ по итогам января — июня 2024 года зафиксировано в Сибирском федеральном округе: на 9,9% по отношению к тому же периоду 2023‑го, до 722,3 млрд руб. Здесь тоже наблюдалось замедление активности, так как в первом квартале рост был на уровне 14,5%. Спад произошел в июне: в этом месяце в СФО строили на 8,2% меньше, чем в июне 2023 года.
В трех регионах Сибири отраслевая активность в июне снизилась и относительно мая 2024 года, хотя традиционно в этот период она почти повсеместно растет: это Красноярский край (падение на 13,3% к маю), Республика Алтай (на 9,7%) и Новосибирская область (на 5,2%).
Из-за замедления в СФО к нему по темпам роста объемов строительства приблизился Северо-Западный федеральный округ. В первом полугодии 2024 года объем строительных работ в сопоставимых ценах там увеличился на 8,1%, до 625,8 млрд руб. Еще квартал назад темпы роста составляли 1,1%, но за это время активность в отрасли заметно выросла у Санкт-Петербурга, Коми и Вологодской области.
Лишь у одного федерального округа — Дальневосточного — в первом полугодии 2024 года было зафиксировано падение объема строительных работ: на 0,9%, до 600,6 млрд руб. Впрочем, год назад у него в это время была достаточно высокая база, поэтому снижение не является критическим.
Южный и Северо-Кавказский федеральные округа, показывавшие в первом квартале значительное падение (более 13–14%), к концу первого полугодия на 3% и 1,6% опережали собственные объемы строительства годичной давности. Мы считаем, что строительная активность в этих округах в следующем квартале может стабилизироваться на уровне, близком к достаточно высокому уровню прошлого года.
На общий уровень отраслевой активности в стране влияют показатели строительства в Центральном федеральном округе, где выполняется около четверти всех работ. Объем строительных работ в ЦФО в первом полугодии вырос лишь на 0,9%, до 1,64 трлн руб.
В ближайшие один-два квартала денежно-кредитная политика государства продолжит оставаться жесткой, что будет затруднять запуск проектов в инфраструктуре и промышленности за счет привлеченных средств. Отмена массовой выдачи льготной ипотеки, в свою очередь, ограничит старт новых проектов в жилой недвижимости. Эти факторы будут негативно влиять на активность в отрасли и, вероятнее, рост в ней не превысит 3,5–4% в ближайшие месяцы. Это означает, что темпов развития строительной отрасли 2021–2023 годов, когда рост был на 7–7,9% ежегодно, достичь в 2024 году не удастся.
Топ-10 крупнейших регионов меняется местами
Среди всех регионов лидером по увеличению объема строительных работ по итогам первого полугодия 2024 года стала Удмуртия. Отраслевая активность выросла в республике на 84,5% к тому же периоду прошлого года, до 27,4 млрд руб. Значительный подъем был вызван тем, что год назад объемы строительства в регионе, наоборот, упали (почти вдвое к еще более раннему периоду). Поэтому в случае Удмуртии, скорее, можно говорить о возвращении к объемам строительства двухлетней давности (нынешний уровень превосходят уровень относительно активной первой половины 2022 года на 2,5%).
У других регионов в тройке лидирующих по росту объема работ — Тверской и Астраханской областей — рост в январе — июне 2024 года был более сдержанным: на уровне 42–44%.
Регионом с самым значительным снижением объема строительных работ в первой половине 2024 года стала Калмыкия: показатель упал сразу на 60,9%, до 1,7 млрд руб. Год назад ситуация была обратной, из‑за активности в жилищном строительстве наблюдался сильный рост, но нынешнее снижение уже нивелировало его влияние.
Среди других регионов со значительным падением объемов строительства — Марий Эл (на 53,5%, до 5,3 млрд руб.), где оно продолжается уже два года подряд, и Адыгея (на 40,2, до 8,6 млрд руб.), где завершили в 2023 году крупные инвестпроекты, а следующие начнут с 2025 года.
Доля десяти крупнейших по объемам строительства регионов в общем объеме строительных работ в первой половине 2024 года составила 45,8% (2,94 трлн руб.). Она оказалась ниже, чем в первом квартале (47,8%), но примерно той же, что и год назад (45,9%).
Лидерство Москвы по абсолютному объему строительных работ остается недостижимым для остальных регионов, но отраслевая активность столицы продолжает снижаться. В первом полугодии 2024 года она уменьшилась на 4,2% в сопоставимых ценах, до 781,3 млрд руб. Это связано с замедлением вложений в инфраструктурном строительстве: запускаемые проекты не в полной мере замещают те, что реализовывали в столице в 2022–2023 годах.
Впрочем, значительного и длительного падения мы не ожидаем, поскольку в столице реализуют долгосрочные проекты по комплексному развитию территорий и реновации, это будет поддерживать отраслевые мощности на достаточно высоком уровне. В свою очередь, смягчение денежно-кредитной политики, ожидаемое в следующем году, даст импульс и другим инвестиционным проектам.
Падение объемов строительства наблюдалось еще у двух регионов из топ-10 — Московской области (на 0,8%, до 249,4 млрд руб.) и Ямало-Ненецкого автономного округа (на 6,5%, до 225,6 млрд руб.). Если в первом случае речь шла о стабилизации объемов после активного строительства в прошлые годы (особенно в 2021–2022 годах), то во втором — это продолжающееся уже более двух лет падение активности в реализации промышленных и инвестиционных проектов.
Татарстан в первом полугодии вновь занял второе место по объемам строительства в России: 316,1 млрд руб. Это же место республика занимала и по итогам 2023 года, но в первом квартале 2024 года временно уступила его Ханты-Мансийскому автономному округу. Рост отраслевой активности в Татарстане уже привел к тому, что там наблюдается дефицит строительных кадров.
Рост объема строительных работ в Татарстане в январе — июне 2024 года составил 25,5% в сопоставимых ценах и был самым высоким среди топ-10 регионов. Немного уступил ему по темпам роста лишь Краснодарский край (на 23,1%, до 231,9 млрд руб.), который обогнал по объемам строительства Ямало-Ненецкий автономный округ и в ближайшие месяцы при сохранении темпов может догнать Московскую область.
Тренд на усиление строительной активности регионов, ранее не присутствовавших в первой пятерке лидеров, сохраняется: у Свердловской области (8‑е место в топ-10), Красноярского края (9‑е место) и Башкирии (10‑е место) объем строительных работ рос в диапазоне 13,8–18,8%. А в Санкт-Петербурге и Ханты-Мансийском автономном округе, которые входят в топ-5, увеличение было умеренным: на 1% и 6,7% соответственно.
Вероятнее всего, такой тренд в строительстве сохранится и в следующем квартале и будет в целом позитивным, так как демонстрирует возможность высокой отраслевой активности не только на столичных территориях и в сырьевых регионах.
Инфляция в строительстве вновь выросла
По нашей оценке на основе данных Росстата, по итогам первого полугодия 2024 года инфляция в строительной отрасли составила 8,2% к ценам годичной давности, это было выше, чем по итогам первого квартала (8%) и в середине 2023 года (скорректированная оценка — 7,9%).
На уровень отраслевой инфляции в апреле — июне активно влияли общеэкономические тенденции, сезонный фактор, повышенная потребность в материалах на отдельных территориях.
Инфляция в строительной отрасли, рассчитанная нами на основе данных Росстата, представляет собой общее изменение уровня цен в отрасли за год (с 1 июля 2023‑го по 1 июля 2024 года) и включает в себя рост стоимости строительных материалов и оборудования, аренды техники, увеличение уровня оплаты труда и т. д.
Из данных Росстата следует, что потребительская инфляция для товаров и услуг за год — с июля 2023 года по начало июля 2024 года — составила 8,6%, то есть была выше строительной. Такая ситуация, когда строительная инфляция ниже, возникает не часто, последний раз такое происходило в начале 2023 года. На наш взгляд, это может быть связано с замедление активности в отрасли.
Самый высокий уровень строительной инфляции в первой половине 2024 года зафиксирован в Южном федеральном округе: 10,8% (за квартал она незначительно замедлилась). Самый низкий уровень отраслевой инфляции по‑прежнему наблюдался на Дальнем Востоке — 5,4%, но там она, наоборот, ускорилась. На это могло повлиять исчерпание ранее сделанных запасов строительных материалов и более дорогая логистика, чем год назад.
В ближайшие два квартала на уровень строительной инфляции будет влиять макроэкономическая ситуация, так как проинфляционные тенденции в экономике остаются и не сдерживаются увеличением ключевой ставки. Позитивно повлиять на отраслевую инфляцию может то, что во второй половине года не ожидается запуск проектов масштабного строительства и это не будет создавать дополнительные колебания цен на рынке.
Инфраструктурные расходы регионов по‑прежнему отстают
Согласно нашим расчетам на основе данных единого портала бюджетной системы России, общий объем инфраструктурных расходов бюджетов российских регионов в первом полугодии 2024 года достиг 649,5 млрд руб., что было на 14,5% меньше, чем в первой половине 2023‑го.
В конце первого квартала различие с финансированием годичной давности было значительнее (22,3%), то есть во втором квартале, когда произошло утверждение нового состава правительства и публикация нового майского указа, регионы начали активнее вкладывать в инфраструктуру, чем в начале года. Также сокращению отставания способствовал сезонный фактор.
Объем средств, поступивших в инфраструктуру из бюджетов субъектов федерации, мы рассчитывали по инфраструктурным кодам региональных бюджетов. Эти коды учитывают расходы на строительство, капитальный ремонт и проектирование объектов транспортной, коммунальной, социальной, телекоммуникационной и энергетической сфер.
Вместе с тем, вложения регионов в инфраструктуру остаются сдержанными, что вызвано ожиданием властями субъектов новых планов государства на следующие шесть лет в формате утвержденных национальных проектов и бюджетов. Ясность с детализацией и финансированием последних наступит в третьем квартале либо в начале четвертого.
Еще одним фактором, который влияет на темпы финансирования инфраструктуры из бюджета регионов, является высокая ключевая ставка. Она может сдерживать активность частных инвесторов на территории (например, когда те, готовятся к запуску инициатив в формате концессий и ГЧП) и регион в этом случае тоже вынужден находиться в режиме ожидания.
Увеличение инфраструктурных расходов бюджетов регионов в первом полугодии 2024 года наблюдалось в двух федеральных округах: Уральском (на 3,7%, до 47,1 млрд руб.) и Дальневосточном (на 2%, до 51,9 млрд руб.). Впрочем, относительно невысокий прирост в обоих случаях фактически означал сохранение прошлогоднего уровня вложений.
Самое значительное падение инфраструктурных бюджетных трат регионов в первой половине 2024 года было зафиксировано в Центральном федеральном округе (на 24,5%, до 232,8 млрд руб.). Снижение наблюдалось во всех регионах ЦФО, за исключением Липецкой области, где был рост почти на 50%. Самое сильное уменьшение инфраструктурных расходов было во Владимирской и Ярославской областях: на 69% и 65%.
Инфраструктурные расходы региональных бюджетов на новых территориях в первом полугодии 2024 года достигли 3,4 млрд руб. Год назад за этот же период они составили 0,4 млрд руб. Впрочем, основная часть расходов на инфраструктуру этих регионов идет непосредственно через федеральный уровень и поэтому недоступна публично.
Мы полагаем, что расходы региональных бюджетов на инфраструктурные цели могут ускориться в четвертом квартале после того, как появится бóльшая определенность с дальнейшими планами государства в рамках новых нацпроектов и с финансированием последних.
Материал публикуется исключительно в информационных целях, не является профессиональной консультацией, рекламой и офертой, а также не может быть основанием для принятия инвестиционных решений. Приведенные данные, экспертные мнения и прогнозы актуальны на дату публикации и не носят исчерпывающий характер.