17.07.2024

Комплексный план и нацпроекты в первой половине 2024 года

Почему исполнение комплексного плана стало минимальным среди всех нацпроектов? Снизилась ли активность вложений в «Безопасные качественные дороги»? В какие мероприятия нацпроектов средства до сих пор не поступили?

Digest_dt
Digest_mob

Бюджетное исполнение комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в первой половине 2024 года стало самым низким среди всех нацпроектов и минимальным для этого периода за все шесть лет реализации. По данным Минфина, до комплексного плана в январе — июне 2024 года довели 21,8% средств, или 27,8 млрд руб., против 50,6% и 82,1 млрд руб. в первой половине 2023‑го. На наш взгляд, резкое снижение интенсивности вложений связано с грядущей переупаковкой национальных проектов и с кадровыми перестановками, которые могли затронуть кураторов комплексного плана. Впрочем, вопреки фактическому ходу трат во втором квартале планку годового финансирования подняли для «Развития морских портов» (на 29,9%, до 6,6 млрд руб.) и «Развития региональных аэропортов» (на 10%, до 42,5 млрд руб.), а остальным федпроектам оставили прежний уровень.

Бюджетное исполнение всех федеральных проектов, входящих в комплексный план, в первом полугодии 2024‑го было хуже аналогичного показателя годичной давности. Самое высокое исполнение зафиксировано у «Развития региональных аэропортов», в которое направили 29% запланированных средств, или 12,4 млрд руб. (год назад освоили 40,7% средств). Пока совсем не направляли деньги в «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла». Низкие уровни исполнения наблюдались и у двух других железнодорожных проектов: «Развития железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного басcейна» (1,8%; 211,4 млн руб.) и «Развития железнодорожных подходов к морским портам Азово — Черноморского бассейна» (0,3%; 26,4 млн руб.).

На фоне снижения активности финансирования комплексного плана, вложения в национальный проект «Безопасные качественные дороги» вновь стали рекордно высокими для первого полугодия. К 1 июля 2024 года туда перечислили 41,8% предусмотренных до конца года вложений или 270,9 млрд руб. против 40,5% и 183,1 млрд руб. в первой половине 2023‑го. Кроме того, БКД больше, чем другие нацпроекты, выиграл от повышения во втором квартале планки годового финансирования: она была поднята на 26,5 млрд руб. (4,3%) и, таким образом, в 2024 году до мероприятий БКД могут довести 647,9 млрд руб.

Наиболее высокий уровень бюджетного исполнения федеральных проектов в составе «Безопасных качественных дорог» зафиксирован в первой половине 2024 года у «Дорожной сети» (64,9%; 168,4 млрд руб.), средства через которую идут в развитие региональных и муниципальных автотрасс. Вместе с тем, финансирование «Развития федеральной магистральной сети» пока отстает от уровня прошлого года: на этот федпроект перевели 25,9% средств (86 млрд руб.), что на 17,5 п. п. меньше, чем в первой половине 2023‑го. Это, возможно, связано с тем, что новые автодорожные проекты федерального уровня только начинают запускать. Минимальный уровень бюджетного исполнения в БКД в первом полугодии был у федпроекта «Безопасность дорожного движения» (13,6%; 957,8 млн руб.), впрочем, он отставал по интенсивности финансирования и год назад.

Несмотря на отстающее финансирование комплексного плана, суммарные расходы на инфраструктурные нацпроекты (комплексный план и «Безопасные качественные дороги») выросли в первом полугодии 2024 года на 12,6% относительно того же периода прошлого года, до 298,7 млрд руб. По актуальным данным можно предположить, что общие расходы на эти нацпроекты составят в 2024 году почти 776 млрд руб., что на 4,8% превзойдет фактический результат 2023 года. Но не исключено, что и это значение изменится, так как расходы на БКД и комплексный план в ближайшие два квартала еще неоднократно пересмотрят.

Бюджетное исполнение 15 национальных проектов (без учета атомного, по которому нет открытой статистики) в первой половине 2024 года составило 45,9%, или на 0,8 п. п. выше, чем год назад. До них довели 1,41 трлн руб., или на 5% больше объема годичной давности. Самое высокое бюджетное исполнение продемонстрировал нацпроект «Культура» (65,2%; 33,7 млрд руб.), который лидировал и в первом квартале 2024 года, и год назад. Минимальное бюджетное исполнение было у комплексного плана (21,8%; 27,8 млрд руб.). Новый нацпроект «Беспилотные авиационные системы» расположился на предпоследнем месте по интенсивности вложений (27%; 12,2 млрд руб.), но она начинает заметно расти.

Пока только один из 78 федеральных проектов оказался досрочно исполненным на 100% — «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (16,3 млрд руб.; входит в нацпроект «Жилье и городская среда». При этом у трех федеральных проектов в первой половине года финансирование еще не началось: это «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (комплексный план), «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды» и «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов опасности» (оба входят в нацпроект «Экология»).

Пересмотр планки финансирования нацпроектов на 2024 год во втором квартале оказался более значительным, чем в первом квартале и чем год назад, но при этом расположился в более узком диапазоне для конкретных проектов. Ожидаемое до конца года финансирование нацпроектов в апреле — июне выросло на 1,6% (до 3,08 трлн руб.) против 0,5% в январе — марте и 0,1% во втором квартале 2023 года. В свою очередь пересмотр финансирования для отдельных нацпроектов во втором квартале 2024 года был в коридоре от —0.9% до 4,4%, кварталом ранее он составлял от —7,7% до 6,9%, а год назад — от —5,3% до 8,7%. Явное сужение коридора говорит о стабилизации в планировании и финансировании нацпроектов и паузе в перераспределении средств от одних проектов в пользу других.

Комплексный план пришел к минимуму

По данным Минфина, на 1 июля 2024 года бюджетное исполнение комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры составило 21,8%. Это стало минимальным результатом для первого полугодия за все шесть лет реализации плана. Годом ранее — на 1 июля 2023 года — комплексный план был выполнен более чем наполовину (50,6%).

Нынешний уровень бюджетного исполнения также оказался самым низким среди всех национальных проектов.

Рекордный уровень бюджетного исполнения комплексного плана в первом полугодии был зафиксирован в 2022 году, он составил тогда 69,1%, до мероприятий довели 210,8 млрд руб. Это на 65% больше, чем запланировано на весь 2024 год.

До мероприятий комплексного плана за шесть месяцев 2024 года довели 27,8 млрд руб. Для сравнения, в первом полугодии 2023 года из федерального бюджета в них направили почти втрое больше: 82,1 млрд руб.

Федеральные вложения в комплексный план и его исполнение в 2022–2024 годах
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

На наш взгляд, сдержанное исполнение этого нацпроекта в 2024 году связано с переупаковкой нацпроектов, окончанием электорального цикла и кадровыми перестановками на уровне кураторов транспортной отрасли и комплексного плана в частности.

Наибольшее бюджетное исполнение среди федеральных проектов комплексного плана в первом полугодии 2024 года было зафиксировано у «Развития региональных аэропортов»: 29%. Объем перечисленных в него федеральных средств достиг почти 12,4 млрд руб. К 1 июля прошлого года этот федеральный проект был исполнен на 40,7%.

«Развитию региональных аэропортов» во втором квартале 2024 года удалось по бюджетному исполнению обогнать лидера прошлого квартала — «Развитие Северного морского пути» (25,5% по итогам первого полугодия). Это произошло за счет того, что в аэропорты в апреле — июне 2024 года было направлено почти 7,9 млрд руб., а в СМП — лишь 3,6 млрд руб. Суммарно на эти два федеральных проекта пришлось 93,5% средств, перечисленных во втором квартале в комплексный план.

Бюджетное исполнение остальных четырех федеральных проектов, входящих в комплексный план, продолжает оставаться невысоким. Так, по итогам полугодия «Развитие морских портов» получило только 14,8% предусмотренных на год средств (989 млн руб.), «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного басcейна» — 1,8% (211,4 млн руб.), а «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово — Черноморского бассейна» — 0,3% (26,4 млн руб.). В «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» средств в первом полугодии не поступало. Но ему требуется в этом году лишь 2 млрд руб., и обычно их переводят одним траншем.

Планируемые до конца 2024 года расходы на комплексный план на 1 июля составили 127,7 млрд руб., это на 4,4% больше, чем ожидалось на начало второго квартала. Планку расходов увеличили только двум федеральным проектам: «Развитию морских портов» (на 29,9%, до 6,6 млрд руб.) и «Развитию региональных аэропортов» (на 10%, до 42,5 млрд руб.).

Дальнейшая динамика бюджетного исполнения проектов комплексного плана и объем доведенных средств будут сильно зависеть от того, насколько преемственным по отношению к его незавершенным мероприятиям окажется новый национальный проект «Эффективная транспортная система». Состав и основные параметры последнего должны утвердить уже в третьем квартале 2024 года.

Однако, на наш взгляд, риски того, что комплексный план в завершающий год существования может быть профинансирован на меньший объем средств, чем планировалось изначально, пока остаются высокими.

Сколько средств направили в комплексный план, «Безопасные качественные дороги» и другие нацпроекты в начале года можно узнать в аналитическом исследовании «Комплексный план и нацпроекты в первом квартале 2024 года».

Исполнение федеральных проектов комплексного плана в первом полугодии 2024 года
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

«Безопасные качественные дороги» ускорились в сторону регионов

Бюджетное исполнение национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) в первом полугодии 2024 года составило 41,8%, что побило прошлогодний рекорд этого периода (40,5%).

Объем федеральных средств, поступивших в БКД за полгода, также стал рекордным: 270,9 млрд руб. Это превысило результат первого полугодия 2023 года на 47,9%.

Федеральные вложения в «Безопасные качественные дороги» и их исполнение в 2022–2024 годах
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Наиболее динамично в первом полугодии 2024‑го финансировали федеральный проект «Дорожная сеть», до которого довели уже почти две трети средств, запланированных до конца года: 64,9%, или 168,4 млрд руб. Через этот федеральный проект финансируют развитие региональных и местных автомобильных дорог. Для сравнения, в течение первой половины 2023 года в него было направлено меньше половины предусмотренных вложений (46,5%; 89,8 млрд руб.).

В крупнейший проект в составе БКД — «Развитие федеральной магистральной сети» — пока поступило 25,9% запланированных на 2024 год вложений, или 86 млрд руб. В прошлом году этот федеральный проект финансировали примерно на том же уровне, что и «Дорожную сеть». Такое различие в темпах финансирования мы связываем с тем, что часть крупных федеральных проектов была завершена в прошлом году, а в нынешнем — из‑за выборов и связанной с этим паузы медленнее запускают запланированные новые.

У трех федеральных проектов БКД — «Развития общественного транспорта», «Общесистемных мер развития дорожного хозяйства» и «Автомобильных дорог Минобороны России» — уровень исполнения в январе — июне оказался примерно одинаковым (в диапазоне 30–32%).

Минимальное освоение федеральных средств среди проектов БКД было зафиксировано у «Безопасности дорожного движения» (13,6%). Впрочем, год назад ситуация с поступлением средств в его мероприятия была даже хуже, тогда к июлю исполнение составило только 5,2%.

В течение второго квартала планируемые в 2024 году вложения в нацпроект «Безопасные качественные дороги» пересмотрели в сторону увеличения на 4,3%, или почти 26,5 млрд руб. В абсолютном выражении эта добавка оказалась больше, чем в любой другой нацпроект. Теперь в БКД до конца года должны вложить 647,9 млрд руб.

Дополнительные средства до конца года предусмотрели для двух проектов БКД: «Развития федеральной магистральной сети» (объем финансирования увеличили на 7%, до 332,1 млрд руб.) и «Развития общественного транспорта» (на 12,4%, до 43,6 млрд руб.).

Это соответствует общей логике финансирования БКД, планка финансирования этого нацпроекта во второй половине года обычно всегда поднималась. Вероятно, в этом году ее решили увеличить досрочно в соответствии с ускоренными темпами финансирования.

Общие вложения в инфраструктурные нацпроекты — комплексный план и «Безопасные качественные дороги» — в первой половине 2024 года составили 298,7 млрд руб., увеличившись за год на 12,6%. Превышение находится на прежнем уровне (в конце первого квартала оно составляло 12,7%), даже несмотря на замедленные темпы финансирования мероприятий комплексного плана.

Ожидаемый до конца года объем вложений в оба нацпроекта увеличился во втором квартале на 4,3%, до 775,6 млрд руб. То есть финансирование в 2024 году может примерно на 4,8% превысить фактические вложения в БКД и комплексный план в 2023‑м. Это можно считать позитивным результатом, который сгладит снижение вложений в «неавтодорожные» проекты, но из‑за достаточно высокой отраслевой инфляции объемы реального строительства будут несколько меньшими, чем годом ранее.

Исполнение федеральных проектов «Безопасных качественных дорог» в первом полугодии 2024 года
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Нацпроекты обрели плановую стабильность?

Согласно данным Минфина, бюджетное исполнение 15 национальных проектов на 1 июля 2024 года составило 45,9%. Из федерального бюджета в них направили 1,41 трлн руб. Это сопоставимо с результатами годичной давности: в первую половину 2023‑го в нацпроекты перевели 45,1% средств, или 1,35 трлн руб.

Минфин по‑прежнему не публикует данные по бюджетному исполнению 16‑го национального проекта «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ на период до 2024 года». В законе о федеральном бюджете на 2024–2026 годы объем расходов на него в этом году предусмотрен в размере почти 24 млрд руб.

Общие федеральные вложения в национальные проекты и их исполнение в 2022–2024 годах
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Самый высокий уровень бюджетного исполнения по итогам первого полугодия 2024 года был зафиксирован у национального проекта «Культура». До него довели 65,2% запланированных в 2024 году вложений, или 33,7 млрд руб. Этот нацпроект лидировал по освоению и год назад, но тогда его финансировали еще более интенсивно: к 1 июля 2023 года до «Культуры» довели 68,4% вложений.

Нацпроектов с исполнением более 50% в первом полугодии 2024 года было пять. Помимо «Культуры» такой уровень финансирования был у «Науки и университетов» (56,6%; 91,4 млрд руб.), «Производительности труда» (53,1%; 2,6 млрд руб.), «Демографии» (51,6%; 460,6 млрд руб.) и «Здравоохранения» (51,2%; 148,1 млрд руб.). В первом полугодии 2023 года таких нацпроектов тоже было пять, но вместо двух последних в пятерке лидеров были комплексный план и «Экология».

Самый низкий уровень бюджетного исполнения в первой половине 2024 года зафиксирован, как уже упоминалось, у комплексного плана (21,8%; 27,8 млрд руб.). Его результат оказался хуже, чем у нового национального проекта «Беспилотные авиационные системы», который в итоге попал на предпоследнее место среди анализируемых нацпроектов.

Бюджетное исполнение «Беспилотных авиационных систем» составило 27% (12,2 млрд руб.), но мы полагаем, что к концу года этот нацпроект станут финансировать более ускоренно, что позволит ему покинуть ряды отстающих. На начало июля внутри него наиболее активно вкладывали средства в мероприятия федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы» (профинансирован на 41%), а наименее — в «Перспективные технологии для беспилотных авиационных систем» (9,2%).

Лидерами по улучшению бюджетного исполнения в первом полугодии 2024 года относительно первого полугодия 2023 года стали национальные проекты «Здравоохранение» (рост на 16,5 п. п., до 51,2%), «Туризм и индустрия гостеприимства» (на 14,4 п. п., до 42,4%) и «Жилье и городская среда» (на 10,8 п. п., до 48,3%). Это говорит о том, что часть или большинство их мероприятий начали финансировать более динамично.

Наиболее сильно бюджетное исполнение в первой половине 2024 года ухудшилось у комплексного плана (падение на 28,8 п. п., до 21,8%), «Экологии» (на 17,5 п. п., до 38,4%) и «Науки и университетов» (на 15,3 п. п., до 56,6%). Помимо общего снижения активности вложений в мероприятия в первых двух есть федеральные проекты, финансирование которых еще не началось.

За полгода так и не поступили средства в три федеральных проекта из 78‑ми, входящих в 15 нацпроектов: «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (запланировано 2 млрд руб.; входит в комплексный план), «Комплексную систему мониторинга качества окружающей среды» (144,2 млн руб; нацпроект «Экология») и «Инфраструктуру для обращения с отходами I–II классов опасности» (5,1 млрд руб; нацпроект «Экология»). Первого и второго федеральных проектов в середине прошлого года не было в списке финансируемых, а третий был тогда исполнен на 72,4%.

Минимальное бюджетное исполнение у федеральных проектов, средства в которые все же поступили, зафиксировано для входящего в комплексный план «Развития железнодорожных подходов к морским портам Азово — Черноморского бассейна» (0,3%; 26,4 млн руб.). Впрочем, сложности с его исполнением наблюдаются уже второй год подряд.

В первой половине 2024 года на 100% оказался исполнен лишь один федеральный проект — «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (16,3 млрд руб.), входит в состав нацпроекта «Жилье и городская среда». К нему довольно близка «Цифровая культура» с исполнением 99,3% (18,7 млрд руб.). У остальных федеральных проектов уровень исполнения был ниже 87%.

Несмотря на отдельную разбалансировку в финансировании в целом нацпроекты в первой половине 2024 года финансировали достаточно устойчиво и среди них (за исключением комплексного плана и «Экологии») не наблюдается существенного снижения расходов. Такая тенденция, вероятно, сохранится и в ближайшие месяцы.

Исполнение национальных проектов в первом полугодии 2024 года
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Федеральные проекты с наибольшим и наименьшим исполнением в первом полугодии 2024 года
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Как менялись планы по финансированию нацпроектов во втором квартале

Планы по финансированию 15 национальных проектов (без учета «атомного») во втором квартале изменились более значительно, чем в первом. До конца года в них намерены довести на 1,6% больше федеральных средств (3,08 трлн руб.), чем ожидалось в конце первого квартала. Для сравнения, в первом квартале рост был 0,5%.

В денежном выражении планка финансирования нацпроектов выросла на 49 млрд руб. Больше 53% этой добавки приходится на «Безопасные качественные дороги» (плановые расходы нарастили на 26,5 млрд руб., или на 4,3%). Еще почти 46% дополнительных средств «поделили» четыре нацпроекта: «Образование» (прибавка 9,6 млрд руб., или 4%), комплексный план (5,4 млрд руб.; 4,4%), «Цифровая экономика Российской Федерации» (4,8 млрд руб.; 3,2%) и «Наука и университеты» (2,6 млрд руб.; 1,7%).

Для четырех нацпроектов плановое финансирование до конца 2024 года сократили, но для всех это изменение составило менее 1%: «Малое и среднее предпринимательство» (уменьшение на 0,1%), «Беспилотные авиационные системы» (на 0,1%), «Культура» (на 0,6%) и «Экология» (на 0,9%).

Год назад пересмотр планов во втором квартале с одной стороны выглядел незначительным (по всем нацпроектам рост составил 0,1%), но с другой стороны более существенным для отдельных нацпроектов. Так, диапазон изменения планки финансирования во втором квартале 2023 года составлял от —5,3% до 8,7% против от —0,9% до 4,4% во втором квартале 2024‑го. В первом квартале этого года диапазон пересмотра был от —7,7% до 6,9%. Более узкий коридор пересмотра может свидетельствовать о возросшей устойчивости в планировании финансирования и, по крайней мере, приостановке практики перераспределения средств с одних нацпроектов в пользу других.

Как к июлю 2024 года изменились планы властей по вложениям в нацпроекты
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Материал публикуется исключительно в информационных целях, не является профессиональной консультацией, рекламой и офертой, а также не может быть основанием для принятия инвестиционных решений. Приведенные данные, экспертные мнения и прогнозы актуальны на дату публикации и не носят исчерпывающий характер.

Обзор в СМИ

17.07.2024

Коммерсантъ

Государственные вложения в инфраструктуру резко упали по итогам полугодия