17.04.2023

Комплексный план и нацпроекты: итоги финансирования в первом квартале 2023‑го

Почему темпы вложений в комплексный план пока ниже, чем год назад? Какие нацпроекты стали новыми лидерами по бюджетному исполнению? Для каких федеральных проектов государство существенно пересмотрело планы?

Digest_dt
Digest_mob

Бюджетное исполнение комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры по итогам первого квартала 2023 года достигло 20,7% (33,2 млрд руб.), что на 5,3 п. п. меньше, чем год назад. Несмотря на снижение нынешний уровень вложений можно считать высоким, так как на финансирование в первом квартале прошлого года влияла сильная неопределенность в экономике и желание властей ускоренно довести средства до проектов. В более спокойные аналогичные периоды 2019‑2021 годов исполнение комплексного плана находилось в диапазоне 5‑12%.

Лидером по бюджетному исполнению среди федеральных проектов комплексного плана в первом квартале 2023‑го стало «Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа — Западный Китай» с 33,9% освоенных средств (14,9 млрд руб.). Самый низкий уровень зафиксирован у проекта по развитию железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна — 1,5% (139 млн руб.). У остальных четырех федеральных проектов исполнение находилось в диапазоне 14,5‑20,1% и оказалось более близким друг к другу, чем год назад.

Планируемые вложения в комплексный план в 2023 году составят 160 млрд руб. и будут на исторически низком уровне, что связано с завершением вложений в создание автодорог транспортного коридора Европа — Западный Китай (ЕЗК). Вместе с тем, этот объем выше почти на 31 млрд руб., чем был в первоначальном варианте законопроекта о федеральном бюджете на 2023 и 2024‑2025 годы. Основную часть дополнительных средств — 30 млрд руб. — направят на строительство ЕЗК, а еще около 1,3 млрд руб. — на развитие морских портов.

Бюджетное исполнение национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) в первом квартале 2023 года составило 12,1%, что на 1,5 п. п. меньше, чем год назад. Но из‑за разных плановых расходов в нацпроект перечислили почти на треть (31,4%) больше, чем за аналогичный период прошлого года — 57,3 млрд руб. Лидером по бюджетному исполнению и объему освоенных средств стал федеральный проект «Дорожная сеть» с 15% и 29,8 млрд руб. соответственно. Наименьшее бюджетное исполнение оказалось у «Развития общественного транспорта» — 0,7% (0,3 млрд руб.). Как и в случае с комплексным планом, федпроекты БКД по уровню исполнения были ближе друг к другу, чем в первом квартале 2022‑го.

Объем планируемых вложений в БКД за последние полгода увеличили: вместо фигурировавших в законопроекте о федеральном бюджете 397,5 млрд руб. в нацпроект в 2023 году планируют направить почти на 19% больше — 471,5 млрд руб. В основном дополнительные средства уйдут в федеральные проекты «Развитие федеральной магистральной сети» (рост на 21,8%, до 212,6 млрд руб.) «Дорожная сеть» (рост на 17,2%, до 198,3 млрд руб.) и «Развитие общественного транспорта» (рост на 24,1%, до 46,4 млрд руб.). При этом сразу на 26,7%, до 6,3 млрд руб., «урезали» финансирование проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», скорее всего, из‑за того, что некоторые целевые показатели в нем уже достигнуты.

До нацпроектов в первом квартале 2023 года довели почти 600,6 млрд руб., или 20,1% от запланированных в течение года расходов, что на 4,7 п. п. меньше, чем год назад и тоже связано с аномальным ростом федеральных вложений в конце первого квартала 2022‑го. В 2019‑2021 бюджетное исполнение нацпроектов в первом квартале обычно находилось в диапазоне 12‑17%. Самый высокие темпы вложений в январе — марте 2023‑го были у национального проекта «Культура»: 51,5% (28 млрд руб.) от запланированных в течение года, благодаря ускоренному финансированию мероприятий по улучшению технологичности этой сферы. Самый низкий уровень бюджетного исполнения зафиксирован у нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» — 0,6% (0,3 млрд руб.), что, вероятно, связано с упразднением профильного агентства (Ростуризм).

Объем планируемого на 2023 год финансирования всех нацпроектов с октября (момента публикации законопроекта о бюджете на ближайшие три года) вырос на 4%, до 2,98 трлн руб., то есть дополнительно на мероприятия майского указа хотят направить 115,4 млрд руб. Среди наиболее выигравших от пересмотра инфраструктурные национальные проекты — комплексный план и БКД, чьи планки подняли на 23,7% и 18,6% соответственно (до 160 млрд руб. и 471,5 млрд руб.). У девяти нацпроектов с общей суммой федеральных вложений в 2023‑м 1,96 трлн руб. рост расходов будет в пределах от 0,3% до 6,2%. Трем национальным проектам финансирование сократили: «Производительности труда» (лишь на 0,1%, до 5,1 млрд руб.), «Образованию» (на 2,4%, до 223,3 млрд руб.) и «Жилью и городской среде» (на 10%, до 160,7 млрд руб.).

Для 21 федерального проекта (составные части нацпроектов) из финансируемых в этом году 73‑х объемы вложений за последние полгода не пересматривали. До конца 2023‑го в эти проекты направят 205,3 млрд руб. Среди остальных федпроектов наиболее сильный пересмотр задел строительство транспортного коридора Европа — Западный Китай (рост более чем втрое, до 44,1 млрд руб.; комплексный план), «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» (рост на 65,5%, до 8,3 млрд руб.; нацпроект «Международная кооперация и экспорт») и «Развитие общественного транспорта» (рост на 24,1%, до 46,4 млрд руб.; нацпроект «Безопасные качественные дороги»). Существенно сократили расходы на «Молодых профессионалов» (снизили в 112 раз, до 70 млн руб.; нацпроект «Образование»), «Социальные лифты для каждого» (уменьшение на 63,5%, до 4,2 млрд руб.; нацпроект «Образование») и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» (на 26,7%, до 6,3 млрд руб.; нацпроект «Безопасные качественные дороги»). На наш взгляд, такие пересмотры позитивны для создания инфраструктуры и решения экспортных проблем, но негативны для будущего развития человеческого капитала.

Комплексный план стал компактнее

По данным Минфина, в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в первом квартале 2023 года поступило 33,2 млрд руб. федеральных средств, а его бюджетное исполнение составило 20,7%.

Для сравнения, в первом квартале прошлого года бюджетное исполнение комплексного плана достигло 26%, при этом объем вложений был почти в 2,4 раза больше (79,2 млрд руб.). Тогда такое исполнение стало рекордным и даже аномальным, поскольку в 2019‑2021 годах по итогам января — марта для комплексного плана оно находилось в диапазоне 5‑12%.

Федеральные вложения в комплексный план и его исполнение в 2021‑2023 годах
График

Источник: данные единого портала бюджетной системы России, Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

В первом квартале 2022 года высокий уровень освоения средств был достигнут за счет опережающих вложений в два федеральных проекта «Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа — Западный Китай» и «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного басcейна». Если первый год назад был исполнен на 36,9%, то второй к началу апреля — уже полностью.

Лидером по бюджетному исполнению в первом квартале 2023 года стал проект по строительству автодорог для транспортного коридора Европа — Западный Китай — 33,9% (14,9 млрд руб.). А наиболее отстающим — проект по развитию железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна — 1,5% (139 млн руб.). Впрочем, год назад этот федеральный проект тоже был на одном из последних мест, но уже в апреле его исполнение подскочило до 73,9%.

Бюджетное исполнение остальных федеральных проектов находится на близком друг к другу уровне от 14,5% до 20,1%, что свидетельствует об относительно плавном и равномерном поступлении средств в них. В предыдущие годы разброс значений был существеннее.

Исполнение федеральных проектов комплексного плана в первом квартале 2023 года
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

С учетом того, что вложения 2023 года приходятся на границу электорального цикла, вряд ли они будут сильно снижаться, особенно в приоритетных для государства сферах (автомобильных и железных дорог). Впрочем, остальным федеральным проектам комплексного плана при сохранении относительной экономической стабильности серьезный пересмотр также не угрожает, поскольку плановые объемы уже включают кризисную «корректировку».

Комплексному плану добавили на дорогу

Объем федеральных средств, который должен поступить в комплексный план до конца года, составляет сейчас 160 млрд руб. С одной стороны, это на 48% меньше, чем плановый объем на прошлый год (305,3 млрд руб.) и в целом меньше вложений в предыдущие годы, а с другой почти на четверть (24%) больше, чем планировалось в законопроекте о федеральном бюджете на 2023‑2025 годы при внесении его в Госдуму полгода назад (129 млрд руб.).

В частности, власти пересмотрели финансирование федерального проекта по строительству автодорог транспортного коридора Европа — Западный Китай. На него запланировали потратить в 2023 году ровно на 30 млрд руб. больше, чем раньше — 44,1 млрд руб. На 1,3 млрд руб. больше планируют вложить в «Развитие морских портов» (всего около 15 млрд руб.), на 68 млн руб. — в «Развитие Северного морского пути» (43,6 млрд руб.) и 8,3 млн руб. дополнительно направят на «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна» (9,1 млрд руб.).

Не изменилось распределение средств для федерального проекта «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного басcейна». На 0,7 млрд руб. уменьшили планы по вложению в «Развитие региональных аэропортов» (35,7 млрд руб.), но для последних это вряд ли будет критичным изменением.

БКД едут по накатанной

Бюджетное исполнение национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) по итогам первого квартала 2023 года, согласно данным Минфина, достигло 12,1%. Из федерального бюджета до нацпроекта довели 57,3 млрд руб.

Год назад в первом квартале 2022‑го исполнение БКД было несколько выше на 1,5 п. п. (13,6%), но из‑за более низкой планки расходов тогда в него перечислили на 31,4% меньше (43,6 млрд руб.).

Федеральные вложения в «Безопасные качественные дороги» и их исполнение в 2021‑2023 годах
График

Источник: данные единого портала бюджетной системы России, Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Лидером по бюджетному исполнению и объему освоенных средств среди федеральных проектов БКД в первом квартале 2023 года стала «Дорожная сеть», в которую поступило 15% от общего объема вложений на этот год или 29,8 млрд руб. Самый крупный федеральный проект БКД — «Развитие федеральной магистральной сети» — исполнили на 12,5%, до него довели 26,6 млрд руб.

Наименьшее бюджетное исполнение было зафиксировано в начале 2023 года для федерального проекта «Развитие общественного транспорта» — 0,7%. На него выделили лишь 331 млн руб. Также низкий уровень освоения средств в первом квартале — 1% — был у федерального проекта «Безопасность дорожного движения», в который пришло 69 млн руб.

Исполнение федеральных проектов «Безопасных качественных дорог» в первом квартале 2023 года
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Для обоих проектов такое отставание уже традиционно, но по разным причинам. В случае с общественным транспортом, на наш взгляд, могут быть еще не готовы проекты, которые должны быть профинансированы из федерального бюджета, а в «Безопасности дорожного движения» расходы в начале года обычно проводят медленнее, чем в его конце, что может быть связано с фактором сезонности.

Год назад, по итогам первого квартала 2022 года, бюджетное исполнение федеральных проектов БКД было менее «однородным». Безусловным лидером было «Развитие федеральной магистральной сети» с 18,7% (35,6 млрд руб.), а «Дорожная сеть» отставала с 7,1% (7,8 млрд руб.). У всех остальных федеральных проектов БКД исполнение было ниже 1%, причем, в федеральный проект по развитию общественного транспорта на тот момент средств вообще не поступило.

По нашему мнению, некоторое выравнивание уровня исполнения и преобладание расходов на наиболее инфраструктурные федеральные проекты БКД говорит о позитивных тенденциях в финансировании нацпроекта. Однако вызовом для него в 2023 году будет организация регулярного и бесперебойного финансирования инициатив в общественном транспорте.

Подробнее о том, сколько вложили в «Безопасные качественные дороги», комплексный план и другие проекты в рамках майского указа в прошлом году, можно прочитать в аналитическом обзоре Sherpa Group «Национальные проекты: итоги 2022 года».

Дополнительные средства для сетей и общественного транспорта

Объем вложений в БКД в 2023 году должен составить 471,5 млрд руб. Это больше, чем уровень планировавшихся расходов на нацпроект год назад (332,7 млрд руб.), но на 3,9% меньше, чем в итоге довели до него к концу 2022 года (490,4 млрд руб.).

Как и в случае с комплексным планом, объем ожидаемых вложений в БКД в 2023‑м за последние полгода увеличили. В начале октября в пояснительной записке к законопроекту о федеральном бюджете на 2023 год указывалась сумма 397,5 млрд руб., то есть почти на 19% ниже нынешнего уровня плановых вложений.

Основную выгоду от дополнительного финансирования могут получить федеральные проекты «Развитие федеральной магистральной сети» (дополнительно запланированы 38 млрд руб., ожидаемые расходы достигнут 212,6 млрд руб.), «Дорожная сеть» (добавили 29,2 млрд руб., до 198,3 млрд руб.) и «Развитие общественного транспорта» (добавили почти 9 млрд руб., до 46,4 млрд руб.). Относительное увеличение планируемого финансирования для этих проектов составило 21,8%, 17,2% и 24,1% соответственно.

Лишь на 1% (или 70,7 тыс. руб.) увеличили планку вложений в 2023 году для федерального проекта «Безопасность дорожного движения» (7,1 млрд руб.). В то же время финансирование федпроекта «Автомобильные дороги Минобороны России» (850 млн руб.) пересматривать не стали.

При этом на 26,7% «урезали» план по объему вложений в 2023 году для проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»: теперь в него государство намерено направить около 6,3 млрд руб., или на 2,2 млрд руб. меньше, чем планировалось в переданном в Госдуму законопроекте.

Культура вырвалась вперед

Общий объем федеральных средств, доведенных до нацпроектов в первом квартале 2023 года, согласно данным Минфина, составил почти 600,6 млрд руб. Это 20,1% от запланированных в течение года расходов.

Минфин традиционно не приводит данные по национальному проекту «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ на период до 2024 года». Ранее эту информацию можно было найти на едином портале электронного бюджета, но из‑за ограничения доступа к ней с весны прошлого года это не всегда возможно. В этом исследовании данных по атомному нацпроекту также не приводится, но мы полагаем, что приведенная статистика отражает тренды по нацпроектам в целом.

Для сравнения, в первом квартале 2022 года до национальных проектов довели 711,6 млрд руб., а уровень бюджетного исполнения достиг 24,8%. Всплеск финансирования год назад относительно предыдущих лет был связан со стремлением властей в условиях нового кризиса ускорить вложения в мероприятия майского указа (в том числе в инфраструктурные).

Федеральные вложения в национальные проекты и их исполнение в 2021‑2023 годах
График

Источник: данные единого портала бюджетной системы России, Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Вложения в начале 2023 года проходили в более «расслабленных» для заказчиков и исполнителей условиях, а потому они не достигли рекордного уровня, как год назад. При этом темпы финансирования в 2023‑м тоже можно считать ускоренными, поскольку в первом квартале 2019‑2021 годов бюджетное исполнение национальных проектов находилось в диапазоне 12‑17%.

Самый высокий уровень бюджетного освоения по итогам первого квартала 2023 года оказался у национального проекта «Культура»: 51,5%. До него довели почти 28 млрд руб. Рост был связан в основном с реализацией федерального проекта «Цифровая культура», исполнение которого за три месяца достигло 99,3%, а всего в него было перечислено 21,5 млрд руб. Этот проект связан с повышением технологичности культурной сферы: созданием виртуальных концертных залов, аудиогидов для выставок, запуском онлайн-трансляций, оцифровкой книжных памятников и материалов Госфильмофонда.

Также в тройку лидеров по исполнению попали «Наука и университеты» (44,8%; 65,1 млрд руб.) и «Производительность труда» (32,8%; 1,7 млрд руб.). У последних двух схожие высокие результаты исполнения были и в первом квартале 2022 года (40,9% и 33,2%).

Исполнение национальных проектов в первом квартале 2023 года
График

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Лидером в первом квартале прошлого года был нацпроект «Здравоохранение» (44,8%), от которого совсем немного отставало «Жилье и городская среда» (42,9%).

Самый низкий уровень бюджетного исполнения в январе — марте 2023 года оказался у «Туризма и индустрии гостеприимства», в который поступило лишь 0,6% запланированных на год федеральных средств, или около 305 млн руб. Ранее он не находился среди отстающих — год назад за аналогичный период в этот нацпроект поступила почти треть годовых вложений (32,8%). Возможно, столь резкое ухудшение показателя связано с упразднением в прошлом году Федерального агентства по туризму (Ростуризм), которое активно участвовало в реализации мероприятий нацпроекта.

На относительно низком уровне бюджетного исполнения по итогам первого квартала 2023 года оказались национальные проекты «Международная кооперация и экспорт» (8,5%; 11 млрд руб.) и «Жилье и городская среда» (11%; 17,8 млрд руб.). Если освоение средств у первого нацпроекта и год назад было примерно на том же уровне, то снижение у второго связано с менее активной реализацией федерального проекта по устойчивому сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. Так, в течение первых трех месяцев 2022 года этот федпроект исполнили на 100%, а за тот же период 2023‑го — только на 11,1%.

Федеральные проекты между «все уже сделали» и «еще не начинали»

В отличие от первого квартала прошлого года, федеральных проектов (составных частей нацпроектов) со 100%-ным исполнением в январе — марте 2023‑го не было. Год назад таких было два, в них перечислили суммарно 71,3 млрд руб.

Лидером по исполнению в первом квартале нынешнего года стал уже упомянутый федеральный проект «Цифровая культура» (99,3%; 21,5 млрд руб.; входит в нацпроект «Культура»). Уровня освоения средств более 50% достигли еще три федпроекта: «Интеграция» (72,9%; 29,2 млрд руб.; нацпроект «Наука и университеты»), «Инфраструктура для обращения с отходами I‑II классов опасности» (72,1%; 5,9 млрд руб.; нацпроект «Экология»), «Информационная инфраструктура» (58,9%; 7 млрд руб.; нацпроект «Цифровая экономика Российской Федерации»).

В двух федеральных проектах перечисления средств в первом квартале 2023 года не происходило. Это «Совершенствование управления в сфере туризма» (планируемый объем федеральных вложений 1,5 млрд руб.; нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства») и «Кадры для цифровой экономики» (4 млрд руб.; нацпроект «Цифровая экономика Российской Федерации»). В тот же период прошлого года «нулевое» исполнение показывали сразу пять федеральных проектов с общим объемом планируемых вложений 36,8 млрд руб.

На наш взгляд, уменьшение количества проектов, в которые в первом квартале еще не начинали вкладывать, говорит о более четком планировании и налаживании финансирования мероприятий майского указа в целом, а, следовательно, о повышении шансов на их реализацию.

Нацпроектам добавили расходов

По сравнению с планами полугодовой давности, когда законопроект о федеральном бюджете был направлен в Государственную Думу, планируемые в 2023 году вложения в национальные проекты (без учета «атомного») увеличили на 4%, до 2,98 трлн руб. Общий объем дополнительных расходов на нацпроекты к апрелю 2023 года относительно начала октября, таким образом, составил 115,4 млрд руб.

Наибольший рост планируемых расходов произошел у уже упоминавшихся двух инфраструктурных нацпроектов — комплексного плана и «Безопасных качественных дорог» — на 23,7% и 18,6% соответственно (до 160 млрд руб. и 471,5 млрд руб.).

Рост планируемых расходов более чем на 5% был зафиксирован еще у двух нацпроектов: «Цифровой экономики» (на 6,2%, до 137,3 млрд руб.) за счет увеличения трат на развитие кадрового потенциала IT-сферы и «Малого и среднего предпринимательства» (на 5,2%, до 83,6 млрд руб.) за счет повышения вложений в мероприятия по акселерации (ускоренной поддержке) субъектов МСП.

У семи нацпроектов с общей суммой планируемых вложений 1,74 трлн руб. дополнительное финансирование составило от 0,3% до 3,5%.

Как изменились планы властей по вложениям в национальные проекты за полгода
График

Источник: данные Минфина, законопроекта о федеральном бюджете на 2023‑2025 годы, расчеты и анализ Sherpa Group

Сокращение планируемых вложений коснулось трех национальных проектов: «Производительности труда» (уменьшение было незначительным — лишь на 0,1%, до 5,1 млрд руб.), «Образования» (на 2,4%, до 223,3 млрд руб.) и «Жилья и городской среды» (на 10%, до 160,7 млрд руб.).

В «Образовании», по нашим данным, значительно снизили расходы на мероприятия федеральных проектов по повышению конкурентоспособности профессионального образования и «Социальные лифты для каждого». В свою очередь, в «Жилье и городской среде» уменьшили вложения в федпроект по сокращению непригодного для проживания жилья.

С точки зрения расходов на федеральные проекты, наиболее сильно пересмотрели за минувшие полгода планируемые вложения в «Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа — Западный Китай» (рост более чем втрое, до 44,1 млрд руб.; комплексный план), «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» (рост на 65,5%, до 8,3 млрд руб.; нацпроект «Международная кооперация и экспорт») и «Развитие общественного транспорта» (рост на 24,1%, до 46,4 млрд руб.; нацпроект «Безопасные качественные дороги»).

В то же время существенно сократили расходы на федеральные проекты «Молодые профессионалы» (снизили в 112 раз, до 70 млн руб.; нацпроект «Образование»), «Социальные лифты для каждого» (уменьшение на 63,5%, до 4,2 млрд руб.; нацпроект «Образование») и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» (на 26,7%, до 6,3 млрд руб.; нацпроект «Безопасные качественные дороги»).

Для 21 федерального проекта из финансируемых в этом году 73‑х объемы вложений за последние полгода не пересматривали. До конца года в эти проекты направят 205,3 млрд руб.

Мы полагаем, что увеличение планируемых расходов на инфраструктуру позитивно отразится на экономике в ближайшие годы. Но продолжительное сокращение расходов, направленных на развитие человеческого капитала, может создать серьезные риски для развития и конкурентоспособности государства в долгосрочной перспективе.

Материал публикуется исключительно в информационных целях, не является профессиональной консультацией, рекламой и офертой, а также не может быть основанием для принятия инвестиционных решений. Приведенные данные, экспертные мнения и прогнозы актуальны на дату публикации и не носят исчерпывающий характер.

Обзор в СМИ

17.04.2023

Коммерсантъ

Деньги сбились с дороги