08.10.2025

Нацпроекты и бюджет: как будут финансировать инфраструктуру в ближайшие три года?

Как за год пересмотрели будущие расходы на новые нацпроекты? Почему в 2026‑м может замедлиться рост вложений в автодороги? Сколько федеральных средств дойдет до инфраструктуры?

PDF
Digest_dt
Digest_mob

По нашей оценке, объем федеральных вложений в различные виды инфраструктуры и смежные сферы через все нацпроекты в 2026 году может составить 1,55 трлн руб., на 8,5% больше, чем запланировано в сводной бюджетной росписи на 2025 год. Этот объем больше оцениваемых нами ежегодно расходов федерации на инфраструктуру (порядка 1 трлн руб.), так как здесь он включает в себя межбюджетные трансферты, субсидии и расходы на смежные сферы (например, в рамках комплексного развития территорий или создания наземных объектов для космической отрасли). Рост вложений в инфраструктуру через нацпроекты в 2027 и 2028 годах ускорится до 18‑20% ежегодно. Суммарно в 2026‑2028 годах через нацпроекты в инфраструктуру (в широком смысле) вложат, по нашим расчетам, 5,6 трлн руб., 55% этих средств относятся к транспортной инфраструктуре, 22% — к различным подвидам социальной инфраструктуры, оставшиеся 23% — к коммунальной, телекоммуникационной, промышленной и иной инфраструктуре.

Объем федеральных расходов на все национальные проекты в 2026 году составит 6,67 трлн руб., на 11,1% больше аналогичных расходов, запланированных на 2025 год. Около половины этого роста обеспечат вложения в те нацпроекты, финансирование которых стартует с 2026 года. Так, нацпроекту «Развитие космической деятельности» сдвинули начало финансирования с 2025‑го на 2026 год, но при этом запланировали увеличить расходы на него в 30 раз. В ближайшие три года до него собираются довести 954,9 млрд руб., включая 287,4 млрд руб. в следующем году. Новым и самым небольшим нацпроектом станет «Технологическое обеспечение биоэкономики», в который планируют направить 0,75 млрд руб. в 2026 году и 5 млрд руб. за три года.

Первый год финансирования нацпроектов новой формации еще не закончился, но почти всем из них пересмотрели будущие расходы. Без учета рекордов космического нацпроекта заметнее всего подняли планку вложений в 2026 году крупнейшему нацпроекту «Семья» (+12,3% относительно суммы на этот же год в прошлом бюджете, до 3,24 трлн руб.). В 2027‑м году — «Эффективной и конкурентной экономике» (+33,1%, до 135,6 млрд руб.). Антилидерами по пересмотру более ранних планов финансирования станут нацпроекты «Средства производства и автоматизации» (-61,4% в 2026 году и -62,8% в 2027‑м) и «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» (-46,2% и -39% соответственно). Финансирование обоих этих проектов сократили по сравнению с ранее заявленными планами на 2025 год.

Существенный рост федеральных вложений ожидает нацпроект «Эффективная транспортная система»: на 37,9% к уровню 2025 года, до 186 млрд руб. Увеличение расходов произойдет для всех федеральных проектов за исключением «Развития опорной сети внутренних водных сетей», так как его ускоренно финансируют в текущем году. Самый значительный рост федеральных вложений к уровню этого года ожидается в 2026‑м у «Развития высокоскоростных железнодорожных магистралей» — почти в 28 раз, до 22,9 млрд руб. — из‑за того, что основное финансирование этого федерального проекта в августе перенесли на следующий год. Кратный рост вложений ждет также проекты по развитию опорных сетей железных дорог, морских портов, цифровой трансформации и кадровому потенциалу транспортной отрасли, но преимущественно из‑за эффекта низкой базы.

В 2027 году федеральные расходы на «Эффективную транспортную систему», вероятно, выйдут на максимум и составят 218,9 млрд руб., на 17,7% больше, чем годом ранее. В 2028 году вложения в нацпроект планируют сократить почти на четверть относительно предыдущего года до 165 млрд руб. В таких условиях годовой рост вложений через три года сохранится лишь у мероприятий по развитию опорной сети аэродромов и опорной сети морских портов, а также у небольших проектов, не предполагающих строительства: по цифровой трансформации транспортной отрасли и развитию ее кадрового потенциала.

Рост федеральных расходов на нацпроект «Инфраструктура для жизни» в 2026 году будет очень умеренным: на 3,1% к уровню 2025 года, до 1,3 трлн руб. Из сравнения нового законопроекта о бюджете и прошлогоднего утвержденного закона следует, что федеральные вложения в нацпроект на следующий год сократят на 11% относительно предыдущих планов. Уменьшение прежних расходов коснулось в том числе, крупных федпроектов автодорожной сферы — «Развития федеральной сети» (-9,2% к уровню 2026 года в прошлом законе о федеральном бюджете, до 773,2 млрд руб.) и «Региональной и местной дорожной сети» (-14%, до 321,8 млрд руб.).

Из-за такого пересмотра финансирования федеральные расходы на «Региональную и местную дорожную сеть» в рамках нацпроекта в 2026 году упадут на 9,5% в текущих ценах к уровню 2025 года вместо ожидавшегося роста на 10,8%. Для «Развития федеральной сети» рост вложений сохранится, но будет менее сильным (+16,2%, г / г, вместо +25,3%). Впрочем, из‑за особенностей финансирования автодорожных мероприятий в рамках нацпроекта динамика может быть более позитивной — до них в течение года доводят, как правило, больше средств, чем планировали в начале.

В 2027 году объем федеральных вложений в нацпроект «Инфраструктура для жизни» ожидается таким же, как и планировался ранее: 1,62 трлн руб., что может на 24,9% превысить прогнозируемый итог 2026 года. Годовой рост расходов на «Развитие федеральной сети» и «Региональную и местную дорожную сеть» составит в 2027 году 19,6% и 26,6% соответственно (по отношению к тем же годам планы пересмотрели менее чем на 1%). В 2028 году рост финансирования «Инфраструктуры для жизни» тоже ожидается достаточно высоким (+21,4% к предыдущему году), а объем может стать рекордным — 1,97 трлн руб. Частично на такие темпы повлияет сильный рост вложений в развитие федеральной сети и значительно более умеренный — в региональные и местные дороги.

Национальным проектам помогут космические расходы

По данным нового законопроекта о федеральном бюджете на ближайшие три года, объем федеральных вложений во все национальные проекты в 2026 году составит почти 6,67 трлн руб., на 11,1% больше по отношению к ожидаемому уровню вложений по итогам 2025 года. В 2027 году рост федерального финансирования нацпроектов составит 1%, а в 2028‑м приблизится к 12%.

Количество национальных проектов в 2026 году составит 20 шт. Для сравнения, в 2025 году их было 19, однако летом планку финансирования «Развития космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» снизили до нуля и финансируемых из федерального бюджета нацпроектов было 18.

Новым национальным проектом стало «Технологическое обеспечение биоэкономики», в рамках которого планируется развивать инфраструктуру для использования биологического сырья и создавать новые технологии в сельском хозяйстве, фармпроизводстве и экологической сфере. В ближайшие три года на этот нацпроект планируют направить 5 млрд руб. федеральных средств, в том числе 754,1 млн руб. в 2026 году. Новый национальный проект станет самым небольшим по объему финансирования.

В то же время федеральные расходы на «Развитие космической деятельности» увеличат почти в 29 раз, по сравнению с планами, заложенными в федеральный бюджет на 2025‑2027 годы. Тогда предполагалось, что расходы за все три года составят суммарно 30 млрд руб. В итоге в 2025 году «Развитие космической деятельности» финансировать не стали, а летом утвердили паспорт нацпроекта. В следующие три года объем федеральных расходов на него должен достичь 954,9 млрд руб., в том числе в 2026 году — 287,4 млрд руб. Около 37% федеральных средств в 2026‑2028 годах предусмотрены на федеральный проект «Пилотируемая космонавтика».

Общий объем федеральных расходов на национальный проект «Развитие космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» в 2026‑2036 годах должен составить 4,4 трлн руб., в том числе 1,7 трлн руб. предполагается направить в него в перспективе ближайших шести лет.

Если бы космического нацпроекта не было, то рост федеральных вложений в нацпроекты в 2026 году относительно предыдущего года составил бы 6,3%, то есть его присутствие обеспечивает почти 45% ожидаемого роста.

Федеральные расходы на национальные проекты в целом в 2025‑2028 годах
Федеральные расходы на национальные проекты в целом в 2025‑2028 годах

Источник: данные Минфина, законопроекта о федеральном бюджете на 2026‑2028 годы, закона о федеральном бюджете на 2025‑2027 годы (419‑ФЗ, декабрьская версия), расчеты и анализ Sherpa Group

Как за год пересмотрели вложения в нацпроекты на 2026 и 2027 годы

Рост федеральных расходов на национальные проекты в 2026 году относительно планов годичной давности на этот же период составил 3,6%. Без «Развития космической деятельности» планка финансирования нацпроектов в 2026‑м снизилась бы на 0,9% относительно прошлогодних планов для этого года.

Здесь и далее под прежними планами финансирования (планами финансирования годичной давности) нацпроектов и их мероприятий подразумеваются объемы федеральных расходов для исследуемых лет, заложенные в федеральном законе о федеральном бюджете на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов (419‑ФЗ от 30 ноября 2024 года) в редакции, действительной на момент принятия и подписания.

Помимо космического нацпроекта, увеличение федеральных расходов по сравнению с более ранними планами коснется в 2026 году еще четырех нацпроектов: «Семьи» (+12,3% к планам на 2026‑й в прошлом законе о бюджете, до 3,24 трлн руб.), «Эффективной и конкурентной экономики» (+8,3%, до 178,3 млрд руб.), «Международной кооперации и экспорта» (+5,4%, до 52,1 млрд руб.) и «Эффективной транспортной системы» (+3,2%, до 186 млрд руб.).

В нацпроекте «Семья» рост финансирования связан с увеличением на 14% ранее запланированных расходов на федеральный проект «Поддержка семьи», в рамках которого происходит предоставление материнского капитала, ежемесячных детских пособий и ежегодных выплат для многодетных семей.

Снижение планки финансирования, по данным нового законопроекта о федеральном бюджете, в 2026 году ожидает 14 национальных проектов из 20. Наибольшим оно будет у «Средств производства и автоматизации» (-61,4% к уровню 2026 года в прошлом законе о бюджете, до 34,6 млрд руб.). Такому значительному сокращению способствовало, во‑первых, то, что более половины запланированных средств на следующий год в этом нацпроекте являлись резервными, то есть в момент принятия бюджета не были распределены по конкретным федеральным проектам. Во-вторых, в 2026 году на 42‑49% была уменьшена планка финансирования мероприятий по развитию станкоинструментальной промышленности, промышленной робототехники и автоматизации производства, созданию литейного и термического оборудования.

Среди нацпроектов, ожидаемые вложения в которые в 2026 году снизили более чем на 25% по отношению к планам на тот же год в прошлом бюджете, кроме «Средств производства и автоматизации», находятся также «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» (-46,2% к прежним планам на этот год), «Беспилотные авиационные системы» (-40,5%) и «Новые атомные и энергетические технологии» (-29,1%).

В случае с нацпроектами «Средства производства и автоматизации» и «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» снижение запланированных расходов произошло и для 2025 года. На эти нацпроекты, по нашим расчетам, до конца года планируют потратить на 60,5% и 33,5% меньше, чем было утверждено в законе о федеральном бюджете, или 20,6 млрд руб. и 112,8 млрд руб. соответственно (данные Минфина на 1 сентября 2025 года).

В 2027 году федеральные вложения в национальные проекты увеличатся на 2% по сравнению с более ранними планами (до 6,73 трлн руб.), на что опять в значительной степени влияет финансирование национального проекта «Развитие космической деятельности». Без него планка расходов на нацпроекты, согласно новому законопроекту, была бы на 3,1% ниже ранее заявленного для этого года уровня.

Вместе с тем, национальных проектов, которым сократили плановое финансирование в 2027 году, только семь: в антилидерах вновь «Средства производства и автоматизации» (-62,8% к более ранним планам) и «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» (-39%).

Фактически не стали пересматривать план на 2027 год только для одного нацпроекта: «Инфраструктура для жизни».

Повышение вложений коснулось 12 нацпроектов. Наибольший рост планового финансирования в 2027 году зафиксирован у «Развития космической деятельности»: в 33,6 раза по отношению к уровню заложенному на 2027 год в законе о федеральном бюджете, до 336,1 млрд руб. Почти на треть повысят финансирование нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика» (+33,1%, до 135,6 млрд руб.). У остальных десяти национальных проектов увеличение планки финансирования будет более умеренным — в диапазоне от +0,1% до +8,5%.

В целом национальные проекты, сохраняют социальную направленность, в зоне наиболее значительного риска уменьшения вложений находятся отдельные промышленные сферы. Вложения в инфраструктурные сферы имеют разную динамику, но в целом будут сохранять рост, даже если в отдельных отраслях будет наблюдаться временное падение вложений.

Федеральные расходы на отдельные нацпроекты в 2026‑2028 годах
Федеральные расходы на отдельные нацпроекты в 2026‑2028 годах

Источник: данные Минфина, законопроекта о федеральном бюджете на 2026‑2028 годы, закона о федеральном бюджете на 2025‑2027 годы (419‑ФЗ, декабрьская версия), расчеты и анализ Sherpa Group

Строительные возможности национальных проектов

Традиционно к инфраструктурным мы относим два национальных проекта: «Инфраструктура для жизни» и «Эффективная транспортная система». Однако расходы на создание инфраструктуры и смежное с этим строительство присутствуют и в мероприятиях других национальных проектов.

Для того, чтобы оценить их объем, мы учитывали прямые или косвенные (трансферты или субсидии) расходы федерального бюджета на создание или ремонт транспортной, социальной, коммунальной, телекоммуникационной, промышленной и иной инфраструктуры. При этом к иной инфраструктуре мы относили, например, наземные космические и научно-исследовательские объекты, частично проекты по комплексному развитию территорий и улучшению городской среды.

Общий объем ожидаемых федеральных расходов на строительство, ремонт и модернизацию различных видов инфраструктуры в рамках национальных проектов в 2025 году, по нашей оценке, составит более 1,42 трлн руб.

В следующем году он вырастет на 8,5%, до 1,55 трлн руб., а в 2027 и 2028 годах продолжит увеличиваться в среднем на 19% ежегодно и в конце трехлетки приблизится к 2,2 трлн руб. Общий объем «нацпроектных» расходов на инфраструктуру и смежные сферы в 2026‑2028 годах составит 5,6 трлн руб.

В среднем 55% средств нацпроектов, предназначенных на строительство, капитальный ремонт, модернизацию и реновацию объектов, ежегодно приходится на транспортную инфраструктуру. Второй по финансированию в рамках нацпроектов является социальная инфраструктура, к которой мы относим детские сады, школы, кампусы университетов, медицинские учреждения, туристические и культурные объекты и др. На нее в ближайшие три года будет приходиться почти 22% вложений, связанных со строительством, ремонтом и модернизацией.

На оставшиеся виды инфраструктуры — коммунальную, промышленную, телекоммуникационную и иную — придется почти 23% «строительных» федеральных расходов.

Мы не ждем значимого перераспределения этих долей в ближайшие годы. При этом доля транспортной сферы в 2026-м будет минимальной за 2025‑2028 годы из‑за более сдержанных расходов на дорожное строительство.

Федеральные расходы на инфраструктуру в рамках национальных проектов в 2025‑2028 годах
Федеральные расходы на инфраструктуру в рамках национальных проектов в 2025‑2028 годах

Источник: данные Минфина, законопроекта о федеральном бюджете на 2026‑2028 годы, закона о федеральном бюджете на 2025‑2027 годы (419‑ФЗ, декабрьская версия), расчеты и анализ Sherpa Group

Распределение федеральных расходов национальных проектов по видам инфраструктуры в 2025‑2028 годах
Распределение федеральных расходов национальных проектов по видам инфраструктуры в 2025‑2028 годах

Источник: данные Минфина, законопроекта о федеральном бюджете на 2026‑2028 годы, закона о федеральном бюджете на 2025‑2027 годы (419‑ФЗ, декабрьская версия), расчеты и анализ Sherpa Group

Как ВСМ улучшит показатели «Эффективной транспортной системы»

По данным законопроекта о федеральном бюджете на 2026‑й и плановый период 2027‑2028 годов, объем вложений в национальный проект «Эффективная транспортная система», ставший преемником комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, в следующие три года составит 569,9 млрд руб.

Среднегодовой объем вложений через этот нацпроект будет больше, чем собираются перечислить в него в 2025 году: 190 млрд руб. против 134,8 млрд руб. В 2026 году в «Эффективную транспортную систему» направят 186 млрд руб., на 3,2% больше, чем планировалось на этот же период год назад.

Федеральные расходы на национальный проект «Эффективная транспортная система» в 2025‑2028 годах
Федеральные расходы на национальный проект «Эффективная транспортная система» в 2025‑2028 годах

Источник: данные Минфина, законопроекта о федеральном бюджете на 2026‑2028 годы, закона о федеральном бюджете на 2025‑2027 годы (419‑ФЗ, декабрьская версия), расчеты и анализ Sherpa Group

Превышение ранее предусмотренных расходов в следующем году связано с увеличением финансирования федеральных проектов «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей», «Развитие опорной сети морских портов» и «Развитие опорной сети железных дорог».

Объем федеральных расходов на проект по развитию ВСМ в 2026 году увеличили втрое к ранее запланированному уровню для того же года, до 22,9 млрд руб. Мы полагаем, что на это повлиял перенос активного финансирования мероприятий в рамках нацпроекта с 2025‑го на 2026 год. В августе 2025 года планку федеральных расходов на развитие ВСМ через «Эффективную транспортную систему» на текущий год сократили почти в 20 раз, до 811,7 млн руб.

Такой «сдвиг» не должен сказаться на темпах начала строительства магистрали, так как у концессионера есть доступ к заемному финансированию и собственный акционерный капитал. На 2027 год федеральное финансирование «Развития высокоскоростных железнодорожных магистралей» запланировано на том же уровне, как и закладывалось ранее (около 1,8 млрд руб.).

Объем федеральных расходов на «Развитие опорной сети морских портов» в 2026 году ранее предполагался на уровне 5 млн руб., но в новом законопроекте его увеличили в 500 раз, до 2,5 млрд руб. Для сравнения, в 2025 году вместо 5 млн руб. на этот федеральный проект собираются потратить почти 1,2 млрд руб., при этом его бюджетное исполнение на 1 сентября составляло лишь 0,09%.

В свою очередь, в момент принятия прошлогоднего закона о бюджете на «Развитие опорной сети железных дорог» не предусматривались федеральные расходы в 2025 и 2026 годах. По наиболее актуальным данным (в бюджетной росписи и новом законопроекте) такие вложения составят 0,4 млрд руб. и 6,2 млрд руб. соответственно.

Пересмотр федеральных расходов на будущий год не коснулся только одного федерального проекта в составе нацпроекта «Эффективная транспортная система» — «Развитие пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации». На него в 2026 году собираются направить 38,2 млрд руб., как и планировалось год назад. Расходы на этот федпроект на 2027 год также не пересматривали.

Пяти федеральным проектам «Эффективной транспортной системы» уменьшили федеральное финансирование на 2026 год относительно более ранних планов. Диапазон снижения составил от -6,4% («Развитие Большого Северного морского пути», до 59,6 млрд руб.) до -45,9% («Развитие опорной сети внутренних водных путей», до 8,8 млрд руб.).

Для второго проекта такой пересмотр, вероятно, связан с тем, что в 2025 году его финансировали ускоренно: планка финансирования с момента принятия закона о федеральном бюджете и до 1 сентября увеличилась на 44,5%, до 11 млрд руб. Исполнение «Развития опорной сети внутренних водных путей» на ту же дату составило 74,4%, лучше чем у большинства других мероприятий соответствующего нацпроекта. Поэтому сокращение финансирования в следующем году, скорее всего, не несет сильных рисков для его реализации.

Федеральные расходы на федеральные проекты «Эффективной транспортной системы» в 2026‑2028 годах
Федеральные расходы на национальный проект «Эффективная транспортная система» в 2025‑2028 годах

Источник: данные Минфина, законопроекта о федеральном бюджете на 2026‑2028 годы, закона о федеральном бюджете на 2025‑2027 годы (419‑ФЗ, декабрьская версия), расчеты и анализ Sherpa Group

В 2027 году финансирование национального проекта «Эффективная транспортная система», согласно новому законопроекту о федеральном бюджете, планируют увеличить на 0,9% относительно объема, предусмотренного в 419‑ФЗ, до 218,9 млрд руб. У четырех федеральных проектов из девяти финансируемых из бюджета планируемые расходы в новом законопроекте не корректировали.

Больше, чем планировали в прошлогоднем трехлетнем бюджете, в 2027 году хотят направить в федеральные проекты «Развитие опорной сети железных дорог» (+29,1% к планам, составленным год назад, 24,1 млрд руб.), «Развитие опорной сети внутренних водных путей» (+20,7%, 18,8 млрд руб.) и «Цифровая трансформация транспортной отрасли» (+0,3%, 1,7 млрд руб.).

Снижение коснулось планов по федеральному финансированию в 2027 году «Развития опорной сети морских портов» (-36,1%, до 6,2 млрд руб.) и «Развития опорной сети аэродромов» (-4,3%, 70,9 млрд руб.). В первом случае это, на наш взгляд, связано с переносом финансирования на более ранние периоды, а во втором заложен заметный годовой рост (свыше 50%), который перекроет такое снижение.

«Эффективная транспортная система» и годовой рост вложений

Пересмотры планов существенно не изменили динамику финансирования «Эффективной транспортной системы» относительно предыдущих периодов. В 2026 году объем федеральных вложений в «Эффективную транспортную систему» вырастет на 37,9% к уровню нынешнего года, а в 2027‑м — на 17,7% к уровню 2026‑го.

На 2027 год, скорее всего, придется пик финансирования нацпроекта, так как в 2028 году в него планируют направить на 24,6% меньше, чем годом ранее. Наибольшее снижение (-100%) произойдет у «Развития высокоскоростных железнодорожных магистралей», потому что для него федеральное финансирование на 2028 год не предусмотрено, а саму ВСМ уже должны будут запустить в эксплуатацию.

Годовой рост вложений в 2028‑м сохранится у федеральных проектов «Развитие опорной сети морских портов» (+21,3% к 2027 году, до 7,5 млрд руб.), «Развития опорной сети аэродромов» (+20,8%, до 85,7 млрд руб.), а также «Цифровой трансформации транспортной отрасли» (в четыре раза, до 6,6 млрд руб.) и «Развития кадрового потенциала транспортной отрасли» (в 11,3 раза, до 3,6 млрд руб.). В последних двух случаях такое увеличение связано с низкой базой финансирования в предыдущие годы.

Нынешнее распределение средств на нацпроект выглядит достаточно позитивным для транспортной отрасли, так как не предполагает снижения меньше уровня первого года финансирования. Но, как и в случае с комплексным планом 2018‑2024 годов, успешность реализации нацпроекта будет зависеть от многих факторов, в том числе отлаженности работы по заключению контрактов, наличия заинтересованных подрядчиков либо инвесторов и дальнейшей динамики экономической ситуации.

Дороги в «Инфраструктуре для жизни» ждут «ямки» финансирования?

Согласно данным нового законопроекта, федеральные вложения в национальный проект «Инфраструктура для жизни» будут расти все ближайшие три года. При этом в 2026 году рост ожидается минимальным: на 3,1% относительно предыдущего года, до 1,3 трлн руб., что ниже уровня ожидаемой инфляции (4%). В 2027‑м и 2028‑м он может вырасти до 24,9% и 21.4% соответственно.

Всего за 2026‑2028 годы в нацпроект «Инфраструктура для жизни» из федерального бюджета собираются направить почти 4,9 трлн руб., почти 40% этих средств придется на последний год периода.

Росту федеральных вложений не помешает завершение финансирования сразу трех федеральных проектов «Инфраструктуры для жизни»: «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (расходы на него не предусмотрены уже с 2026 года), «Развитие инфраструктуры в населенных пунктах» и «Новый ритм строительства» (на них не заложены расходы в 2028 году). Впрочем, не исключен также вариант, что для части из этих проектов финансирование запланируют позднее.

Федеральные расходы на федеральные проекты «Инфраструктуры для жизни» в 2026‑2028 годах
Федеральные расходы на федеральные проекты «Инфраструктуры для жизни» в 2026‑2028 годах

Источник: данные Минфина, законопроекта о федеральном бюджете на 2026‑2028 годы, закона о федеральном бюджете на 2025‑2027 годы (419‑ФЗ, декабрьская версия), расчеты и анализ Sherpa Group

Увеличение федеральных расходов на нацпроект в 2026 году могло быть более значительным, но в новом законопроекте их подвергли пересмотру. Относительно планов годичной давности для 2026 года, объем вложений в «Инфраструктуру для жизни» сократится на 11%.

Из десяти федеральных проектов нацпроекта, которые планируют финансировать из федерального бюджета в следующем году, пересмотр не затронул только два — «Развитие инфраструктуры в населенных пунктах» и «Формирование комфортной городской среды». Планка расходов на эти федеральные проекты не поменялась в 2025 году и не изменится в 2027‑м.

Самое значительное снижение плановых расходов на 2026 год коснулось «Общесистемных мер развития дорожного хозяйства»: в указанный год на мероприятия этого федерального проекта собираются потратить на 65,6% меньше, чем планировали ранее, или 3 млрд руб. Увеличение плановых вложений будет лишь у одного федерального проекта «Новый ритм строительства», в который планировали направить в 2026 году 82,7 млн руб., но теперь увеличили эту сумму почти в 19 раз, до 1,6 млрд руб.

Снижение федерального финансирования в 2026 году относительно более ранних планов на тот же период затронет также ключевые автодорожные федеральные проекты «Развитие федеральной сети» (-9,2%, до 773,2 млрд руб.) и «Региональная и местная дорожная сеть» (-14%, до 321,8 млрд руб.).

В случае первого федерального проекта это предполагает уменьшение федеральных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог федерального значения в 2026 году относительно более ранних планов на тот же год (-17,3%, до 217,7 млрд руб.), государственной поддержки ГК «Автодор» (-15,6%, до 122,7 млрд руб.) и расходов на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения (-2,4%, до 432,7 млрд руб.).

Для «Региональной и местной дорожной сети» снижение на 14% обусловлено сокращением инвестиций в мероприятия по развитию и приведению в нормативное состояние дорог регионального или межмуниципального, местного значения, которое проводится за счет межбюджетных трансфертов.

Вместе с тем, различие между новыми и прежними планами финансирования автодорожных проектов «Инфраструктуры для жизни» в течение следующего года может сократиться, так как традиционно до автодорожных федеральных проектов к концу года доводят больше средств, чем планировали в начале.

Сокращение ранее запланированных вложений в 2026 году ждет также федеральные проекты «Инфраструктуры для жизни», относящиеся к жилищной и коммунальной сферам. Так, согласно новому законопроекту о федеральном бюджете, в «Жилье» и «Модернизацию коммунальной инфраструктуры» в следующем году должны направить 55,6 млрд руб. и 47,3 млрд руб. соответственно, что на 19,6% и 16,3% меньше, чем предполагалось год назад при верстке бюджета на этот период.

Пересмотр планов по федеральному финансированию федпроектов «Инфраструктуры для жизни» в 2026‑2027 годах
Пересмотр планов по федеральному финансированию федпроектов «Инфраструктуры для жизни» в 2026‑2027 годах

Источник: данные Минфина, законопроекта о федеральном бюджете на 2026‑2028 годы, закона о федеральном бюджете на 2025‑2027 годы (419-ФЗ, декабрьская версия), расчеты и анализ Sherpa Group

Планы по финансированию «Инфраструктуры для жизни» в 2027 году в новом законопроекте пересмотрели в значительно меньшей степени. По объему планируемых федеральных вложений федеральные расходы остались на том же уровне, как и планировалось ранее (1,62 трлн руб.), но внутри нацпроекта произошло перераспределение средств.

Увеличение коснулось федеральных проектов «Новый ритм строительства» (по сравнению с более ранними планами, в 19 раз, как и на 2026 год, до 1,6 млрд руб.) и «Развитие федеральной сети» (+0,2%, до 924,5 млрд руб.). В свою очередь, планку финансирования снизили для четырех федеральных проектов в пределах от -0,3% («Общесистемные меры развития дорожного хозяйства») до -0,9% («Модернизация коммунальной инфраструктуры»). Федеральному проекту «Региональная и местная дорожная сеть» планку вложений для 2027 года снизили на 0,6%, до 407,4 млрд руб.

Пока случившийся пересмотр планов создает риски для финансирования мероприятий «Инфраструктуры для жизни» только в 2026 году. Мы не исключаем, что в следующие месяцы расходы могут пересмотреть в обратную сторону. Однако для строительных компаний этой сферы слабый рост и вероятность спада финансирования на 2026 год — негативный сигнал, следствием которого могут стать сокращение мощностей профильными подрядчиками и даже уход ряда игроков с рынка (на фоне их непростого финансового положения в последние два-три года). В результате замедления и спада по отдельным направлениям, вероятно, будет сложнее мобилизовать ресурсы для запуска крупных проектов в последующие годы.

Региональные дороги в ожидании лучших времен

Пересмотр более ранних планов сказался на динамике федеральных вложений в ключевые автодорожные проекты «Инфраструктуры для жизни» по отношению к каждому предыдущему году.

Так, например, финансирование «Региональной и местной дорожной сети», согласно новому законопроекту, в 2026 году снизится на 9,5% к уровню 2025 года (в прошлогоднем бюджете предполагался рост на 10,8%). Это обусловлено в том числе и более высокими расходами в 2025 году. Затем на 2027 год запланирован рост вложений в эти мероприятия сразу на 26,6% к предыдущему году, а в 2028‑м прирост должен составить лишь 2%. Годом ранее рост расходов предполагался более плавным — примерно на 9‑11% ежегодно.

Для «Развития федеральной сети» сохраняются высокие ежегодные темпы роста вложений, но их самое значительное увеличение сдвинулось на 2028 год (вместо 2027‑го). В 2026 году федеральное финансирование этого проекта должно вырасти на 16,2% к уровню предыдущего года, в 2027‑м — на 19,6%, а в 2028‑м сразу на 33,9% по отношению к 2027 году (до 1,24 трлн руб.). Столь значительный рост, согласно новому законопроекту, планируют обеспечить за счет увеличения финансовой поддержки ГК «Автодор» и повышения расходов на капитальный ремонт, ремонт и содержание федеральных трасс.

На наш взгляд, распределение средств может оказаться более равномерным, но на темпы роста финансирования будут влиять экономическая ситуация и актуальные планы государства в сфере дорожного строительства, пик расходов на которые может прийтись на 2027‑2028 годы.

Динамика финансирования ключевых автодорожных проектов «Инфраструктуры для жизни» в 2025‑2028 годах
Динамика финансирования ключевых автодорожных проектов «Инфраструктуры для жизни» в 2025‑2028 годах

Источник: данные Минфина, законопроекта о федеральном бюджете на 2026‑2028 годы, закона о федеральном бюджете на 2025‑2027 годы (419‑ФЗ, декабрьская версия), расчеты и анализ Sherpa Group

Материал публикуется исключительно в информационных целях, не является профессиональной консультацией, рекламой и офертой, а также не может быть основанием для принятия инвестиционных решений. Приведенные данные, экспертные мнения и прогнозы актуальны на дату публикации и не носят исчерпывающий характер.