14.10.2025

Новые нацпроекты: итоги трех кварталов 2025 года

Почему «Эффективной транспортной системе» убавили расходы? Как финансировали автодорожные федпроекты «Инфраструктуры для жизни»? До каких национальных проектов медленнее всего доводили средства?

PDF
Digest_dt
Digest_mob

По итогам трех кварталов 2025 года до национального проекта «Эффективная транспортная система» довели 67,9 млрд руб., или 50,4% от средств, предусмотренных на год, следует из данных Минфина. Это превышало уровень исполнения предшественника — комплексного плана — год назад (35%; 45,9 млрд руб.). Новому нацпроекту в третьем квартале снизили планку финансирования до конца года на 5,7%, до 134,8 млрд руб., главным образом, из‑за переноса значительной части федерального финансирования «Развития высокоскоростных железнодорожных магистралей» на 2026 год. При этом пяти федеральным проектам из девяти планку расходов, наоборот, повысили — сильнее всего, самым небольшим. Например, финансирование «Развития опорной сети морских портов» увеличили в 192 раза, до 1,2 млрд руб., а «Развития кадрового потенциала транспортной отрасли» — в восемь раз, до 182 млн руб.

Из-за повышения планки расходов бюджетное исполнение «Развития кадрового потенциала транспортной отрасли» перестало быть 100%-ным. Вместо него такого уровня достигла «Цифровая трансформация транспортной отрасли» (327,2 млн руб.), которой планку финансирования на треть сократили. Среди проектов с высоким уровнем строительных расходов по итогам трех кварталов 2025 года в «Эффективной транспортной системе» по исполнению лидировало «Развитие опорной сети внутренних водных путей» (74,4%; 8,2 млрд руб.), благодаря вложениям в уже начатые проекты. Минимальный уровень исполнения в нацпроекте по итогам трех кварталов 2025 года был у «Развития опорной сети морских портов» (почти 0,1%; 520,9 тыс. руб.) из‑за значительного увеличения объема запланированных расходов.

Национальный проект «Инфраструктура для жизни» по итогам трех кварталов 2025 года исполнили на 62,9% (792,1 млрд руб.). За тот же период прошлого года нацпроектам-предшественникам — «Безопасным качественным дорогам» и «Жилью и городской среде» довели 68,1% средств. Отставание связано с более медленным, чем год назад, поступлением средств в неавтодорожные проекты, в частности в жилищной сфере и железных дорогах. В то же время в проекты, ранее входившие в состав «Безопасных качественных дорог», за три квартала 2025 года перевели 703,1 млрд руб., или 65,6% от предусмотренных за год средств, что несильно отличается от исполнения БКД год назад при меньшем объеме вложений (67,5%; 446,6 млрд руб.).

В нацпроекте «Инфраструктура для жизни» по итогам трех кварталов 2025 года самое высокое бюджетное исполнение было у «Региональной и местной дорожной сети» (78,8%; 280,5 млрд руб.). Самый низкий уровень бюджетного исполнения (0%) по‑прежнему зафиксирован у «Развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (26,9 млрд руб.). Из проектов, деньги в которые уже переводили, наименьшее исполнение к октябрю 2025 года было у «Развития общественного транспорта» (17,9%; 7,6 млрд руб.), которому также повысили плановое финансирование до конца года почти в полтора раза к уровню квартальной давности, до 46,3 млрд руб. Планка федеральных расходов на весь нацпроект выросла в третьем квартале на 1,1%, до 1,26 трлн руб.

С начала 2025 года финансировали 18 национальных проектов из 19 (расходы на «Развитие космической деятельности» перенесли на 2026 год), объем вложений в них за три квартала составил 4,24 трлн руб., а бюджетное исполнение 70%. Для сравнения, в 15 нацпроектов год назад перевели 2,19 трлн руб., что составляло 69,5% годовых расходов. Наибольшее бюджетное исполнение за три квартала 2025‑го наблюдалось у нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика» (77%; 161,7 млрд руб.) частично из‑за понижения планки финансирования, наименьшее — у «Средств производства и автоматизации» (22,6%; 4,7 млрд руб.), который был отстающим и по итогам первого полугодия.

Три федпроекта по итогам трех кварталов 2025 года были исполнены на 100%: «Пять морей и озеро Байкал» (входит в нацппроект «Туризм и гостеприимство»; 4,2 млрд руб.), «Ветеринарные препараты» («Технологическое обеспечение продовольственной безопасности»; 727,5 млн руб.) и «Цифровая трансформация транспортной отрасли» («Эффективная транспортная система»; 327,2 млн руб.). В четыре федеральных проекта с общим объемом вложений 32,4 млрд руб. средства до начала октября 2025 года так и не поступили. Крупнейший из них посвящен развитию железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла, остальные — производству инновационного транспорта, промышленному обеспечению транспортной мобильности, новому оборудованию и технологиям в электроэнергетике и нефтегазовой отрасли. Общие расходы на федпроекты с низким уровнем исполнения (от 0% до 10%) составляют лишь 0,8% от вложений в нацпроекты, что не создает угрозы для финансирования последних.

Планка расходов на нацпроекты до конца 2025‑го в третьем квартале выросла на 0,4%, до 6,06 трлн руб. Это был самый слабый квартальный рост в этом году: в первом и втором кварталах он составлял 1% и 1,6%. Наиболее значительное повышение планки вложений было у нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» (+6,2% к концу второго квартала, до 149,4 млрд руб.), а всего ее подняли для девяти нацпроектов из 18 шт. Четырем нацпроектам планку оставили в третьем квартале прежней, а пяти снизили. Наибольшее сокращение плановых вложений на 2025 год было зафиксировано у «Новых материалов и химии» (-7,4%, до 7,8 млрд руб.) из‑за уменьшения расходов на развитие производства химической продукции.

По нашей оценке, в четвертом квартале существенного перераспределения средств между нацпроектами не ожидается, при этом у многих из них возможны колебания планки финансирования. Риски перечисления меньшего объема федеральных средств выше у национальных и федеральных проектов, не имевших аналогов реализации в предыдущие шесть лет, либо в которых государству необходимо синхронизировать планы с частными игроками. Мы не ждем значительных изменений вложений в «Эффективную транспортную систему» и «Инфраструктуру для жизни» в четвертом квартале, так как большинство ключевых проектов в них с высокой долей строительства в этом году финансировались без сильного отставания.

«Эффективной транспортной системе» убавили средств

По итогам трех кварталов 2025 года бюджетное исполнение национального проекта «Эффективная транспортная система» составило 50,4%, в него поступило 67,9 млрд руб. федеральных средств, следует из данных Минфина.

До предшественника этого нацпроекта — комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры — за аналогичный период прошлого года довели только 35% средств, что соответствовало 45,9 млрд руб. Тогда мероприятия плана финансировались медленнее всех национальных проектов.

Пик финансирования «Эффективной транспортной системы» в третьем квартале 2025 года пришелся на август. В течение этого месяца в мероприятия нацпроекта поступило 12% от запланированных на год средств или 16,2 млрд руб. В июле и сентябре финансирование было ниже среднемесячных значений (8,3%), составив 5,5% и 5,6% годового объема средств соответственно.

Федеральные вложения в нацпроект «Эффективная транспортная система» и его исполнение в 2025 году
Федеральные вложения в нацпроект «Эффективная транспортная система» и его исполнение в 2025 году

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

В течение третьего квартала 2025 года планка федерального финансирования «Эффективной транспортной системы» была снижена на 5,7%, до 134,8 млрд руб. Плановые объемы на 2025-й сократили федеральным проектам «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей» (почти в 20 раз к уровню на конец второго квартала, до 811,7 млн руб.) и «Цифровая трансформация транспортной отрасли» (-34,7%, до 327,2 млн руб.). Снижение федеральных расходов на проект по развитию ВСМ в этом году приведет к их значительному увеличению на следующий год.

По нашим данным, необычное освоение бюджетных средств в рамках федерального проекта «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей» (когда в феврале проект был исполнен на 100%, в него направили 16,2 млрд руб., а затем с июня вернулся к уровню 1,3%) было связано с возвратом их бюджетному распорядителю, концеденту ВСМ Москва — Санкт-Петербург — Федеральному агентству железнодорожного транспорта (Росжелдору). Впоследствии их планируют вновь направить в проект.

При этом пяти федеральным проектам «Эффективной транспортной системы» в третьем квартале финансирование до конца года увеличили. К ним относятся «Развитие Большого Северного морского пути» (+0,1%, до 58 млрд руб.), «Развитие опорной сети аэродромов» (+12,2%, до 29 млрд руб.), «Развитие опорной сети внутренних водных путей» (+34,6%, до 11 млрд руб.), а также самые небольшие федеральные проекты — «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли» (в 8,3 раза, до 182 млн руб.) и «Развитие опорной сети морских портов» (в 192 раза, до 1,2 млрд руб.).

Прежней осталась планка федеральных расходов на «Развитие пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации» (34 млрд руб.) и «Развитие опорной сети железных дорог» (395,9 млн руб.).

Добавление дополнительных средств проекту «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли» привело к тому, что его бюджетное исполнение, составлявшее 100%, снизилось. В свою очередь, уменьшение плановых расходов на «Цифровую трансформацию транспортной отрасли», наоборот, помогло достичь досрочного 100%-ного исполнения по итогам трех кварталов 2025 года.

Из проектов, которые еще продолжают финансировать, наибольшее бюджетное исполнение зафиксировано к началу октября 2025 года у «Развития опорной сети внутренних водных путей» (74,4%; 8,2 млрд руб.). Такой результат не совсем обычен, так как этот федеральный проект — новый и, как правило, требуется время, чтобы наладить все процессы. Но высокий уровень доведения средств объясняется тем, что в его рамках финансируются объекты, которые уже начали строить или модернизировать (Багаевский гидроузел, реконструкция шлюзов Городецкого гидроузла и др.), а не запускаемые с нуля.

Какими были расходы на новые национальные проекты кварталом ранее, можно узнать в аналитическом обзоре «Новые нацпроекты: итоги первого полугодия 2025 года».

Наименьший уровень бюджетного исполнения по итогам трех кварталов 2025 года в «Эффективной транспортной системе» был у федерального проекта «Развитие опорной сети морских портов» (около 0,1%), которому несмотря на это значительно повысили планку вложений до конца 2025 года. Для сравнения, за тот же период прошлого года схожий проект комплексного плана «Развитие морских портов» при большем объеме запланированных вложений (6,6 млрд руб.) был исполнен на 15,7%.

В свою очередь, до крупнейшего по объему ожидаемых в 2025 году вложений федерального проекта «Развитие Большого Северного морского пути» довели по итогам трех кварталов 52,8% средств, или 30,6 млрд руб., в то время, как до его аналога в комплексном плане год назад только 39,5% (22,1 млрд руб.).

Вероятнее всего, для крупнейших проектов «Эффективной транспортной системы» риски недофинансирования или серьезного сокращения планки вложений в четвертом квартале невысоки. У проектов, исполнение которых пока находится на низком уровне, в свою очередь, относительно небольшие объемы вложений. Даже если с ними возникнут трудности, это не сильно отразится на объемах вложений в весь национальный проект.

Исполнение федеральных проектов нацпроекта «Эффективная транспортная система» за три квартала 2025 года
Исполнение федеральных проектов нацпроекта «Эффективная транспортная система» за три квартала 2025 года

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

«Инфраструктуру для жизни» разогнали автодороги

По данным Минфина, за три квартала 2025 года бюджетное исполнение национального проекта «Инфраструктура для жизни» составило 62,9%, в него направили 792,1 млрд руб.

Три последних месяца активность финансирования нацпроекта была почти вдвое выше, чем в первой половине года. В июле — сентябре до «Инфраструктуры для жизни» ежемесячно доводили в среднем по 137 млрд руб. против 63 млрд руб., характерных для января — июня. Рекордным по объему выделенных средств стал июль, когда в нацпроект направили 13,1% от запланированных на год вложений (160,7 млрд руб.).

Год назад в предшественники «Инфраструктуры для жизни» — «Безопасные качественные дороги» и «Жилье и городскую среду» — за три квартала 2024 года поступило 534,1 млрд руб. Из-за более низкой планки финансирования это соответствовало более высокому уровню бюджетного исполнения: 68,1% для двух нацпроектов. Деньги тогда ускоренно поступали, как в жилищные инициативы, так и в автодорожные мероприятия.

Федеральные вложения в нацпроект «Инфраструктура для жизни» и его исполнение в 2025 году
Федеральные вложения в нацпроект «Инфраструктура для жизни» и его исполнение в 2025 году

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Лидером по бюджетному исполнению по итогам трех кварталов 2025 года стал федеральный проект «Региональная и местная дорожная сеть» (78,8%; 280,5 млрд руб.). Уровень его исполнения был бы еще выше, если бы в течение третьего квартала ему не повысили планку финансирования до конца года на 4,5%, до 355,7 млрд руб. Год назад в аналог этого федпроекта за тот же период поступило 86,7% запланированных вложений.

Исполнение другого автодорожного федпроекта — «Развитие федеральной сети» — составило к началу октября 2025 года 61,8%, что соответствовало 411,2 млрд руб. В прошлом году схожий проект в рамках «Безопасных качественных дорог» финансировали медленнее: его исполнение за три квартала достигло 55,3%.

Всего в федеральные проекты, которые продолжают мероприятия «Безопасных качественных дорог» (БКД), за девять месяцев 2025 года вложили 703,1 млрд руб., что соответствует 89% федеральных расходов на «Инфраструктуру для жизни» за тот же период. Их общее бюджетное исполнение можно оценить в 65,6%. Год назад в БКД направили 67,5% предусмотренных средств или 446,6 млрд руб.

Среди неавтодорожных федеральных проектов наибольшее исполнение за три квартала 2025 года было зафиксировано у «Развития инфраструктуры в населенных пунктах» (75%; 12,5 млрд руб.). В рамках этого проекта создают мастер-планы и планы комплексного развития опорных населенных пунктов — городов и агломераций с населением более 250 тыс. человек.

Исполнение федеральных проектов нацпроекта «Инфраструктура для жизни» за три квартала 2025 года
Исполнение федеральных проектов нацпроекта «Инфраструктура для жизни» за три квартала 2025 года

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Самый низкий уровень бюджетного исполнения — 0% — по итогам трех кварталов 2025 года в рамках «Инфраструктуры для жизни» вновь наблюдался у «Развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла», в который собираются вложить 26,9 млрд руб. Но, скорее всего, деньги направят в него достаточно оперативно и за один или два транша.

Минимальное исполнение среди остальных федеральных проектов к началу октября 2025 года было у «Развития общественного транспорта»: 17,9%. На таком результате сказалось также повышение планки финансирование этого федпроекта в третьем квартале сразу на 46,3%, до 42,6 млрд руб. В отсутствии такого повышения исполнение мероприятий составило бы 26,2%.

Один из проектов, реализуемых первый год, — «Модернизация коммунальной инфраструктуры» — по итогам трех кварталов 2025 года оказался исполненным на 38,6% (18,4 млрд руб.). Для сравнения, в конце первого полугодия до него довели всего 6,5% средств. Ситуация начала улучшаться осенью и если темпы финансирования этого федерального проекта сохранятся, он может быть исполнен на запланированном ранее уровне и его не затронет сокращение средств.

Часть федеральных проектов «Инфраструктуры для жизни» в третьем квартале подверглась корректировке ожидаемых до конца года бюджетных вложений. В целом нацпроекту их за этот период увеличили на 1,1%, до 1,26 трлн руб.

Повышение планки финансирования в течение квартала коснулось трех проектов из 11 шт.: уже упомянутое «Развитие общественного транспорта» (+46,3% к уровню на конец второго квартала, до 42,6 млрд руб.), «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» (+7,2%, до 3 млрд руб.) и «Региональную и местную дорожная сеть» (+4,5%, до 355,7 млрд руб.).

Сокращение планов зафиксировано в третьем квартале 2025 года для четырех проектов: «Развития федеральной сети» (-0.6%, до 665,4 млрд руб.), «Безопасности дорожного движения» (-9,1%, до 5,1 млрд руб.), «Нового ритма строительства» (-13,4%, до 0,9 млрд руб.) и «Жилья» (-22%, до 34,4 млрд руб.).​​

В четвертом квартале пересмотр средств для этих федеральных проектов окажется, скорее всего, менее радикальным. Мы также считаем маловероятной в оставшиеся три месяца существенную корректировку федеральных расходов этого года на автодорожные проекты, как в сторону снижения, так и в сторону значительного увеличения. Первое будет не совсем обычно для проектов, которые успешно финансируются, а второе вряд ли возможно из‑за планируемой в бюджете более сдержанной динамики роста этих расходов в 2026 году. На фоне таких планов дополнительные средства для мероприятий в конце года вряд ли появятся.

«Эффективная и конкурентная экономика» уходит в лидеры

После того, как во втором квартале федеральное финансирование для нацпроекта «Развитие космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» снизили до нуля (фактически его перенесли на следующие годы), из федерального бюджета в 2025‑м продолжали финансировать 18 нацпроектов.

Подробнее о том, как распределены средства на «Развитие космической деятельности» и другие мероприятия в следующем году и дальше, читайте в аналитическом обзоре «Нацпроекты и бюджет: как будут финансировать инфраструктуру в ближайшие три года?».

По итогам трех кварталов 2025 года бюджетное исполнение этих 18 национальных проектов составило 70%, до них довели 4,24 трлн руб. В течение третьего квартала ежемесячные объемы расходов постепенно снижались: если в июле в нацпроекты поступило 11,9% средств, запланированных на год (или 716,9 млрд руб.), то в сентябре — только 5,3% (около 320 млрд руб.).

Бюджетное исполнение прежних нацпроектов за три квартала прошлого года было незначительно ниже — 69,5%. Объем перечисленных из федерального бюджета средств к 1 октября 2024 года составлял 2,19 трлн руб., что объяснялось более низкой планкой финансирования и меньшей концентрацией вложений в нацпроекты в федеральных расходах.

Общие федеральные вложения в национальные проекты и их исполнение в 2025 году
Общие федеральные вложения в национальные проекты и их исполнение в 2025 году

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Самый высокий уровень бюджетного исполнения по итогам трех кварталов 2025 года был у нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика»: 77%, или 161,7 млрд руб. Однако лидерство ему обеспечило не только активное поступление федеральных средств, но и снижение планки финансирования в третьем квартале (-6,4% к уровню на конец второго квартала). Без такого пересмотра планов исполнение нацпроекта составило бы 72%.

Бюджетное исполнение менее 50% за три квартала 2025 года наблюдалось только у двух нацпроектов: «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» (44,7%; 6,4 млрд руб.) и «Средства производства и автоматизации» (22,6%; 4,7 млрд руб.).

У большинства федеральных проектов «Технологического обеспечения продовольственной безопасности» наблюдается достаточно высокий уровень исполнения, за исключением «Кадров в агропромышленном комплексе», куда направлено лишь 15,8% запланированных расходов.

На низком исполнении нацпроекта «Средства производства и автоматизации» сказалось медленное освоение вложений в федеральные проекты по развитию промышленной робототехники и автоматизации производства и по развитию производства литейного и термического оборудования. До них довели только 9,6% и 0,2% ожидаемых в 2025 году расходов соответственно. Этот же национальный проект показывал наиболее слабый результат по исполнению по итогам первого полугодия. В следующем году расходы на этот нацпроект собираются значительно (более чем на 60%) уменьшить относительно более ранних планов.

Трем федеральным проектам из 109 финансируемых из бюджета в 2025 году по итогам трех кварталов удалось достичь 100%-ного исполнения. Ими стали «Пять морей и озеро Байкал» (входит в нацпроект «Туризм и гостеприимство»; 4,2 млрд руб.), «Ветеринарные препараты» (нацпроект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности»; 727,5 млн руб.) и «Цифровая трансформация транспортной отрасли» (нацпроект «Эффективная транспортная система»; 327,2 млн руб.).

Относительно небольшое количество досрочно исполненных федеральных проектов связано с тем, что после успешного доведения 100% средств им повышают планку финансирования, что автоматически приводит к уменьшению бюджетного исполнения.

Исполнение новых национальных проектов за три квартала 2025 года
Исполнение новых национальных проектов за три квартала 2025 года

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

За прошедшие три квартала бюджетные средства вообще не поступили в федеральные проекты с объемом финансирования почти 32,4 млрд руб.: «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (нацпроект «Инфраструктура для жизни», ожидается 26,9 млрд руб.), «Производство инновационного транспорта» (нацпроект «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», 3,6 млрд руб.), «Новое оборудование и технологии в нефтегазовой отрасли» и «Новое оборудование и технологии в электроэнергетике» (оба входят в нацпроект «Новые атомные и энергетические технологии», на них предусмотрено 930,4 млн руб. и 921,2 млн руб. соответственно).

Последние три проекта существуют первый год, поэтому их финансирование в четвертом квартале может быть заметно скорректировано. В случае «Развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» по опыту прошлых лет перевести федеральные средства могут достаточно быстро.

Федеральные проекты с низким уровнем бюджетного исполнения не создают больших угроз для финансирования нацпроектов в целом. Так, например, объем средств, запланированных на нацпроекты с исполнением на 1 октября 2025 года менее 10%, составляет 45,6 млрд руб., или лишь 0,8% от общего объема федеральных вложений в них.

Мы не ждем существенного перераспределения средств между национальными проектами в четвертом квартале, но у большинства из них возможны колебания планки финансирования. Риски доведения меньшего объема бюджетных средств могут быть выше у национальных проектов и их мероприятий, ранее не имевших аналогов реализации, а также инициатив, в которых государство синхронизирует свои планы с частными инвесторами. В обоих случаях реализация таких проектов требует более долгой подготовки и детальной проработки.

Федеральные проекты с наибольшим и наименьшим исполнением за три квартала 2025 года
Федеральные проекты с наибольшим и наименьшим исполнением за три квартала 2025 года

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Как пересмотрели расходы на новые нацпроекты в третьем квартале 2025‑го?

Планка расходов на 18 финансируемых в 2025 году национальных проектов в третьем квартале выросла на 0,4% относительно конца июня, до 6,06 трлн руб. Повышение соответствовало увеличению федерального финансирования на 21,7 млрд руб. Рост расходов оказался минимальным за последние три квартала: в первом он составил 1%, во втором — 1,6%.

Планку расходов до конца года повысили для девяти нацпроектов из 18 шт. Диапазон увеличения составил от +0,2% (нацпроект «Семья», до 3 трлн руб.) до +6,2% (нацпроект «Экономика данных и цифровая трансформация государства», до 149,4 млрд руб.). В последнем случае случае повышение последовало вслед за снижением плановых объемов финансирования в предыдущем квартале.

В денежном выражении наибольшее увеличение ожидаемых расходов оказалось у «Инфраструктуры для жизни», чье финансирование повысили на 14,3 млрд руб., до 1,26 трлн руб.

Прежней планка финансирования в третьем квартале осталась у четырех национальных проектов: «Туризма и гостеприимства», «Новых технологий сбережения здоровья», «Средств производства и автоматизации» и «Новых атомных и энергетических технологий».

Планируемые федеральные расходы до конца 2025 года сократили пяти национальным проектам. В относительном выражении наибольшее снижение было у «Новых материалов и химии» (-7,4%, до 7,8 млрд руб.), в абсолютном — у «Эффективной и конкурентной экономики» (-14,4 млрд руб., до 210 млрд руб.). В первом нацпроекте более чем вдвое снизили расходы на проект по развитию производства химической продукции, во втором — сократили финансирование мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства.

Изменение планки финансирования в течение третьего квартала вопреки ожиданиям оказалось более умеренным, чем в предыдущем: диапазон изменения был в пределах -7,4% до +6,2% против -100% до +29,9% кварталом ранее. Мы полагаем, это связано с тем, что к сентябрю — октябрю стало ясно, как нацпроекты собираются финансировать в следующие годы. Динамика планки в четвертом квартале, скорее всего, будет по‑прежнему зависеть от уровня исполнения проекта в предыдущие периоды.

Динамика изменения планов федерального финансирования нацпроектов в третьем квартале 2025 года
Динамика изменения планов федерального финансирования нацпроектов в третьем квартале 2025 года

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Материал публикуется исключительно в информационных целях, не является профессиональной консультацией, рекламой и офертой, а также не может быть основанием для принятия инвестиционных решений. Приведенные данные, экспертные мнения и прогнозы актуальны на дату публикации и не носят исчерпывающий характер.