18.10.2023
Комплексный план и нацпроекты в третьем квартале 2023 года
Почему финансирование комплексного плана осенью 2023 года внезапно увеличили? Достигнут ли «Безопасные качественные дороги» прошлогоднего объема вложений? Какой нацпроект наиболее сильно задели очередные пересмотры расходов?
Бюджетное исполнение комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры по итогам трех кварталов 2023 года составило 57,5%, до него довели 109,1 млрд руб. Сравнительно невысокий уровень бюджетного исполнения (год назад он был более 80%) связан с тем, что к октябрю власти решили возобновить финансирование федерального проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (27,3 млрд руб.), расходы на который в бюджете на 2023 год изначально отсутствовали. После такого решения общий объем ожидаемых федеральных вложений в комплексный план вырос на 17%, по сравнению с более ранними планами, до 189,6 млрд руб. Впрочем, даже новая сумма почти в 2,5 раза меньше, чем расходы на этот нацпроект в 2022‑м.
Между другими федеральными проектами комплексного плана тоже произошел пересмотр планируемых до конца года расходов: наиболее эффективным повысили планку вложений, а самым «проблемным» — ее опустили. К первым в 2023 году относятся «Развитие региональных аэропортов» (рост на 10,1%, до 43 млрд руб.) и «Развитие Северного морского пути» (увеличение на 3,4%, до 44,4 млрд руб.). Их исполнение за три квартала составило 67,5% и 57,5% соответственно. В круг наиболее «проблемных» в этом году попали «Развитие морских портов» (снижение планируемых расходов на 10,9%, до 12,9 млрд руб.) и «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово — Черноморского бассейна» (на 39,7%, до 5,5 млрд руб.), исполнение которых к октябрю было на крайне низких уровнях: 24,8% и 2,8%.
Национальный проект «Безопасные качественные дороги» по итогам трех кварталов 2023 года вновь установил рекорд бюджетного исполнения: 72,9%, или на 1,3 п. п. больше, чем год назад. Всего в нацпроект направили 332,3 млрд руб., что на 17,2% выше, чем было вложено к октябрю 2022 года. Пока по планируемым расходам БКД ожидает небольшая «просадка» вложений перед дальнейшим ростом в следующие три года: в 2023‑м до нацпроекта планируют довести 455,9 млрд руб. против фактических трат в 490,4 млрд руб. в 2022‑м. Но в предыдущие два года для БКД в четвертом квартале, как правило, увеличивали планку финансирования еще на 11‑25%. Если подобный подход сохранят и в этом году, то «просадка» сгладится или вообще исчезнет.
Наиболее высокие уровни бюджетного исполнения в рамках БКД по итогам трех кварталов 2023 года были у федеральных проектов «Региональная и местная дорожная сеть» (82,2%; 159,9 млрд руб.) и «Автомобильные дороги Минобороны России» (80,9%; 687 млн руб.). Самый низкий уровень бюджетного исполнения оказался у «Безопасности дорожного движения» (15,8%, или 1 млрд руб.). Ей же в третьем квартале наиболее существенно среди проектов БКД сократили планируемые до конца года вложения (на 4,4%, до 6,7 млрд руб.) и не исключено что будут сокращать и дальше. Самый заметный рост ожидаемых расходов был у «Развития федеральной магистральной сети» (на 2,2%, до 206,7 млрд руб.).
До 14 национальных проектов за три квартала 2023 года довели почти 1,99 трлн руб., а их общее бюджетное исполнение достигло 68,8%, всего на 0,3 п. п. меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Самый высокий уровень бюджетного исполнения зафиксирован у нацпроекта «Наука и университеты» (81,5%; 119 млрд руб.), безусловного лидера по этому показателю и в предыдущие кварталы. Самый низкий уровень наблюдался вновь у «Туризма и индустрии гостеприимства» (47,2%; 25,8 млрд руб.) из‑за медленного освоения средств на мероприятия по повышению доступности туристических продуктов и совершенствованию управления в сфере туризма.
Без учета федеральных расходов на национальный проект «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ на период до 2024 года», данные по которому Минфин традиционно не приводит.
Планируемый объем федеральных расходов на нацпроекты до конца 2023 года сократили в третьем квартале на 3,1% относительно более ранних планов, до 2,9 трлн руб. Если наиболее выигравшим от пересмотра стал комплексный план (рост на 17%, до 189,6 млрд руб.), то наиболее пострадавшим оказался крупнейший нацпроект «Демография» (сокращение на 14,8%, по сравнению с концом второго квартала, до 786,1 млрд руб.), которому урезали средства на поддержку семей при рождении детей и содействие занятости. Самыми нестабильными пока остаются планы в отношении финансирования «Цифровой экономики». Бюджетное исполнение этого нацпроекта заметно выше, чем год назад, но во втором квартале ему опустили планку вложений на 5,3%, а в третьем, наоборот, подняли на 4,3% (до 135,6 млрд руб).
Подход к финансированию национальных проектов в четвертом квартале 2023 года, скорее всего, будет близок к подходу предыдущих лет и к тому, по которому пересматривали финансирования комплексного плана. Сокращать финансирование будут наименее эффективным проектам, чтобы за счет этого повысить уровень их бюджетного исполнения, а высвобожденные средства пойдут на более эффективные направления и актуальные цели. Недавняя идея Минэкономразвития о запрете пересматривать в конце года планы и показатели госпрограмм и нацпроектов все еще не принята.
Комплексный план: «прощальное» увеличение
В третьем квартале 2023 года бюджетное исполнение комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, согласно данным Минфина, составило 57,5%. До мероприятий плана довели около 109,1 млрд руб. Для сравнения, год назад исполнение было рекордным и составило 80,5%.
К более низкому уровню исполнения привело необычное для инфраструктурных нацпроектов событие: в сентябре власти решили не просто добавить финансирование, а возобновить один из федеральных проектов, для которого в утвержденном бюджете на 2023‑2025 годы не предусматривались расходы.
Таким федеральным проектом стало «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла», на который до конца года предусмотрено выделить почти 27,3 млрд руб. Пока его бюджетное исполнение равно 0% и является минимальным среди всех федеральных проектов комплексного плана. Но в прошлом году «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» стало рекордсменом по скорости освоения средств. Федпроект был исполнен уже в марте, поскольку средства ушли в уставный капитал РЖД.
Возобновление финансирования этого федерального проекта произошло почти одновременно с внесением в Госдуму законопроекта о новом бюджете на следующие три года, где расходы на мероприятия связанные с Центральным транспортным узлом, ожидаются теперь и в 2024‑м, и в 2025 году (2 млрд руб. и 4,5 млрд руб. соответственно).
Общие ожидаемые расходы на комплексный план до конца 2023 года выросли на 17% от более ранних планов, действительных на 1 июля. Теперь на его мероприятия хотят потратить 189,6 млрд руб. Но эта сумма будет почти в 2,5 раза меньше, чем доведенная по итогам 2022 года (465,3 млрд руб.).
Если бы увеличения финансирования к началу четвертого квартала не произошло, то исполнение комплексного плана оказалось бы к октябрю 2023‑го на уровне 67,3% — близком к среднему значению для нацпроектов в целом.
Впрочем, помимо увеличения расходов на один из федеральных проектов, состоялось также перераспределение средств между остальными входящими в комплексный план: менее эффективным урезали расходы до конца 2023 года (благодаря этому ими будет достигнут высокий уровень бюджетного исполнения даже при низком фактическом финансировании), а более эффективным — средства, наоборот, добавили.
Так почти 10,9% средств «сняли» с проекта «Развитие морских портов»: до них теперь должно дойти в 2023 году 12,9 млрд руб. против ожидавшихся 14,5 млрд руб. Даже с учетом снижения планки за девять месяцев в этот федеральный проект поступило лишь 24,8% от запланированных средств, или 3,2 млрд руб.
Наиболее отстающим по бюджетному исполнению в предыдущие кварталы был проект «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово — Черноморского бассейна». Так, по итогам первого полугодия 2023 года туда направили 1,6% предусмотренных средств, или всего 140,8 млн руб., а в третьем квартале довели еще 11,8 млн руб. Планируемые вложения в этот федеральный проект в третьем квартале решили урезать на 39,7%, до 5,5 млрд руб., но его исполнение по‑прежнему оставалось одним из самых низких (2,8%). Мы не исключаем, что в четвертом квартале «снятие» средств с этого проекта продолжится.
Стабильными оставались планы в отношении федерального проекта «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна», на который как и кварталом ранее планируют потратить 12,5 млрд руб. В предыдущие годы он, наоборот, был одним из самых отстающих. Не меняли планку и для «Строительства автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа — Западный Китай», который был выполнен на 100% еще в первом полугодии.
От пересмотра планируемых расходов к концу третьего квартала 2023 года выиграли федеральные проекты «Развитие Северного морского пути», которому добавили 1,4 млрд руб., или 3,4% средств, до 44,4 млрд руб., и «Развитие региональных аэропортов», вложения в них до конца года вырастут на 10,1%, или на 3,9 млрд руб., до 43 млрд руб. Бюджетное исполнение обоих федеральных проектов за девять месяцев было неплохим: 57,5% и 67,5% соответственно (25,5 млрд руб. и 29 млрд руб.). Впрочем, по сравнению с ситуацией год назад, исполнение СМП ухудшилось на 15,1 п. п., а для «Развития региональных аэропортов улучшилось на 24,6 п. п.
Произошедший между проектами комплексного плана пересмотр близок по логике к тенденциям, заложенным в законопроекте о федеральном бюджете на 2024‑2026 годы. В ближайшую трехлетку комплексный план будет становиться все компактнее и «избавляться» от мероприятий, вложения в которые шли с трудом: количество финансируемых федеральных проектов уменьшится с семи до четырех в 2024 году, до двух — в 2025‑м и до одного — в 2026‑м.
На наш взгляд, в течение четвертого квартала 2023 года возможен ситуативный пересмотр дальнейших расходов для комплексного плана, но вероятность того, что будут заметно уменьшать финансирование успешных проектов, низка. В свою очередь, будет расти риск дальнейшего сокращения финансирования для федеральных проектов по развитию морских портов и железнодорожных подходов к портам Азово — Черноморского бассейна. Снижение планки расходов поможет отстающим проектам достичь высоких уровней бюджетного исполнения по итогам года.
Подробнее о том, как в 2024‑2026 годах планируют финансировать комплексный план и другие нацпроекты, читайте в аналитическом обзоре «Нацпроекты и бюджет: сколько дойдет до инфраструктуры в ближайшие три года».
БКД продолжили бить рекорды
В отличие от комплексного плана, финансирование «Безопасных качественных дорог» (БКД) происходит относительно равномерно и опережающими, по сравнению с прошлогодними результатами, темпами. Как и по итогам первого полугодия, за три квартала этот нацпроект вновь достиг рекордного для себя уровня бюджетного исполнения: 72,9%, что на 1,3 п. п. выше, чем было к октябрю 2022‑го.
За это время в него поступило 332,3 млрд руб., почти на 17,2% больше, чем год назад. В первом полугодии такое превышение составляло 36,4%, разрыв постепенно сокращается, а в четвертом квартале может совсем исчезнуть, поскольку по итогам года в БКД планируют направить 455,9 млрд руб. против 490,4 млрд руб. в 2022‑м. Но если снижение расходов по отношению к прошлому году состоится, то оно будет, во‑первых, ожидаемым, а во‑вторых, судя по планам властей, однократным, потому что в 2024 году на этот нацпроект планируют предусмотреть 606,5 млрд руб., а в 2025 и 2026 годах — 684,7 млрд руб. и 769,8 млрд руб. соответственно.
Не исключено, что в последний квартал власти могут добавить БКД средства свыше запланированного объема и снижение по отношению к 2022‑му будет ликвидировано. Например, в четвертом квартале прошлого года планку финансирования «Безопасных качественных дорог» подняли на четверть, а еще за год до этого — на 11%. Для того, чтобы превзойти уровень вложений 2022 года, нынешний объем ожидаемых расходов (455,9 млрд руб.) должен вырасти как минимум на 7,6%.
По сравнению с концом второго квартала планируемые в 2023 году расходы на БКД к октябрю умеренно увеличили: на 0,9%, или на 4 млрд руб.
Результатом добавления и внутреннего перераспределения средств стал рост на 4,3 млрд руб. финансирования федерального проекта «Развитие федеральной магистральной сети» (до 206,7 млрд руб., в относительном выражении он составил 2,2%). Еще двум федеральным проектам — «Общесистемным мерам развития дорожного хозяйства» и «Развитию общественного транспорта» — планируемое финансирование увеличили на 0,5% и 0,4% соответственно, до 6,3 млрд руб. и 40,9 млрд руб.
Уменьшение вложений коснулось двух проектов: незначительно (на 0,2%, до 194,4 млрд руб.) снизили ожидаемое финансирование «Региональной и местной дорожной сети» и на 4,4% сократили планируемые вложения «Безопасности дорожного движения» (до 6,7 млрд руб.). Последняя является также самым отстающим по бюджетному исполнению федеральным проектом в составе БКД: за три квартала в нее поступило лишь 15,8% средств, или 1 млрд руб. Год назад ситуация была чуть лучше (23,2% и тоже 1 млрд руб), но проект также показывал самый низкий результат по освоению бюджетных средств среди остальных.
Наиболее высокие уровни бюджетного исполнения в рамках БКД достигнуты по итогам трех кварталов 2023 года «Региональной и местной дорожной сетью» (82,2%, 159,9 млрд руб.) и «Автомобильными дорогами Минобороны России» (80,9%; 687 млн руб.). Исполнение самого крупного федерального проекта в составе БКД «Развитие федеральной магистральной сети» (72,6%; 150 млрд руб.) было близко к среднему значению по всему нацпроекту (72,9%).
Бюджетное исполнение «Общесистемных мер развития дорожного хозяйства» (48,5%; 3,1 млрд руб.) и «Развития общественного транспорта» (43,1%; 17,6 млрд руб.) было к октябрю 2023‑го ниже 50%, впрочем, этот результат для обоих федеральных проектов оказался лучше, чем год назад. Тогда в первый поступило лишь 31% предусмотренных средств, а во второй — вообще ничего не направили.
Запланированные средства для большинства федеральных проектов БКД в четвертом квартале обычно не сокращали. Исключением была только «Безопасность дорожного движения», но в в основном из‑за опережающего достижения целевых показателей. А добавляемые в четвертом квартале средства шли на наиболее крупные и важные инфраструктурные федеральные проекты: «Развитие федеральной магистральной сети» и «Региональную и местную дорожную сеть». Мы полагаем, что и в 2023 году сложившиеся закономерности вряд ли будут нарушены.
«Демографические» потери национальных проектов
Финансирование нацпроектов в третьем квартале 2023 года немного ускорилось. Если по итогам двух кварталов уровень бюджетного исполнения заметно отставал от прошлогоднего значения за тот же период (45,1% против 47,5%), то по итогам трех кварталов почти догнал аналогичный показатель годичной давности: 68,8% против 69,1%.
До 14 национальных проектов, в отношении которых Минфин публикует данные об исполнении (Минфин по‑прежнему не публикует данные по национальному проекту «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ на период до 2024 года». В этом исследовании данные по атомному нацпроекту также отсутствуют, но мы полагаем, что приведенная статистика отражает тренды по нацпроектам в целом), за это время довели свыше 1,99 трлн руб. Из-за более низкой планки вложений, чем в 2022‑м, в денежном выражении это на 10,2% меньше, чем за три квартала прошлого года.
Самый высокий уровень бюджетного исполнения, как и в предыдущие кварталы, показал национальный проект «Науки и университеты» (81,5%; 119 млрд руб.). Внутри него наиболее активно финансировали мероприятия по стимулированию сотрудничества вузов, научных организаций и компаний реального сектора экономики, а также проекты по исследованиям и разработкам в рамках Стратегии научно-технологического развития страны. Для этого национального проекта опережающие темпы финансирования были характерны и год назад (на начало октября 2022 года освоили 80,4% запланированных средств).
Минимальный уровень бюджетного исполнения по итогам трех кварталов зафиксирован у «Туризма и индустрии гостеприимства» (47,2%; 25,8 млрд руб.). Низкий уровень исполнения связан с медленным освоением средств на мероприятия по повышению доступности туристических продуктов и совершенствованию управления в сфере туризма. Вместе с тем, планку финансирования нацпроекта в третьем квартале не снизили, а наоборот увеличили: на 12,9%, до 54,7 млрд руб. Дополнительные средства хотят направить на развитие туристической инфраструктуры и совершенствование отраслевого управления.
Если говорить о 14 нацпроектах в целом, то ожидаемый объем федеральных расходов на них до конца года в третьем квартале сократили на 3,1% относительно более ранних планов, до 2,9 трлн руб. Вместе с тем, уменьшение финансирования коснулось только шести национальных проектов, а для трех из них — «Международной кооперации и экспорта», «Культуры» и «Здравоохранения» — оно было менее 1% и напоминало, скорее, корректировку планов.
Чуть заметнее урезали планируемые до конца года расходы на нацпроект «Производительность труда» (на 1,2%; до 5,1 млрд руб.) и «Науку и университеты» (на 2%; до 146 млрд руб.). А значительнее всего пересмотрели расходы на национальный проект «Демография», в которой должно поступить на 14,8% меньше средств, или на 136,2 млрд руб. (786,1 млрд руб.), чем было запланировано еще квартал назад. Сокращению средств подверглись федеральные проекты по финансовой поддержке семей при рождении детей и по содействию занятости, и на этом фоне немного добавили средств проекту, касающемуся старшего поколения.
Семи нацпроектам в течение третьего квартала, наоборот, увеличили планку федеральных вложений: среди них наиболее существенное увеличение коснулось уже упоминавшегося комплексного плана (рост на 17%, до 189,6 млрд руб.), «Туризма и индустрии гостеприимства» (на 12,9%; до 54,7 млрд руб.), а также «Цифровой экономики» (на 4,3%; до 135,6 млрд руб.). В последнем случае основной объем добавленных средств предусмотрели на федеральные проекты по информационной безопасности и цифровому государственному управлению.
«Цифровую экономику» можно считать нацпроектом, планы по финансированию которого за короткое время меняются особенно сильно и в противоположные стороны. Так, например, в течение второго квартала ей, наоборот, сократили финансирование и это было существеннее, чем для остальных нацпроектов (на 5,3%). При этом в отличие от прошлых лет, бюджетное исполнение этого нацпроекта находится на хорошем уровне, по итогам трех кварталов 2023‑го оно составило 62,5% (84,8 млрд руб.) — а год назад за тот же период было чуть больше 34,8%.
На наш взгляд, в отношении финансирования национальных проектов в четвертом квартале сохранится та же логика, что и в предыдущие годы. Добавлять средства на «финишной прямой» будут наиболее эффективным нацпроектам, а самым «проблемным» — их, наоборот, будут сокращать, повышая, тем самым, общий уровень бюджетного исполнения. Несмотря на то что Минэкономразвития в этом году выступало и с идеей запретить пересмотры госпрограмм и нацпроектов в четвертом квартале, соответствующее постановление так и не было принято.
Федеральные проекты в шаге от 100%
Два федеральных проекта из 75 входящих в состав нацпроектов к октябрю были профинансированы на 100%. Еще с конца июня первым стал входящий в состав комплексного плана федпроект «Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа — Западный Китай» (44,1 млрд руб.).
А к началу октября к нему добавилось выполненное на 100% «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (46,1 млрд руб.) из нацпроекта «Жилье и городская среда».
Федеральный проект «Цифровая культура» (нацпроект «Культура»), который в конце первого полугодия был исполнен на 99,7%, за третий квартал улучшил показатель до 99,9% (21,6 млрд руб.).
Федеральных проектов, которые за три квартала либо не начинали финансировать, либо их профинансировали на уровне менее 25%, относительно немного: лишь четыре, причем, три из них находятся в составе комплексного плана и один — в составе БКД. Год назад настолько же отстающих федеральных проектов было шесть и они принадлежали четырем нацпроектам.
Материал публикуется исключительно в информационных целях, не является профессиональной консультацией, рекламой и офертой, а также не может быть основанием для принятия инвестиционных решений. Приведенные данные, экспертные мнения и прогнозы актуальны на дату публикации и не носят исчерпывающий характер.