13.05.2025

Строительство в российских регионах: итоги первого квартала 2025 года

С чем было связано повышение строительной активности в стране? В каких регионах объемы строительства снизились вопреки общему тренду? Почему регионы тратили на инфраструктуру больше, чем год назад?

PDF
Digest_dt
Digest_mob

В первом квартале 2025 года объем строительных работ, выполненных в российских регионах, составил 3,03 трлн руб., превысив на 6,9% результат того же периода прошлого года (здесь и далее, если не указано иное, сравнение приводится в сопоставимых ценах по отношению к предыдущему году), следует из данных Росстата. Год назад темпы роста были заметно ниже: по уточненным в декабре данным, 1,7%. Ускорение темпов роста в начале 2025‑го связано, по нашей оценке, с более высокими расходами в рамках национальных проектов, увеличением инфраструктурных вложений региональных бюджетов, большей активностью в отраслевых госзакупках.

Самые высокие темпы роста объема строительных работ в первом квартале 2025 года зафиксированы в Северо-Западном (+15,1%, до 310,4 млрд руб.) и Дальневосточном (+15%, до 300,8 млрд руб.) федеральных округах. Активность в СЗФО вызвана ростом вложений в жилищное, инфраструктурное и промышленное строительство на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, на Дальнем Востоке — более интенсивной реализацией промышленных и инфраструктурных проектов в Амурской области.

Снижение строительной активности наблюдалось в первом квартале 2025 года только в Уральском федеральном округе (на 2,2%, до 442,7 млрд руб.) из‑за отрицательной динамики в Ханты-Мансийском (-6,2%) и Ямало-Ненецком автономных округах (-27,1%). На эти два региона приходится около половины строительных работ на Урале. Для Ямала замедление в отрасли связано со снижением инвестиционной активности и наблюдается с 2022 года. В первом квартале 2025 года оно стало причиной того, что регион впервые за много лет покинул топ-10 субъектов федерации с наибольшими объемами строительства.

Среди регионов по темпам роста объема строительных работ в первые три месяца 2025 года лидировала Республика Алтай, где наблюдалось их увеличение почти в 2,8 раза, до 4,8 млрд руб. Причиной такого значительного роста стала относительно невысокая база прошлых лет, запуск и реализация проектов в туристической инфраструктуре. Строительную активность также будут поддерживать работы по реконструкции аэропорта Горно-Алтайска в рамках подписанного в марте 2025 года концессионного соглашения.

Второе место по итогам первого квартала 2025 года среди регионов занял Красноярский край (+26,7%; 129 млрд руб.), еще год назад находившийся на восьмом месте. Неизменный лидер по объемам строительства — Москва — в этом году вернулась к росту в отрасли (+9,9%; 416,9 млрд руб.). Самые высокие темпы роста в топ-10 крупнейших по объемам строительства регионов зафиксированы у Ленинградской области (+64,5%, 93,1 млрд руб.), вошедшей в этот список вместо ЯНАО. Снижение строительной активности в топ-10 было у двух регионов: Ханты-Мансийского автономного округа (-6,2%; 122,7 млрд руб.) и Татарстана (-9,5%; 109,8 млрд руб.). Для республики это была коррекция прошлогоднего высокого отраслевого роста.

Инфляция в строительной отрасли на конец первого квартала 2025 года, по нашим расчетам, достигла 8,6% в годовом выражении. С начала года она выросла на 0,8 п. п., чему способствовал рост активности в строительстве и общеэкономические тенденции. Отраслевая инфляция по‑прежнему отстает от потребительской примерно на 1,7 п. п. Самой высокой строительная инфляция была в Южном федеральном округе (10,6%), что могло быть связано с сезонностью работ и дефицитом ряда материалов. Самая низкая — продолжает наблюдаться на Северном Кавказе (6%) из‑за относительно малой потребности в строительных ресурсах и сдержанного роста в отрасли.

Инфраструктурные расходы региональных бюджетов в первом квартале 2025 года составили 291,2 млрд руб., на 15% больше (в текущих ценах), чем за тот же период 2024 года. Год назад в это же время динамика была отрицательной (-22,3%). Рост региональных инфраструктурных расходов связан с повышенным финансированием национальных проектов, большей определенностью с их составом и распределением межбюджетных трансфертов, более оптимистичными ожиданиями деловой активности в начале года. Лидером по темпам роста региональных инфраструктурных расходов стал Уральский федеральный округ (+87%, до 21,9 млрд руб.), антилидером — Южный (-35,2%, до 22,6 млрд руб.). На наш взгляд, темпы роста инфраструктурных расходов в следующем квартале будут более сдержанными, в том числе из‑за существующих лимитов финансирования.

Строительство ускорилось ненадолго?

Общий объем строительных работ, выполненных в российских регионах в первом квартале 2025 года, достиг 3,03 трлн руб. (данные приведены без учета новых территорий, по которым подобная отраслевая статистика отсутствует), следует из оперативных данных Росстата. Это превысило на 6,9% в сопоставимых ценах результат за аналогичный период прошлого года.

Темпы роста в строительной отрасли оказались более высокими, чем год назад, когда они, по уточненным данным Росстата, составили 1,7% (здесь и далее, если не сказано иное, сравнение приводится в сопоставимых ценах). Увеличение, по нашей оценке, связано с более высокими расходами в рамках национальных проектов, повышенными вложениями в инфраструктуру со стороны региональных бюджетов, выполнением работ по предыдущим обязательствам и большей активностью в отраслевых госзакупках.

Самые высокие темпы роста по отношению к прошлому году наблюдались по итогам двух месяцев 2025 года: 9,8%. В феврале увеличение объема строительных работ в сопоставимых ценах к февралю 2024‑го составило 11,9%. В марте прирост стал заметно более сдержанным: на уровне 2,6% к марту 2024‑го.

Северо-Западный и Дальневосточный федеральные округа стали лидерами по темпам роста объемов строительства в первом квартале 2025 года: на 15,1% и 15%, до 310,4 млрд руб. и 300,8 млрд руб. соответственно.

На Северо-Западе рост обеспечили восемь регионов из 11‑ти, наибольший вклад был со стороны строительной отрасли Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где активность была связана, как с инфраструктурным, так и жилищным и промышленным строительством.

На Дальнем Востоке больше строили в семи регионах из 11‑ти, но сильнее всего повлияла на высокий результат Амурская область, на которую в первом квартале пришлось 30,1% строительных работ округа (90,6 млрд руб.). Для сравнения, по итогам 2024 года ее доля в строительстве ДФО составляла 20,3%. Значительный прирост в регионе связан с реализацией инвестиционных проектов в промышленности и инфраструктуре.

Снижение строительной активности в первом квартале 2025 года зафиксировано только в одном федеральном округе: Уральском (на 2,2%, до 442,7 млрд руб.). Основное влияние на такую динамику оказали Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, на которые приходится почти половина всех строительных работ. Снижение в первом округе составило 6,2%, во втором — 27,1%. В ЯНАО падение строительной активности вызвано снижением инвестиционной активности и наблюдается с 2022 года.

Несмотря на заметный рост активности в строительной отрасли в первые месяцы 2025 года, мы полагаем, что в следующем квартале он будет более сдержанным — в том числе из‑за существующей неопределенности в экономике с дальнейшей инфляцией, движением ключевой ставки, курсом валют и т. д. Стимулировать подъем в строительстве может смягчение денежно-кредитной политики, которое, впрочем, не произойдет мгновенно и может изменить тенденции лишь на рубеже 2025 и 2026 годов.

Динамика объема строительных работ в 2024‑2025 годах по периодам
Динамика объема строительных работ в 2024‑2025 годах по периодам

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group

Распределение и динамика объемов строительства по федеральным округам в первом квартале 2025 год
Распределение и динамика объемов строительства по федеральным округам в первом квартале 2025 годм

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group

Красноярский край приблизился к Москве

Самый значительный рост объемов строительства среди российских регионов в первом квартале 2025 года наблюдался в Республике Алтай: почти в 2,8 раза, до 4,8 млрд руб. Он, по нашей оценке, связан с относительно небольшой базой прошлых лет, а также с реализацией проектов в туристической инфраструктуре. Вскоре на отраслевую активность будут влиять работы по реконструкции аэропорта Горно-Алтайска, для которой в марте 2025 года было подписано концессионное соглашение.

У ближайших по темпам роста строительных работ регионов — Марий Эл и Ивановской области — отраслевая активность выросла в 2,1 и 2 раза соответственно, до 3,8 млрд руб. и 9,4 млрд руб. Оба региона в 2024 году, наоборот, демонстрировали заметное снижение объемов строительства, поэтому нынешний результат больше похож на возвращение к уровням двухлетней давности.

Самое существенное снижение расходов в первом квартале 2025 года наблюдалось в Калмыкии: на 94,4%, до 0,3 млрд руб. Республике не удалось удержать темпы строительства, которые наблюдались в первом квартале 2024 года (+765%; 5,4 млрд руб.), впрочем, тогда они были сверхвысокими и нынешние колебания также связаны с коррекцией аномального для региона уровня вложений.

К антилидерам по темпам роста объема строительных работ в первом квартале 2025 года относятся также Астраханская область (-79,1%, 3,2 млрд руб.) и Тува (-64,6%, 1,6 млрд руб.). В первом случае это может быть связано с меньшей инвестиционной активностью в регионе, во втором — менее активным жилищным строительством в начале 2025 года.

Доля топ-10 крупнейших по объемам строительства регионов в объеме строительства всей страны в первом квартале 2025 году достигла 47,6% (1,44 трлн руб.). Это выше, чем по итогам 2024 года (44,3%), но столько же, сколько в его первом квартале (47,6%).

Москва остается лидером по абсолютному объему строительных работ — в первом квартале 2025 года они составили 416,9 млрд руб. Как и ожидалось, на смену продолжавшемуся почти весь прошлый год снижению отраслевой активности в столице сейчас вновь пришел рост. В первом квартале 2025 года увеличение объема строительных работ достигло 9,9% против снижения на 1% год назад. Рост был связан в том числе с увеличением инфраструктурных расходов бюджета.

На втором месте в топ-10 крупнейших по строительству регионов по итогам трех месяцев 2025 года оказался Красноярский край (129 млрд руб.; рост на 26,7% к тому же периоду прошлого года). Он с небольшим отрывом опередил по объемам строительных работ Московскую область (127,5 млрд руб.). Год назад Красноярский край занимал восьмое место среди десяти крупнейших регионов отрасли. По нашей оценке, укрепление края на общероссийском фоне связано с ростом инфраструктурных расходов, в частности, на строительство метрополитена и вложений в промышленность. В сфере строительства жилья в ближайшие месяцы в крае, наоборот, ожидают снижения.

Топ-10 крупнейших по строительству регионов в начале 2025 года ожидаемо покинул Ямало-Ненецкий автономный округ. По итогам первого квартала, новым участником топ-10 стала Ленинградская область, которая хоть и занимает в нем последнее место, но демонстрирует самые высокие темпы роста объема строительных работ среди всех десяти субъектов (на 64,5%, до 93,1 млрд руб.). Это связано с ростом вложений в жилое, инфраструктурное и промышленное строительство.

Одним из потенциальных участников топ-10 в следующем квартале может быть Амурская область (90,6 млрд руб.), которая была в нем первые два месяца 2025 года, но не смогла удержаться по итогам трех. Темпы роста строительной активности в Приамурье выше (+78,6%), чем в Ленинградской области, а разрыв в объемах строительных работ не очень велик.

Отрицательная динамика в топ-10 в первом квартале была лишь у Ханты-Мансийского автономного округа (-6,2%; 122,7 млрд руб.) и Татарстана (-9,5%; 109,8 млрд руб.). В случае республики это была коррекция высокого отраслевого роста, который наблюдался почти весь прошлый год.

Вероятнее всего, строительство в большинстве крупнейших регионов в ближайшем квартале сохранит тенденцию к росту из‑за того, что они более устойчивы к дефицитам бюджета и более чувствительны к повышению инвестиционной активности со стороны частных инвесторов, которых может стимулировать смягчение (или даже сигналы к смягчению) денежно-кредитной политики.

Регионы с наибольшими ростом и снижением объемов строительных работ в первом квартале 2025 года
Регионы с наибольшими ростом и снижением объемов строительных работ в первом квартале 2025 года

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group

Топ-10 регионов с наибольшим объемом строительных работ в первом квартале 2025 год
Топ-10 регионов с наибольшим объемом строительных работ в первом квартале 2025 год

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group

Отраслевая инфляция не догнала потребительскую

По нашим расчетам на основе данных Росстата, на 1 апреля 2025 года годовая инфляция в строительной отрасли составила 8,6%. В начале 2025 года она была на уровне 7,8%.

Ускорение отраслевой инфляции, по нашему мнению, связано с ростом объема строительных работ в первом квартале и общеэкономическими тенденциями, приводящими к росту цен в смежных сферах. Потребительская инфляция в годовом выражении на начало апреля 2025 года составляла 10,3%. Разрыв между нею и строительной инфляцией сохраняется таким же, что и три месяца назад: 1,7 п. п.

Инфляция в строительной отрасли, рассчитанная нами на основании данных Росстата, отражает общее изменение уровня цен с 1 апреля 2024‑го по 1 апреля 2025 года. Она учитывает рост стоимости стройматериалов и оборудования, аренды техники, рост оплаты труда и т. д. В каждой из этих категорий рост цен может заметно отличаться от итогового.

Наиболее высокая строительная инфляция на конец первого квартала 2025 года наблюдалась в Южном федеральном округе: 10,6% в годовом выражении. Это на 0,9 п. п. больше, чем кварталом ранее. Ее рост мог быть связан с сезонным фактором и дефицитом ряда материалов.

Наименьшая строительная инфляция в первом квартале 2025‑го была, как и раньше, в Северо-Кавказском федеральном округе — 6%. Регионы этого округа испытывают меньшую потребность в строительных ресурсах, по сравнению с другими округами, кроме того, на пониженное значение инфляции могли также повлиять сдержанные темпы роста в отрасли в первом квартале.

Мы полагаем, что в ближайшем квартале отраслевая инфляция останется высокой. Ее снижение будет зависеть от дальнейшей динамики строительных работ и уменьшения потребительской инфляции.

Распределение инфляции в строительной сфере по федеральным округам на 1 апреля 2025 года
Распределение инфляции в строительной сфере по федеральным округам на 1 апреля 2025 года

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group

Инфраструктурные расходы регионов развернулись к росту

По нашей оценке, общий объем расходов региональных бюджетов на инфраструктуру в первом квартале 2025 года составил 291,2 млрд руб., что на 15% больше, чем за аналогичный период прошлого года (здесь и ниже сравнение приводится в текущих ценах).

Большую часть 2024‑го инфраструктурные региональные расходы отставали от уровня предыдущего года на эти же 15%. В первом квартале отставание было даже больше: 22,3%. Ускорение бюджетных вложений наблюдалось лишь в ноябре и декабре. По итогам 2024‑го инфраструктурные расходы региональных бюджетов составили 1,99 трлн руб., на 8,8% меньше, чем в 2023‑м.

Объем расходов региональных бюджетов на инфраструктуру рассчитан по инфраструктурным кодам бюджетов субъектов федерации. Такие коды учитывают вложения местных властей в строительство, капитальный ремонт и проектирование объектов транспортной, коммунальной, социальной, телекоммуникационной и энергетической сфер.

По нашей оценке, рост вложений был вызван большей определенностью с составом и финансированием новых национальных проектов, распределением федерального бюджета и межбюджетных трансфертов на первые три года их исполнения, а также более оптимистичными ожиданиями деловой активности в начале года.

Наиболее значительный рост инфраструктурных расходов региональных бюджетов в первом квартале 2025 года наблюдался в Уральском (+87%, до 21,9 млрд руб.) и Сибирском федеральных округах (+68%, до 28 млрд руб.).

Уральские регионы лидировали по темпам роста инфраструктурных расходов бюджета и по итогам 2024 года. В первом квартале 2025‑го значительный рост отраслевых расходов наблюдался во всех субъектах федерации, входящих в округ, за исключением Челябинской области, где было небольшое снижение.

В Сибири наибольший вклад в динамику инфраструктурных бюджетных расходов в первом квартале 2025 года внесли вложения в Красноярском крае и Иркутской области. При этом в Омской области, Туве и Хакасии в тот же период зафиксировано снижение отраслевых трат.

Самое значительное падение инфраструктурных бюджетных расходов в первом квартале 2025 года наблюдалось в Южном федеральном округе (-35,2%, до 22,6 млрд руб.). Причиной стала отрицательная динамика соответствующих трат во всех регионах за исключением Астраханской и Ростовской областей, а также Калмыкии. Но объем инфраструктурных вложений этих трех регионов составлял лишь 5% от всего округа, поэтому они не смогли развернуть общий тренд. Южный федеральный округ показал самое значительное падение инфраструктурных расходов и по итогам 2024 года (-22,6%, до 156,7 млрд руб.).

Инфраструктурные расходы бюджетов регионов, не входящих ни в один из федеральных округов (федеральный образовательный центр «Сириус» и территории, включенные в состав Российской Федерации осенью 2022 года), в первом квартале 2025 года снизились на 30,1%, до 0,9 млрд руб. Но в начале года подобные расходы на этих территориях не очень велики, кроме того, подавляющий объем вложений в инфраструктуру для них идет через федеральный бюджет и не отражается в этой статистике.

Бюджетные расходы Москвы, направленные напрямую на инфраструктуру, в первом квартале 2025 года, составили около 74,5 млрд руб., увеличившись на 15,3% к результату годичной давности. В прошлом году в столице наблюдалось снижение этих расходов (почти на 17%), но, как мы и ожидали, оно не стало продолжительным. Стимулирует рост в столице реализация проектов в транспортной инфраструктуре (строительство и ремонт дорог, новых линий метрополитена и др.), реновации жилья и проектов комплексного развития территорий.

Рост инфраструктурных расходов бюджета в Санкт-Петербурге в первом квартале 2025 года составил почти 28,7% (до 29,1 млрд руб.). По итогам прошлого года, увеличение этих вложений составило 19,2% и было связано с развитием дорожного хозяйства.

Мы полагаем, что в следующем квартале темпы роста инфраструктурных расходов региональных бюджетов могут замедлиться и будут ниже 15%, поскольку лимит таких трат на 2025 год пока предполагает меньшее увеличение (примерно до 10%). Свое влияние на динамику инфраструктурных расходов регионов также окажут существующая экономическая неопределенность и по‑прежнему не очень высокая деловая активность.

Динамика расходов региональных бюджетов на инфраструктуру по кварталам в 2024‑2025 годах
Динамика расходов региональных бюджетов на инфраструктуру по кварталам в 2024‑2025 годах

Источник: данные Единого портала бюджетной системы России, расчеты и анализ Sherpa Group

Распределение региональных бюджетных расходов на инфраструктуру по федеральным округам в первом квартале 2025 года
Распределение региональных бюджетных расходов на инфраструктуру по федеральным округам в первом квартале 2025 года

Источник: данные Единого портала бюджетной системы России, расчеты и оценка Sherpa Group

Материал публикуется исключительно в информационных целях, не является профессиональной консультацией, рекламой и офертой, а также не может быть основанием для принятия инвестиционных решений. Приведенные данные, экспертные мнения и прогнозы актуальны на дату публикации и не носят исчерпывающий характер.