17.11.2025
Строительство в российских регионах: итоги трех кварталов 2025 года
Каким будет рост в отрасли к концу года? В каких округах объем строительных работ снижается? Почему расходы регионов на инфраструктуру могут замедлиться?
За три квартала 2025 года объем строительных работ в российских регионах, согласно данным Росстата, составил 12,35 трлн руб., на 3,1% больше (здесь и далее, если не указано иное, сравнение приводится в сопоставимых ценах к предыдущему году), чем год назад. Рост замедлился по отношению к первому полугодию 2025 года (+4,3%), но остается выше прошлогоднего уровня, который по итогам трех кварталов 2024‑го составил 1,5%. На замедление в течение этого года повлияло то, что объем строительных работ в августе и сентябре лишь незначительно — на 0,1% и 0,2% — вырос к уровню годичной давности. Более высокие, чем год назад, темпы роста строительной активности в целом в 2025‑м связаны с повышенными вложениями региональных бюджетов в инфраструктуру и ростом федеральных расходов на национальные проекты.
Наиболее значительный рост объема строительных работ по итогам трех кварталов 2025 года зафиксирован в Центральном федеральном округе (+7,3%, до 3,23 трлн руб.). Увеличение отраслевой активности наблюдалось у 13 регионов из 18, входящих в округ, включая Москву, Московскую область и все граничащие с ними субъекты. Оно стимулировалось значительным ростом инфраструктурных расходов региональных бюджетов ЦФО. Снижение аналогичных расходов, в свою очередь, сказалось на уменьшении объема строительных работ в двух федеральных округах: Приволжском (-3,2%, 2,03 трлн руб.) и Южном (-10,3%, 886,2 млрд руб.).
По нашему прогнозу, при отсутствии значительных пересмотров статистических данных за предыдущие периоды рост объема строительных работ по итогам 2025 года составит 2,5‑3,5% в сопоставимых ценах, до 18,5‑18,7 трлн руб. Это окажется немного выше, чем в конце прошлого года (+2,1%), но будет значительно ниже темпов роста в 2021‑2023 годах (+7‑9% ежегодно). Одной из причин сдержанной активности в отрасли остается жилищное строительство, где снижаются объемы ввода такой недвижимости и запуска новых проектов, но растет площадь жилья, строящегося с переносом сроков.
По итогам трех кварталов 2025 года максимальный рост объема строительных работ вновь был в Адыгее (+68,7%, до 28,3 млрд руб.) из‑за более активного строительства жилья и развития туристической инфраструктуры. Наибольшее падение по‑прежнему наблюдалось в Калмыкии (-83,1%, до 1,2 млрд руб.). Оно начало замедляться относительно первого полугодия, когда составило почти 88%, благодаря росту бюджетных расходов на инфраструктуру.
По темпам роста строительной активности в топ-10 крупнейших по объему работ регионов за три квартала 2025 года продолжала лидировать Ленинградская область (+37,3%, до 349,8 млрд руб.), а сильнее всех отставать — Краснодарский край (-20,6%, до 327,1 млрд руб.). Ямало-Ненецкому автономному округу, несмотря на продолжающееся падение объема строительных работ, удалось вернуться в топ-10 и «вытеснить» Башкирию, которая была в нем кварталом ранее. До конца года ситуация может вновь измениться из‑за незначительной разницы между округом и республикой в объеме работ (302,3 млрд руб. и 298,3 млрд руб.) и их динамике (-14% и -11,2%).
Согласно нашим расчетам на основе данных Росстата, к 1 октября 2025 года инфляция в строительной отрасли составила 8,04% в годовом выражении. За третий квартал она снизилась на 0,4 п. п. Потребительская инфляция за то же время упала на 1,4 п. п., до 7,98%. Разрыв между потребительской и строительной инфляцией сократился за три месяца с 1 п. п. до -0,06 п. п. С сентября отраслевая инфляция начала обгонять общеэкономическую и такая тенденция, на наш взгляд, сохранится как минимум ближайшие один — два квартала.
Инфраструктурные расходы региональных бюджетов в течение трех кварталов 2025 года составили 1,26 трлн руб., что в текущих ценах на 16,7% больше, чем год назад, следует из наших расчетов на основе данных Минфина. Самый высокий рост таких расходов вновь у Центрального федерального округа (+49,5%, до 566,6 млрд руб.), где его обеспечивают Москва, Московская область и граничащие с ними регионы. Наибольшее снижение за этот же период наблюдалось на Дальнем Востоке (-20,6%, до 65,8 млрд руб.) из‑за падения расходов на отрасль в Якутии и Сахалинской области. В целом по стране в четвертом квартале рост инфраструктурных вложений региональных бюджетов, скорее всего, замедлится на фоне более высокой базы год назад, до 10%. Общий объем таких расходов в 2025 году, по нашему прогнозу, составит 2,18 трлн руб.
Строительную активность сдерживает жилье
По итогам трех кварталов 2025 года общий объем строительных работ в российских регионах, согласно данным Росстата, составил 12,35 трлн руб. (данные приведены без учета новых территорий, по которым подобная отраслевая статистика отсутствует.), на 3,1% больше, чем год назад (здесь и далее, если не указано иное, сравнение приводится в сопоставимых ценах).
Рост замедлился как по отношению к концу первого полугодия 2025 года (+4,3%), так и к первому кварталу (+6,9%). Год назад по итогам трех кварталов 2024 года он составлял 1,5%.
По нашей оценке, стимулом для роста в 2025 году остаются повышенные расходы на инфраструктуру со стороны бюджетов регионов, увеличенные федеральные вложения в отраслевые национальные проекты. Сдерживающим фактором является жилищное строительство, где снижаются площади вводимого жилья, количество полученных разрешений и размещенных проектных деклараций. При этом реализация проектов по созданию нового жилья, стартовавших в 2023‑2024 годах, растягивается на более долгий срок из‑за пониженного спроса.
На замедление отраслевой активности в третьем квартале 2025 года влияли сдержанные объемы строительства в августе и сентябре: они только на 0,1% и 0,2% превышали уровень тех же месяцев прошлого года.
Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group
Наибольший рост объема строительных работ за три квартала 2025 года зафиксирован у Центрального федерального округа (+7,3%, 3,23 трлн руб.), который улучшил результат относительно конца первого полугодия (+6,9%). К октябрю 2025 года увеличение объемов строительных работ было зафиксировано у 13 регионов из 18, входящих в округ, в том числе, у Москвы, Московской области и всех граничащих с ними субъектов. На рост строительной активности в ЦФО повлияло самое высокое среди округов повышение инфраструктурных вложений региональных бюджетов.
По итогам трех кварталов 2025 года объемы строительства снизились в двух федеральных округах: Приволжском (-3,2%, до 2,03 трлн руб.) и Южном (-10,3%, до 886,2 млрд руб.). В первом полугодии показатель падал также на Урале и Северном Кавказе, но за третий квартал ситуация там улучшилась, тогда как показатели ПФО и ЮФО еще более усиленно снижались.
Лишь в двух регионах Южного федерального округа — Адыгее и Крыму — темпы отраслевых работ были значительно выше, чем год назад. На пониженную активность ЮФО в строительстве значительно повлияло падение инфраструктурных расходов региональных бюджетов. При этом объемы строящегося или готовящегося к строительству жилья в округе выше, чем год назад, но влияние этого фактора пока невелико так как показатель рос в последние месяцы и многие проекты не достигли активной фазы.
В Приволжском федеральном округе более разнонаправленные тенденции: там рост строительной активности по итогам трех кварталов 2025 года наблюдался в шести регионах из 14 шт. В Татарстане, чья доля в строительстве ПФО составляет 33%, рост был очень сдержанным — на уровне 1%. У других регионов-лидеров округа — Башкирии, Нижегородской области, Пермского края (их суммарная доля 33,4%) — наблюдалось падение объемов работ на 3‑13%. Мы полагаем, что последнее было связано с небольшим снижением инвестиций в инфраструктуру и промышленные проекты.
Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group
Согласно нашему прогнозу, рост объема строительных работ по итогам 2025 года составит от 2,5% до 3,5% в сопоставимых ценах, до 18,5‑18,7 трлн руб. Это меньше, чем мы предполагали квартал назад (3–4%), и ниже, чем по итогам 2021‑2023 годов (7‑9%). При этом сохраняется возможность превышения темпов роста объема работ в отрасли в 2024 году (2,1%), если статистические данные за предыдущие периоды не будут существенно пересмотрены. Снижение ключевой ставки незначительно влияет на ситуацию в строительстве, так как ЦБ РФ проводит этот процесс медленно и комфортная для потенциальных инвесторов стоимость заимствований еще не достигнута.
Ямало-Ненецкий автономный округ вернулся в топ-10
Самый значительный рост объема строительных работ за три квартала 2025 года был вновь в Адыгее (+68,7%, до 28,3 млрд руб.). На это повлияло более активное, чем год назад, строительство жилья и развитие туристической инфраструктуры.
В тройку лидеров по темпам роста за это время также попали Бурятия (+47,3%, до 63,9 млрд руб.) и Крым (+41,3%, до 130,5 млрд руб.). В первом случае на таком росте сказалось промышленное строительство, во втором — увеличение объемов строящейся жилой недвижимости.
По итогам трех кварталов 2025 года самое сильное падение объема строительных работ продолжало оставаться у Калмыкии (-83,1%, до 1,2 млрд руб.). Оно замедлилось, так как по итогам полугодия составляло почти 88%. В республике за год немного снизились объемы строительства жилья и был зафиксирован рост бюджетных вложений в инфраструктуру.
Другими регионами с наибольшим снижением объема строительных работ за три квартала 2025 года стали Костромская (-52%, до 6,4 млрд руб.) и Магаданская (-46,3%, до 15,8 млрд руб.) области. В обеих за год сократились площади строительства жилья и заметно упали бюджетные расходы на инфраструктуру.
Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group
Доля топ-10 крупнейших по объемам строительства регионов в объеме строительства всей страны по итогам трех кварталов 2025 года составила 44,4% (5,49 трлн руб.). Она снизилась по отношению к первому полугодию на 1,3 п. п. и не изменилась к уровню трех кварталов 2024 года.
За три квартала 2025 года самый большой объем строительных работ был выполнен в Москве (1,54 трлн руб.). Он вырос на 12,5% в сопоставимых ценах, благодаря росту вложений в инфраструктуру в целом и в метрополитен и автодороги в частности. Отраслевая активность росла вопреки снижению объемов жилищного строительства. По итогам трех кварталов 2024 года в строительной отрасли столицы наблюдалось падение на 5,8%, поэтому еще одна из причин нынешнего роста — более низкая база, сформированая год назад.
По темпам роста объема строительных работ в топ-10 Москва уступила лишь Ленинградской области (+37,3%, до 349,8 млрд руб.), в которой более чем на 60% выросли бюджетные вложения в инфраструктуру, на 14% — площадь строящейся жилой недвижимости, продолжает расти активность в коммерческом и промышленном строительстве.
Снижение объемов отраслевых работ по итогам трех кварталов 2025 года наблюдалось в трех регионах из топ-10: Ханты-Мансийском (-4%, до 383,2 млрд руб.) и Ямало-Ненецком автономных округах (-14%, до 302,3 млрд руб.), а также в Краснодарском крае (-20,6%, до 327,1 млрд руб.). В обоих округах снижение замедлилось на 3‑5 п. п. по отношению к результату по итогам первого полугодия, что позволило ЯНАО вернуться в топ-10. В Краснодарском крае падение, наоборот, усилилось: ключевым фактором остаются пониженные бюджетные вложения в инфраструктуру.
К октябрю 2025 года Татарстан сохранил второе место по объемам строительства в стране (672 млрд руб.), рост к прошлогоднему уровню составил 1%. Несмотря на то, что строительная активность в Московской области выше (+4,3%, 555 млрд руб.), на наш взгляд, ей пока не удастся догнать республику из‑за значительного отрыва по вложениям.
Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group
Мы полагаем, что до конца 2025 года состав топ-10 существенно не изменится. Исключением может стать Башкирия, которая по итогам 2024 года и первого полугодия 2025‑го входила в него и может вернуться. Сейчас республика отстает от Ямало-Ненецкого округа по объему строительных работ на 4 млрд руб., и отличается меньшими темпами падения отраслевой активности (-11,2% против -14%). У других регионов возможность достичь «порога входа» в десятку крупнейших до конца года не появится.
Отраслевая инфляция опередила потребительскую
По нашим расчетам на основе данных Росстата, на 1 октября 2025 года годовая инфляция в строительной отрасли достигла 8%. Это было на 0,4 п. п. меньше, чем в начале второго полугодия. Результат начала 2025 года (7,8%) все еще не достигнут.
Инфляция в строительной отрасли, рассчитанная нами на основе данных Росстата, отражает общее изменение уровня цен с 1 октября 2024‑го по 1 октября 2025 года. Она включает в себя рост стоимости стройматериалов и оборудования, аренды техники, оплаты труда и т. д. В каждой из этих категорий рост цен может заметно отличаться от итогового.
За третий квартал 2025 года годовая потребительская инфляция снизилась на 1,4 п. п., до почти 8% годовых. Формально рост цен в строительстве и в экономике был одинаковым, но в действительности потребительская инфляция по итогам сентября оказалась меньше общестроительной на 0,06 п. п., или 7,98% против 8,04%. Кварталом ранее разрыв между ними составлял 1 п. п.: потребительская инфляция тогда обгоняла отраслевую. По нашему мнению, на более медленную скорость снижения цен в строительстве влияла более высокая активность в отрасли, чем в целом по экономике.
Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group
Самый высокий уровень строительной инфляции на начало октября 2025 года был в Приволжском и Северо-Западном федеральных округах (по 9,8%). Они обогнали Южный федеральный округ, который лидировал по росту цен в строительстве в прошлые кварталы. Рост на Северо-Западе связан с повышенной активностью в строительстве в первой половине года, в Поволжье — с высоким уровнем инфляции в целом по экономике (в частности, в сентябре в годовом выражении она выросла на 0,1 п. п., до 8,8%).
Наименьшее значение строительной инфляции к октябрю 2025 года было в Северо-Кавказском и Уральском федеральных округах (по 7,2%). В СКФО за квартал она выросла на 0,4 п. п. На пониженный уровень влиял менее сильный рост цен в целом — годовая потребительская инфляция на Северном Кавказе меньше среднероссийского уровня. На Урале на низкое значение инфляции могло повлиять отсутствие роста отраслевой активности.
Мы ожидаем, что в конце 2025 года общестроительная инфляция составит 7,7‑7,8%, то есть фактически совпадет с уровнем 2024 года (7,8%). Кроме того, как минимум следующие один — два квартала отраслевая инфляция, вероятно, будет превышать потребительскую, что создает определенную нагрузку на отрасль.
Инфраструктурные расходы замедлятся к концу года
Общий объем расходов бюджетов регионов на инфраструктуру за три квартала 2025 года достиг 1,26 трлн руб., на 16,7% больше, чем за тот же период прошлого года (в отличие от объема строительных работ, здесь и далее сравнение приводится в текущих ценах).
По итогам полугодия разница с результатом годичной давности составляла 18,5%. Небольшое снижение темпов роста вложений связано с тем, что год назад в этот период регионы стали тратить на инфраструктуру немного активнее, чем в течение предыдущих месяцев. В целом на низкую базу прошлого года влияли завершение национальных проектов прежнего состава и временная неопределенность с инфраструктурными планами государства на следующие шесть лет.
Объем расходов региональных бюджетов на инфраструктуру рассчитан по инфраструктурным кодам бюджетов субъектов федерации. Эти коды показывают вложения региональных и муниципальных властей в строительство, капитальный ремонт и проектирование объектов транспортной, коммунальной, социальной, телекоммуникационной и энергетической сфер.
Для сравнения, в 2023 году подобные расходы региональных бюджетов были более активными. Нынешние бюджетные вложения регионов в инфраструктуру превышают расходы двухлетней давности на 1,5‑2% в текущих ценах, но в сопоставимых ценах отстают от них на 11‑13%.
Источник: данные Единого портала бюджетной системы России, расчеты и анали Sherpa Group
Наибольшее увеличение бюджетных расходов регионов на инфраструктуру зафиксировано по итогам трех кварталов 2025 года в Центральном федеральном округе (+49,5%, до 566,6 млрд руб.). На это повлиял значительный рост инфраструктурных вложений бюджета Московской области (в 2,2 раза, до 142 млрд руб.), в том числе направленных на дорожное хозяйство. В Москве инфраструктурные вложения бюджета выросли на 44,4%, до 378,2 млрд руб. из‑за повышенных расходов на автодороги и развитие метрополитена. Год назад у столицы в этот период наблюдалось снижение инфраструктурных расходов примерно на 27%. Среди других регионов ЦФО с ростом бюджетных вложений в инфраструктуру более 40% были Рязанская, Владимирская и Ярославская области.
Инфраструктурные расходы бюджетов регионов, не входящих в федеральные округа («Сириус» и территории, включенные в состав Российской Федерации осенью 2022 года), по итогам трех кварталов 2025 года увеличились на 83,5%, до 10,5 млрд руб. из‑за существенного роста таких расходов в ЛНР. Основные вложения в инфраструктуру новых регионов происходят через федеральный бюджет и не отражаются в этой статистике.
Самый значительный спад за три квартала 2025 года зафиксирован в Дальневосточном федеральном округе (-20,6%, до 65,8 млрд руб.). Он стал менее сильным, чем по итогам первого полугодия (-27,5%). Причина спада — в уменьшении на 30‑40% отраслевых вложений в регионах, которые год назад больше всего тратили на инфраструктуру в округе, — Якутии и Сахалинской области. В четырех регионах Дальнего Востока из 11‑ти отраслевые расходы бюджетов вопреки этой тенденции увеличились: к Амурской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу в третьем квартале добавился Хабаровский край.
Три крупнейших по инфраструктурным бюджетным расходам субъекта — Москва, Московская область и Санкт-Петербург — по итогам трех кварталов 2025 года вложили в отрасль 632,4 млрд руб., их доля среди всех регионов страны достигла 50,4%. Это больше на 10,5 п. п., чем год назад, и меньше на 1,4 п. п., чем по итогам первого полугодия. Мы полагаем, что такой дисбаланс финансирования негативно скажется на развитии отрасли, если будет сохраняться в течение нескольких лет.
Источник: данные Единого портала бюджетной системы России, расчеты и оценка Sherpa Group
В четвертом квартале 2025 года рост инфраструктурных расходов бюджетов регионов, скорее всего, замедлится на фоне более высокой базы год назад: тогда для этого периода были характерны более активные вложения, благодаря появлению определенности с федеральными планами и нацпроектами до 2030 года и распределением бюджета на ближайшие годы.
По итогам 2025 года мы ожидаем, что рост расходов на инфраструктуру составит примерно 10% в текущих ценах, до 2,18 трлн руб. Для сравнения, в 2024 году было зафиксировано падение на 8,8%, до 1,99 трлн руб.
Материал публикуется исключительно в информационных целях, не является профессиональной консультацией, рекламой и офертой, а также не может быть основанием для принятия инвестиционных решений. Приведенные данные, экспертные мнения и прогнозы актуальны на дату публикации и не носят исчерпывающий характер.

