13.02.2025

Строительство в российских регионах: итоги 2024 года

Почему темпы строительства вернулись к низкому уровню времен пандемии? Какие регионы наращивали строительную активность? Сколько вложили бюджеты субъектов в инфраструктуру в 2024 году?

Digest_dt
Digest_mob

Объем строительных работ, выполненных в России в 2024 году, согласно данным Росстата, достиг 16,78 трлн руб., на 2,1% больше (здесь и далее, если не указано иное, сравнение приводится в сопоставимых ценах по отношению к предыдущему году), чем по итогам 2023‑го. Это были минимальные темпы роста отраслевой активности за четыре года. Последний раз аналогичный рост наблюдался во время наиболее строгих пандемических ограничений в 2020 году. Нынешнее замедление связано с невозможностью удержать темпы отраслевого развития прошлых лет, завершением и «переупаковкой» национальных проектов, более осторожным финансированием инфраструктуры из региональных бюджетов, а также жесткими денежно-кредитными условиями, ограничивающими приток частных средств.

Лидер по темпам роста объема строительных работ в 2024 году — Северо-Кавказский федеральный округ, где наблюдалось увеличение на 11,2%, до 748,3 млрд руб. Рост стимулировали жилищное строительство и создание туристической инфраструктуры. Снижение строительной активности зафиксировано в 2024‑м в трех федеральных округах: Центральном (на 2,1%), Сибирском (на 2,5%) и Дальневосточном (на 5,3%). Но для ЦФО и ДФО такое уменьшение объема работ было, скорее, корректировкой более ранних высоких темпов роста и лишь в Сибири оно свидетельствовало о стагнации.

В декабре 2024‑го Росстат уточнил статистику в строительстве за 2023 год, а также оперативные данные, из‑за чего динамика и объемы отраслевых работ в регионах изменились относительно картины, складывавшейся в течение года. Лидером по темпам роста в 2024 году стал Севастополь (на 76,1%, до 81,9 млрд руб.), по нашим предположениям, из‑за увеличения федеральных вложений в строительство. Самое значительное падение объема отраслевых работ наблюдалось в Карачаево-Черкесии (на 49,5%, до 11,1 млрд руб.), на это повлиял сам пересмотр статистики за 2023 год, сделавший базу предыдущего года для республики более высокой.

Татарстан по итогам 2024 года занял второе место по объему строительных работ в стране (908,9 млрд руб.), уступив лишь Москве, и лидировал по темпам роста в топ-10 регионов в 2024 году (17,6%). Снижение объемов строительства наблюдалось в трех регионах из топ-10: в Москве (на 3,5%), Московской области (на 0,3%) и Ямало-Ненецком автономном округе (на 19,9%). Для первых двух, на наш взгляд, это временные колебания и стабилизация достигнутого уровня, для ЯНАО — подобное падение продолжается уже третий год подряд из‑за снижения инвестиционной активности на территории.

По итогам 2024 года общая инфляция в строительной отрасли, по нашим расчетам, составила 7,8%. За квартал она снизилась на 0,4 п. п. и оказалась ниже годовой потребительской инфляции (9,5%). На отставание повлияли уточнение данных по 2023 году и общее замедление активности в строительстве. Но даже в таком виде отраслевая инфляция была выше уровня предыдущего года (6,4%). Наибольшая строительная инфляция наблюдалась в 2024 году в Сибирском федеральном округе (10,6%), что связано с более сложной логистикой для территорий, где активность не замедлилась. Наименьшая — зафиксирована на Северном Кавказе (5,9%). Несмотря на подъем отраслевой активности, потребность СКФО в ресурсах меньше из‑за невысоких абсолютных объемов строительства, а регионы расположены относительно компактно, что, по‑видимому, сдерживает более сильный рост цен.

Инфраструктурные расходы региональных бюджетов по итогам 2024 года составили 1,99 трлн руб., что было на 8,8% меньше, чем в 2023‑м (в текущих ценах), и фактически повторили уровень 2022 года. В течение года отставание было больше (15%), оно сократилось в четвертом квартале после публикации законопроекта о новом федеральном бюджете и появления определенности с составом национальных проектов и вложениями в них. Общие федеральные и региональные расходы бюджета на инфраструктуру, по нашей оценке, составили в 2024 году 2,8‑2,9 трлн руб., это соответствовало 1,4% ВВП РФ, что было наименьшим значением за последние годы.

Строительство перешло к сдержанному росту

Согласно данным Росстата, объем строительных работ, выполненных в российских регионах в 2024 году, составил 16,78 трлн руб. (данные приведены без учета новых территорий, по которым подобная отраслевая статистика отсутствует), что на 2,1% в сопоставимых ценах больше, чем по итогам 2023‑го. Такая динамика стала минимальной за последние четыре года — последний раз рост на таком же уровне в 2,1% наблюдался в 2020 году, когда отрасль и экономика были затронуты наиболее строгими ограничениями из‑за пандемии коронавируса.

Для сравнения, в 2023 году рост в сопоставимых ценах составил 9%. Оценка роста была уточнена Росстатом в декабре 2024‑го, первоначально увеличение было на уровне 7,9%.

Объем строительства в 2023 году, согласно уточненным данным Росстата, составил 15,24 трлн руб. против 15,09 трлн руб. в первоначальной оценке. Наибольшая корректировка коснулась Сибирского федерального округа, где объем строительных работ вырос на 10,4% от прежней суммы и вместо падения на 6,8% в округе зафиксирован рост на 2,9%.

На существенное замедление активности в строительной отрасли в 2024‑м повлияли высокие темпы роста в предыдущие годы, сохранить которые сложно даже в более стабильных условиях, ожидаемое завершение цикла реализации национальных проектов, временная неопределенность из‑за формирования мероприятий на следующие шесть лет, менее активное финансирование отрасли со стороны региональных бюджетов, более жесткая денежно-кредитная политика, которая ограничивала приток частных средств в отрасль.

Наиболее заметный рост строительных работ наблюдался в декабре 2024 года (на 7,5% к тому же месяцу 2023‑го), когда часть этих факторов была снята. В октябре и ноябре 2024 года превышение составляло только 0,1% и 0,5% соответственно.

Динамика объема строительных работ в 2024 году по месяцам
График

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group

Лидером по темпам роста объемов строительства в 2024 году стал Северо-Кавказский федеральный округ: на 11,2% в сопоставимых ценах, до 748,3 млрд руб. Это было вызвано возросшей активностью регионов округа в жилищном строительстве и развитием туристической инфраструктуры. Сильнее всего строительная активность на Северном Кавказе в 2024 году выросла в Чечне (на 33,6%, до 167,9 млрд руб.).

Падение строительной активности по итогам 2024 года наблюдалось в трех федеральных округах: Центральном (на 2,1%, до 4,26 трлн руб.), Сибирском (на 2,5%, до 1,84 трлн руб.) и Дальневосточном (на 5,3%, почти до 1,5 трлн руб.). Для ЦФО и ДФО подобное снижение не выглядит кризисным, так как годом ранее их темпы роста объемов строительства были на высоком уровне (10,3% и 22,5% соответственно), и результаты 2024‑го для этих округов можно считать естественной корректировкой. Лишь в случае с регионами Сибири наблюдается стагнация активности в последние два года.

Распределение и динамика объемов строительства по федеральным округам в 2024 году
График

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group

По итогам 2024 года в статистике строительной сфере, как и год назад, сохранилась доля неопределенности. Общий объем строительных работ, выполненный во всех регионах, составляет суммарно 16,52 трлн руб., а объем по России, приводимый Росстатом, на 260 млрд руб. больше — 16,78 трлн руб. По итогам 2023 года такая разница была на уровне 200 млрд руб., но после декабрьского уточнения показателей она была распределена по соответствующим регионам и исчезла. Мы полагаем, что подобное произойдет и для 2024-го.

По данным на начало 2025 года, факторов в пользу того, что строительная активность продолжит падать или сохранится на прежнем уровне, пока больше: сдержанная инвестиционная активность крупных игроков, высокая ключевая ставка, старт новых инфраструктурных нацпроектов, которые, как правило, не финансируют сразу в полную силу, инерция в жилищном строительстве. Возможность роста в течение года не исключена, если эти ограничения будут постепенно исчезать, но пока маловероятна.

Распределение и динамика объема строительных работ в 2020-2024 годах
График

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group

Росстат уточнил динамику

В декабре 2024-го Росстат не только уточнил данные по строительству в 2023 году, но и пересмотрел оперативные данные, публикуемые в течение года.

Наиболее сильный пересмотр коснулся марта и апреля 2024‑го — новые данные для этих месяцев больше прежних на 2,7% и 3,3% (или суммарно на 64,9 млрд руб.). Впрочем, по итогам 11 месяцев 2024 года новая оценка превышала старую лишь на 73,7 млрд руб., или менее чем на 0,5% от общего объема строительных работ, выполненных в этот период.

Уточненные показатели 2023 и 2024 годов заметно повлияли на динамику объема работ в отрасли в сопоставимых ценах. Как и ранее, пик темпов роста приходится на итоги января — мая: но вместо 4,6% увеличение в сопоставимых ценах составило 2,9%. Изменения затронули и все остальные периоды 2024‑го, темпы роста из диапазона 2‑4,6% сместились в диапазон 1,2‑2,9%, то есть стали более сдержанными, а динамика получилась менее резко нисходящей, чем раньше.

Реванш Татарстана и «прыжок» Севастополя

Уточнение оперативных данных повлияло на распределение и итоговую динамику строительных работ в регионах. Лидером по темпам роста в 2024 году стал Севастополь, где объем работ увеличился на 76,1%, до 81,9 млрд руб. Месяцем ранее — до уточнения — рост составлял лишь 17,1%. Вероятно, помимо пересмотра увеличению способствовали федеральные вложения бюджета, поскольку динамика в жилищном строительстве и инфраструктуре была отрицательной.

Значительно увеличение объема строительных работ зафиксировано по итогам 2024 года также в Ленинградской области (на 37,6%, до 404,5 млрд руб.) и Туве (на 36,3%, до 26,6 млрд руб.). В первом случае это связано с повышенными вложениями в инфраструктуру, инвестиционные проекты, жилую и коммерческую недвижимость. Во втором — с созданием социальной инфраструктуры в рамках национальных проектов.

Самое существенное снижение расходов в 2024 году зафиксировано в Карачаево-Черкесии: на 49,5%, до 11,1 млрд руб. Частично оно вызвано произошедшим в декабре пересмотром итогов 2023 года: объем строительных работ в республике был повышен на 35,6% относительно первоначальных значений (до 21,9 млрд руб.), что создало эффект высокой базы для сравнения с нынешними показателями.

В тройке регионов-антилидеров по темпам строительства в 2024 году оказались также Архангельская область (на 40,3%, до 55,8 млрд руб.) и Марий Эл (на 38,5%, до 20,1 млрд руб.). Одной из причин снижения у области стало уменьшение инфраструктурных расходов бюджета, а республика показывала максимальное падение объемов строительства в стране почти весь год.

Доля десяти крупнейших по объемам строительства регионов в объеме строительства для всей страны в 2024 году составила 44,3% (7,44 трлн руб.). Это больше, чем по уточненным итогам 2023 года, когда она равнялась 43,5% (6,63 трлн руб.). То есть строительство вновь фокусируется вокруг крупнейших по отраслевой активности регионов.

Лидер по абсолютному объему строительных работ — Москва — закончила 2024 год со снижением показателя в сопоставимых ценах на 3,5% (до 1,98 трлн руб.). Это было вызвано уменьшением бюджетных расходов столицы на инфраструктуру, а также превышением ввода построенного жилья над запуском новых проектов. Мы полагаем, что такое снижение временное, а росту в отрасли вскоре будет способствовать активная реализация проектов комплексного развития территорий и продолжение реновации.

Несмотря на то что в результате декабрьского уточнения статистики, Татарстан оказался на третьем месте по объему строительных работ в 2023 году (результат Московской области пересмотрели в сторону увеличения на 5,7%, до 719,4 млрд руб., против неизмененных 708,1 млрд руб. у республики), в 2024 году он упрочил свое положение и занял второе место с гораздо большим отрывом.

Объем строительных работ в Татарстане в 2024 году составил 908,9 млрд руб., что на 17,6% больше, чем годом ранее (это было самым высоким приростом в сопоставимых ценах в топ-10 регионов). У Московской области за тот же период — 745,7 млрд руб. и падение на 0,3%. Отраслевую активность в республике стимулировали реализация промышленных инвестпроектов, жилищное строительство и повышенные вложения в инфраструктуру.

Среди регионов, которые заметно улучшили положение в топ-10 в 2024 году, — Свердловская область, которая занимала седьмое место, а теперь стала пятым по объемам строительства регионом, а также Краснодарский край, переместившийся с восьмой на шестую позицию. На это повлияли, как ускоренные темпы роста отраслевых работ в каждом из субъектов, так и более слабая динамика у сырьевых регионов, в прошлые годы входивших в пятерку лидеров (Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов).

Наибольшее снижение строительной активности в топ-10 по итогам 2024 год было у Ямало-Ненецкого автономного округа: на 19,9%, до 481,6 млрд руб. Темпы падения были даже выше, чем в 2022 и 2023 годах (14,5% и 17,5% соответственно), что по‑прежнему связано со снижением инвестиционной активности. Если бы объем работ оказался на 0,5 млрд руб. меньше, то округ бы занял десятое место в топ-10, уступив по строительной активности Башкирии (481,1 млрд руб.).

По нашей оценке, в 2025‑м большинство регионов топ-10 продемонстрирует сдержанную динамику строительства: у лидеров минувшего года из‑за высокой базы будет наблюдаться корректировка или менее интенсивный рост, а у тех, кто отставал, сохраняется мало стимулов для внезапного и резкого увеличения объема работ.

Регионы с наибольшими ростом и снижением объемов строительных работ по итогам 2024 года
График

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group

Топ-10 регионов с наибольшим объемом строительных работ по итогам 2024 года
Таблица

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group

Падения и взлеты строительной инфляции

Согласно нашей предварительной оценке на основе данных Росстата, на 1 января 2025 года годовая инфляция в строительной отрасли составила 7,8%. Кварталом ранее мы оценивали ее в 8,2%.

Итоговое значение было меньше уровня потребительской инфляции в 2024‑м (9,5%) и это связано с более сдержанными темпами роста в строительной отрасли, чем в целом по экономике. На пониженное значение отраслевой инфляции также повлияло произошедшее в декабре уточнение данных за 2023 год.

Для сравнения, для самого 2023 года новое значение отраслевой инфляции после пересчета составило 6,4% (ранее 7%).

Инфляция в строительной отрасли, рассчитанная нами с использованием данных Росстата, отражает общее изменение уровня цен в отрасли с 1 января 2024‑го по 1 января 2025 года. Она учитывает рост стоимости стройматериалов и оборудования, аренды техники, рост оплаты труда и т. д. В каждой из этих категорий рост цен может заметно отличаться от общеотраслевого.ч

Самая высокая строительная инфляция по итогам 2024 года зафиксирована в Сибирском федеральном округе: 10,6%. По сравнению с концом третьего квартала она снизилась на 0,2 п. п. По нашей оценке, на уровень инфляции влияла более сложная логистика в регионах, где строительная активность росла.

Минимальный уровень годовой строительной инфляции в 2024‑м был в Северо-Кавказском федеральном округе — 5,9%. Низкому уровню способствовала меньшая абсолютная потребность в строительных ресурсах (несмотря на рост активности, объем строительства в округе минимальный по стране) и относительная компактность территорий.

Динамика строительной инфляции в 2025 году будет зависеть от темпов роста или снижения объемов работ в отрасли и общеэкономических факторов. Мы пока не ждем ее значительных колебаний в ближайшие месяцы.

Распределение инфляции в строительной сфере по федеральным округам в 2024 году
График

Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group

Инфраструктурные расходы регионов вернулись в 2022‑й?

Общий объем инфраструктурных расходов региональных бюджетов по итогам 2024 года составил почти 1,99 трлн руб., следует из наших подсчетов с использованием данных Единого портала бюджетной системы России. Это было на 8,8% меньше, чем в 2023 году (2,18 трлн руб.) и примерно совпало с уровнем 2022 года (почти 2 трлн руб.).

В конце третьего квартала 2024 года отставание от аналогичных значений годичной давности составляло 15%, примерно на таком же уровне оно находилось большую часть года и лишь в последнем квартале его удалось сократить. Стимулом стала определенность с будущими инфраструктурными планами государства и распределением федерального бюджета на ближайшие три года, что косвенно влияет и на отраслевое бюджетное финансирование в регионах.

Объем инфраструктурных расходов региональных бюджетов мы рассчитывали по инфраструктурным кодам бюджетов субъектов федерации. Такие коды учитывают вложения местных властей в строительство, капитальный ремонт и проектирование объектов транспортной, коммунальной, социальной, телекоммуникационной и энергетической сфер.

Динамика расходов региональных бюджетов на инфраструктуру по кварталам в 2023‑2024 годах
График

Источник: данные Единого портала бюджетной системы России, расчеты и анализ Sherpa Group

Рост инфраструктурных расходов государства по итогам 2024 года зафиксирован в двух федеральных округах: Уральском (на 14,9%, до 149 млрд руб.) и Северо-Западном (на 10,3%, до 309,9 млрд руб.). На Урале увеличились инфраструктурные вложения из бюджетов Челябинской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, на Северо-Западе выросли вложения сразу в шести регионах, среди которых крупнейшими по объему были Санкт-Петербург, Ленинградская и Мурманская области.

Самое значительное снижение инфраструктурных бюджетных расходов по итогам 2024 года было в Южном федеральном округе (на 22,6%, до 156,7 млрд руб.), где из восьми регионов лишь два смогли их нарастить (Краснодарский край и Калмыкия). У остальных снижение было в диапазоне от 4% (Адыгея) до 58,4% (Ростовская область).

Вложения в инфраструктуру со стороны бюджетов территорий, не входящих ни в один из федеральных округов (к ним относятся федеральный образовательный центр «Сириус», а также регионы, включенные в состав Российской Федерации осенью 2022 года), за год выросли на 76,7%, до 14,7 млрд руб. Но, скорее всего, основной и заметно больший объем расходов на инфраструктуру в этих случаях идет через федеральный бюджет и не фиксируется в нашей статистике.

Среди регионов лидером по росту инфраструктурных трат в 2024‑м стала Кировская область (в 2,9 раза, до 4,9 млрд руб.), что было связано с низкой базой предыдущего года. Антилидером — Чукотский автономный округ, где отраслевые бюджетные расходы снизились в 3,5 раза, до 1,9 млрд руб.

Расходы Москвы, направленные на инфраструктурные цели в 2024 году, составили, по нашим расчетам, 530 млрд руб., уменьшившись на 16,8% к предыдущему году. Пока это связано с тем, что новые инфраструктурные проекты по масштабам не полностью заменяют реализовывавшиеся в 2022‑2023 годах (Большая кольцевая линия метро, Московские центральные диаметры и др.). Но в перспективе вложения столицы в отрасль продолжат расти.

В свою очередь, второй по объему бюджетных инфраструктурных расходов Санкт-Петербург тратил на отрасль в 2024‑м на 19,2% больше (229,3 млрд руб.), чем годом ранее, а расположившаяся на третьем месте Московская область — лишь на 1,7% (130,6 млрд руб.) больше.

Распределение региональных бюджетных расходов на инфраструктуру по федеральным округам в 2024 году
График

Источник: данные единого портала бюджетной системы России, расчеты и оценка Sherpa Group

Несмотря на то что в целом по стране финансирование инфраструктуры из бюджетов регионов отставало от прошлогоднего уровня, худший сценарий с падением расходов ниже 1,9 трлн руб. не реализовался. С учетом относительно невысокой базы минувшего года мы считаем, что столь же сильного падения инфраструктурных расходов (на 9‑10%) в 2025 году не случится, а шансы на сохранение или даже небольшой рост вложений существуют. Так, например, лимиты финансирования отрасли в начале 2025 года утверждены в большем объеме, чем для 2024‑го. Впрочем, на динамику расходов регионов будут сильнее, чем год назад, влиять внешние факторы и общеэкономическая ситуация.

Сколько пришло в инфраструктуру из бюджетов всех уровней?

Объем федеральных бюджетных расходов на инфраструктуру по итогам 2024 года, по нашей оценке, составил от 780 млрд руб. до 900 млрд руб. Такой диапазон, с одной стороны, связан с увеличением расходов через инфраструктурные национальные проекты, с другой — с тем, что на уровне госконтрактов расходы увеличивались не сильно и средства не всегда шли непосредственно в строительство.

То есть, по нашей оценке, суммарно из бюджетов всех уровней в инфраструктуру в 2024 году было направлено примерно 2,8‑2,9 трлн руб.

Это на 3,3‑7,4% меньше, чем в 2023 году. Тогда общие бюджетные расходы на инфраструктуру составили почти 3 трлн руб.: в том числе объем региональных бюджетных расходов достиг почти 2,18 трлн руб., федеральных — 813,4 млрд руб.

Отношение инфраструктурных расходов к ВВП РФ за 2024 год составило 1,4%, что является историческим минимумом за последние шесть лет. Максимальное значение было достигнуто в 2020‑м (2,2%).

Точный объем федеральных расходов на инфраструктуру за 2024 год будет известен в конце весны — начале лета.

Инфраструктурные расходы федерального и региональных бюджетов в 2020‑2024 годах
График

Источник: данные Единого портала бюджетной системы России, Федерального казначейства, расчеты и анализ Sherpa Group

Материал публикуется исключительно в информационных целях, не является профессиональной консультацией, рекламой и офертой, а также не может быть основанием для принятия инвестиционных решений. Приведенные данные, экспертные мнения и прогнозы актуальны на дату публикации и не носят исчерпывающий характер.

Обзор в СМИ

13.02.2025

Эксперт

Кавказ покоряет своими высотками