Новые нацпроекты: итоги первого квартала 2025 года
Какие мероприятия в рамках нацпроектов уже исполнили досрочно? Сколько средств направили в автодорожные федеральные проекты? Как пересмотрели планы по вложениям в нацпроекты в начале года?
Бюджетное исполнение нацпроекта «Эффективная транспортная система», ставшего преемником большинства мероприятий транспортной части комплексного плана, в первом квартале 2025 года составило 13,2%, в него направили 19,1 млрд руб. Год назад темпы вложений в комплексный план были чуть ниже (12,8%; 15,6 млрд руб.). Почти 85% федеральных средств в «Эффективную транспортную систему» поступило в январе, когда был досрочно исполнен федеральный проект «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей» (16,2 млрд руб.). В марте 100% средств довели также до федерального проекта «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли», но объем его бюджетного финансирования составлял лишь 22 млн руб.
Среди проектов «Эффективной транспортной системы», не достигших досрочного исполнения, в первом квартале 2025 года лидировал федеральный проект «Цифровая трансформация транспортной отрасли», в который поступило 60% запланированных вложений (0,3 млрд руб.). При этом пока так и не началось бюджетное финансирование двух федеральных проектов нацпроекта: самого крупного («Развитие Большого Северного морского пути»; предусмотрены федеральные расходы в объеме 60,7 млрд руб.) и самого небольшого («Развитие опорной сети морских портов»; 6 млн руб.).
Национальный проект «Инфраструктура для жизни», предшественниками которого по большинству мероприятий были «Безопасные качественные дороги» и «Жилье и городская среда», в первом квартале 2025 года исполнили на 13,8%, до него довели 168,6 млрд руб. Это было почти в 1,5 раза больше объема федеральных средств, направленных в оба предшествующих нацпроекта в первом квартале 2024‑го. Рост вложений связан с общим увеличением планки расходов, в том числе для преобладающей в новом нацпроекте автодорожной части, и с более ускоренным, по сравнению с первым кварталом 2024 года, финансированием мероприятий по развитию федеральных дорог. В целом в автодорожную часть «Инфраструктуры для жизни» в первом квартале направили 156,9 млрд руб., на 82% больше, чем в аналогичные проекты «Безопасных качественных дорог» год назад.
Досрочного исполнения в рамках «Инфраструктуры для жизни» достиг в первом квартале 2025 года федеральный проект «Новый ритм строительства», имевший минимальный внутри этого нацпроекта объем (82,7 млн руб.). Из неисполненных досрочно федеральных проектов лидировали «Развитие инфраструктуры в населенных пунктах» (21,7%; 3,6 млрд руб.) и «Региональная и местная дорожная сеть» (21,6%; 72,9 млрд руб.). В течение первого квартала не поступило средств в «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (предусмотрено 4,5 млрд руб.), но его финансируют крупными траншами и исполняют, как правило, досрочно.
Бюджетное исполнение всех 19 национальных проектов в первом квартале 2025 года составило 22,9%, объем поступивших в них федеральных средств достиг 1,36 трлн руб. Для сравнения, в первом квартале прошлого года в нацпроекты прежней формации пришло 21,7% запланированных средств или 657,4 млрд руб. Двойной рост финансирования связан с увеличением количества нацпроектов и изначально высоким объемом запланированных вложений (5,9 трлн руб. в 2025‑м против 3 трлн руб. в 2024‑м) из‑за концентрации регулярных расходов бюджета в рамках нацпроектов.
Лидером по бюджетному исполнению среди 19 нацпроектов в первом квартале 2025 года стали «Кадры», в которые поступило 50% от предусмотренных на год средств (9,8 млрд руб). Отстающим от остальных с исполнением 0% в первом квартале стал нацпроект «Развитие космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», на который запланировано 10 млрд руб. Из 110 федеральных проектов, входящих в нацпроекты, четыре профинансированы досрочно в первом квартале (суммарно на 16,9 млрд руб.), при этом к вложениям в 17 федпроектов с объемом ожидаемых средств 140,1 млрд руб. в первые три месяца года так и не приступили.
Планку финансирования нацпроектов в 2025 году к концу первого квартала увеличили на 1% относительно объема в утвержденном законе о федеральном бюджете, или на 56,7 млрд руб., до почти 5,95 трлн руб. Снижение планируемых вложений коснулось только нацпроекта «Инфраструктура для жизни», но оно было незначительным (—0,3%, до 1,22 трлн руб.). Стабильным оставался уровень ожидаемых вложений для нацпроектов «Развитие космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», «Новые атомные и энергетические технологии» и «Новые технологии сбережения здоровья». Наибольшее относительное повышение планки финансирования до конца года коснулось нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» (+20,8%, до 39,5 млрд руб.), а абсолютное — «Экономики данных и цифровой трансформации государства» (+13,1 млрд руб., до 147,8 млрд руб.).
«Эффективной транспортной системе» помогли вложения в ВСМ
Национальный проект «Эффективная транспортная система», в состав которого вошли многие мероприятия транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и добавились новые, в первом квартале 2025 года был исполнен на 13,2%. Из федерального бюджета в него поступило 19,1 млрд руб.
Год назад в первом квартале 2024‑го исполнение самого комплексного плана было на близком уровне в 12,8% (15,6 млрд руб.).
Несмотря на достаточно неплохой для первых месяцев реализации «Эффективной транспортной системы» уровень расходов, более 85% средств, поступивших в новый национальный проект, было направлено в январе, а в следующие месяцы вложения оказались пониженными: 0,3% и 1,7% от годовых объемов.
Федеральные вложения в нацпроект «Эффективная транспортная система» и его исполнение в 2025 году
Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group
Досрочно исполненными на 100% с точки зрения поступления запланированных бюджетных средств оказались два федеральных проекта в составе «Эффективной транспортной системы»: «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей» и «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли». До первого федпроекта все средства (16,2 млрд руб.) довели еще в январе, что и стало причиной высокого уровня исполнения всего нацпроекта по итогам этого месяца. Второй федпроект полностью профинансировали в марте, при этом его объем составлял 22 млн руб., что слабо повлияло на динамику исполнения «Эффективной транспортной системы».
Среди проектов, которые пока не успели досрочно исполнить, наибольший уровень освоения федеральных средств был в январе — марте у «Цифровой трансформации транспортной отрасли» (60%; 0,3 млрд руб.), но такому высокому результату также способствовал не очень большой объем предусмотренных расходов.
В течение первого квартала 2025 года не поступили средства в самый крупный федеральный проект «Эффективной транспортной системы» — «Развитие Большого Северного морского пути» (до конца года в него планируют направить 60,7 млрд руб.), а также в самый небольшой — «Развитие опорной сети морских портов» (на него запланировано лишь 6 млн руб.). Для сравнения, год назад в федеральный проект, касающийся развития Северного морского пути, успели перевести 19,1% запланированных вложений и он тогда лидировал по исполнению.
Исполнение федеральных проектов нацпроекта «Эффективная транспортная система» по итогам первого квартала 2025 года
Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group
Планку финансирования «Эффективной транспортной системы» в течение первого квартала 2025 года повысили на 4,2% относительно уровня в подписанном законе о федеральном бюджете, или на 5,8 млрд руб., до почти 145,2 млрд руб.
В абсолютном выражении самый большой прирост ожидаемых до конца года вложений был у федерального проекта «Развитие Большого Северного морского пути»: на 5,4 млрд руб. (+9,8%, до 60,7 млрд руб.). В относительном выражении самую большую прибавку получил федеральный проект «Развитие опорной сети морских портов» (+20,6%, до 6 млн руб.). Менее значительное увеличение коснулось также «Развития опорной сети внутренних водных путей» (+3,7%, до 7,9 млрд руб.) и «Развития опорной сети аэродромов» (+0,4%, до 25,9 млрд руб.).
Из-за повышения планки финансирования на национальный проект «Эффективная транспортная система» по итогам 2025 года могут потратить на 1,7% федеральных средств больше, чем вложили в его предшественник — комплексный план — в 2024 году (142,7 млрд руб.). Ранее ожидалось небольшое отставание в финансировании. Впрочем, федеральные расходы на национальный проект могут пересмотреть в следующие кварталы, как в сторону дальнейшего увеличения, так и снижения — в зависимости от актуального исполнения мероприятий и экономических условий.
Подробнее о том, как финансировали комплексный план, «Безопасные качественные дороги» и другие нацпроекты прежней формации в 2024 году, можно узнать в аналитическом обзоре «Комплексный план и нацпроекты: итоги 2024 года».
«Инфраструктура для жизни» концентрируется на дорогах
Бюджетное исполнение национального проекта «Инфраструктура для жизни» в первом квартале 2025 года составило 13,8%, в него направили 168,6 млрд руб. федеральных средств.
Для сравнения, в два нацпроекта-предшественника («Безопасные качественные дороги» и «Жилье и городскую среду») за тот же период прошлого года поступило 114,2 млрд руб., или 15,3% от запланированных на год федеральных расходов. То есть вложения выросли в 1,5 раза.
Лидером по бюджетному исполнению в составе нынешнего нацпроекта стал федеральный проект «Новый ритм строительства», профинансированный на 100%. Одновременно, он является минимальным по объему федеральным проектом в рамках «Инфраструктуры для жизни», на него в бюджетной росписи было предусмотрено только 82,7 млн руб.
Федеральные вложения в нацпроект «Инфраструктура для жизни» и его исполнение в 2025 году
Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group
Среди пока неисполненных досрочно федеральных проектов «Инфраструктуры для жизни» в первом квартале 2025 года лидировало «Развитие инфраструктуры в населенных пунктах», до которого довели 3,6 млрд руб., или 21,7% предусмотренных до конца года средств. От него незначительно отстает федеральный проект «Региональная и местная дорожная сеть» с исполнением 21,6% и вложениями из бюджета в объеме 72,9 млрд руб.
В целом в автодорожную часть «Инфраструктуры для жизни», к которой относятся проекты, входившие в состав «Безопасных качественных дорог», в первом квартале 2025‑го поступило, по нашим расчетам, почти 156,9 млрд руб. или 14,9% от планируемых в течение года средств. В прошлом году в сами «Безопасные качественные дороги» по итогам трех месяцев было перечислено 86,3 млрд руб., что соответствовало бюджетному исполнению 13,9%.
Рост на 82% в объеме расходов связан с разным уровнем запланированных до конца года средств (в том числе, из‑за включения процессных мероприятий), большей концентрацией вложений на автодорожную отрасль в рамках нового нацпроекта, ускорением, по сравнению с началом 2024 года, финансирования мероприятий по развитию федеральных дорог.
Федеральные проекты «Инфраструктуры для жизни», близкие к ранее существовавшему нацпроекту «Жилье и городская среда» — «Жилье» и «Формирование комфортной городской среды» — были профинансированы лишь на 7,1% (7,4 млрд руб.). В прошлом году исполнение нацпроекта-предшественника в это время составляло 22,7% (27,9 млрд руб.). То есть вложения в «жилищные» мероприятия в рамках нацпроектов за год замедлились.
Новый федеральный проект «Модернизация коммунальной инфраструктуры» в первом квартале 2025 года был исполнен лишь на 1,3%, из федерального бюджета в него перечислили около 624 млн руб. Однако пока рано делать выводы о его финансировании, так как первый год реализации обычно посвящен отладке всех процессов, что редко позволяет достичь высоких результатов сразу.
Минимальный уровень бюджетного исполнения по итогам первого квартала 2025 года в 0% оказался у федерального проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (единственный проект комплексного плана, не перешедший в состав его «преемника» — «Эффективной транспортной системы», а включенный в «Инфраструктуру для жизни»). Но финансирование этого проекта ранее происходило крупными траншами, как правило, досрочно и ему ближе к концу года добавляли дополнительные средства.
Исполнение федеральных проектов нацпроекта «Инфраструктура для жизни» по итогам первого квартала 2025 года
Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group
Запланированный на реализацию национального проекта «Инфраструктура для жизни» годовой объем средств был незначительно сокращен в первом квартале относительно утвержденного в бюджете уровня. До нацпроекта в 2025 году планируют довести на 0,3% меньше средств, чем хотели раньше, или 1,22 трлн руб. Снижение планки финансирования коснулось двух федеральных проектов: «Безопасности дорожного движения» (—20,3%, до 5,6 млрд руб.) и «Развития федеральной сети» (—0,4%, до 677 млрд руб.).
Мы не исключаем корректировок ожидаемых вложений в мероприятия нацпроекта в следующие кварталы, в том числе и в сторону увеличения. Пока, по нашей оценке, в нацпроект «Инфраструктура для жизни» в 2025 году могут вложить на 41,3% больше средств, чем в 2024‑м направили в «Безопасные качественные дороги» и «Жилье и городскую среду» (тогда это было суммарно 865,4 млрд руб.).
Финансирование нацпроектов стартовало с различиями
В первом квартале 2025 года бюджетное исполнение 19 национальных проектов составило 22,9%, из федерального бюджета до них было доведено 1,36 трлн руб. Для сравнения, за тот же период 2024 года исполнение 15 нацпроектов прежней формации составляло 21,7%, в них поступило 657,4 млрд руб.
Рост исполнения и вложений связан с увеличением количества национальных проектов, запланированным еще на старте реализации высоким объемом расходов на них (5,9 трлн руб. против 3 трлн руб. год назад) из‑за входящих в их состав регулярных бюджетных вложений.
Расходы на национальные проекты в целом в течение первых трех месяцев были более равномерными, чем, например, на «Эффективную транспортную систему». Пиковым по перечислению федеральных средств оказался февраль, когда в нацпроекты было направлено 542 млрд руб., или 9,2% от запланированных на год вложений.
Общие федеральные вложения в национальные проекты и их исполнение в 2025 году
Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group
Самый высокий уровень бюджетного исполнения в первом квартале 2025 года был у национального проекта «Кадры», в который поступило 50% от запланированных в течение года расходов, или 9,8 млрд руб. Федеральные средства ускоренно направляли в мероприятия, посвященные содействию занятости и профессиональному развитию в рабочих специальностях.
Исполнение выше 30% было также у национальных проектов «Экологическое благополучие» (35%; 17,2 млрд руб.), «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» (31%; 4,6 млрд руб.) и «Семья» (30%; 851,8 млрд руб.).
Самый низкий уровень бюджетного исполнения (0%) в январе — марте 2025 года оказался у национального проекта «Развитие космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». В прошлую шестилетку аналогов ему не было, а в первый год реализации средства до новых мероприятий доводят традиционно с отставанием. До конца 2025 года в него планируют перечислить из федерального бюджета 10 млрд руб.
Исполнение новых национальных проектов по итогам первого квартала 2025 года
Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group
Среди нацпроектов с уровнем бюджетного исполнения до 5% в первом квартале 2025 года также были «Средства производства и автоматизации» (3,7%; 2 млрд руб.), «Новые технологии сбережения здоровья» (3,8%; 0,2 млрд руб.), «Экономика данных и цифровая трансформация государства» (4%; 5,9 млрд руб.) и «Беспилотные авиационные системы» (5%; 2 млрд руб.). Последний нацпроект год назад на этот же период был исполнен на 3,8%, что было минимальным уровнем среди остальных нацпроектов, поэтому в его случае можно говорить о некотором ускорении вложений в этом году.
Из 110 реализуемых с участием федеральных средств федеральных проектов 100%-ное исполнение в первом квартале 2025 года было зафиксировано у четырех. Ими стали «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей» и «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли» (оба входят в нацпроект «Эффективная транспортная система»), «Новый ритм строительства» (нацпроект «Инфраструктура для жизни») и «Ветеринарные препараты» (нацпроект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности»). Суммарный объем федеральных расходов на эти проекты был не очень большим (16,9 млрд руб.) и мало изменил общую картину финансирования.
Федеральные проекты с наибольшим и наименьшим исполнением по итогам первого квартала 2025 года
Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group
В свою очередь, в первом квартале 2025 года не приступили к федеральному финансированию 17 федеральных проектов из 110‑ти. Крупнейшим из них было «Развитие Большого Северного морского пути», входящее в состав нацпроекта «Эффективная транспортная система» (60,7 млрд руб.). Общий объем ожидаемого финансирования федеральных проектов с нулевым исполнением в первом квартале, заметно выше, чем у досрочно исполненных. Его можно оценить в 140,1 млрд руб., или в 2,4% от запланированных федеральных расходов на национальные проекты.
Мы полагаем, что ситуация выглядит традиционно для первого года финансирования и в большую часть из этих федеральных проектов средства начнут направлять во втором квартале, что будет повышать общий уровень исполнения нацпроектов.
Как пересматривали расходы на новые нацпроекты в первом квартале?
Ожидаемое в течение 2025 года финансирование всех 19 национальных проектов к концу первого квартала увеличили на 1% по отношению к объему в утвержденном законе о федеральном бюджете. В абсолютном выражении повышение планки финансирования составило 56,7 млрд руб., до почти 5,95 млрд руб.
Снижение ожидаемых федеральных вложений коснулось только национального проекта «Инфраструктура для жизни» (—0,3%, до 1,22 трлн руб.). В абсолютном выражении расходы на проект уменьшили на 4,1 млрд руб.
Не изменилась планка вложений для трех национальных проектов: «Развития космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», «Новых атомных и энергетических технологий» и «Новых технологий сбережения здоровья». На них в 2025 году по‑прежнему суммарно собираются потратить 45,8 млрд руб.
Наибольший относительный рост ожидаемых в течение года вложений произошел в первом квартале у нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» (+20,8%, до 39,5 млрд руб.). Дополнительные средства предусмотрены внутри него по всем федеральным проектам, но заметнее всего увеличат расходы на стимулирование спроса на такие системы и развитие инфраструктуры для них.
В абсолютном выражении наиболее значительно планку финансирования повысили нацпроекту «Экономика данных и цифровая трансформация государства»: на 13,1 млрд руб., до 147,8 млрд руб. Относительный рост составил 9,8% к ранее утвержденному объему. Федеральное финансирование в рамках этого нацпроекта появилось у федерального проекта «Государственная статистика» (1,6 млрд руб.; ранее в бюджете на него не предусматривались средства). Кроме того, дополнительные средства предоставят федеральным проектам «Отечественные решения» и «Цифровое государственное управление».
Отсутствие в первом квартале решений о сокращении расходов на нацпроекты в условиях не вполне предсказуемой на долгий срок экономической ситуации мы считаем позитивным сигналом.
Динамика изменения планов федерального финансирования нацпроектов в первом квартале 2025 года
Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group
Материал публикуется исключительно в информационных целях, не является профессиональной
консультацией, рекламой и офертой, а также не может быть основанием для принятия
инвестиционных решений. Приведенные данные, экспертные мнения и прогнозы актуальны на дату
публикации и не носят исчерпывающий характер.