Новые нацпроекты: итоги первого полугодия 2025 года
Какие национальные проекты лидировали по бюджетному исполнению? Были ли среди них инфраструктурные нацпроекты? К финансированию каких мероприятий все еще не приступили?
Согласно данным Минфина, исполнение национального проекта «Эффективная транспортная система» в первом полугодии 2025 года составило 25,1%, из федерального бюджета он получил 35,9 млрд руб. Это лучше, чем было год назад у предшественника этого нацпроекта — комплексного плана (21,8%; 27,8 млрд руб.). Нынешнее исполнение могло быть более высоким, если бы не корректировка уже совершенных бюджетных расходов на проект «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей»: вместо описанных ранее, как выделенные, 16,2 млрд руб. в материалах Минфина с июня указывается 0,2 млрд руб., а его исполнение упало со 100% до 1,3%.
Самый высокий уровень бюджетного исполнения в «Эффективной транспортной системе» оставался у относительно небольших проектов: «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли» (100%, 0,022 млрд руб.) и «Цифровая трансформация транспортной отрасли» (57,1%; 0,3 млрд руб.). Из федпроектов с высокой долей инфраструктурных трат по темпам освоения федеральных средств лидировало «Развитие опорной сети внутренних водных путей» (52,1%; 4,3 млрд руб.). Самый низкий уровень исполнения в «Эффективной транспортной системе» был у «Развития опорной сети железных дорог» (0,13%; 521 тыс. руб.). Впрочем, еще квартал назад на этот проект не предусматривались федеральные средства.
Бюджетное исполнение национального проекта «Инфраструктура для жизни» в первом полугодии 2025 года составило 30,6% (380,5 млрд руб.). Для сравнения, до нацпроектов-предшественников — «Безопасных качественных дорог» и «Жилья и городской среды» — в первой половине прошлого года суммарно довели 42,8% средств. Более высокое исполнение годичной давности объясняется ускоренными вложениями в развитие региональной и местной дорожной сети и в жилищные мероприятия. При этом из-за различия в объемах планируемого финансирования в новый нацпроект направлено на 15,2% больше федеральных средств, чем в его предшественники в первой половине 2024‑го.
Среди федеральных проектов «Инфраструктуры для жизни» в первом полугодии 2025 года по бюджетному исполнению лидировало «Развитие инфраструктуры в населенных пунктах» (52,7%; 8,8 млрд руб). Профинансированному еще в начале года на 100% федеральному проекту «Новый ритм строительства» во втором квартале повысили планку финансирования в 13 раз, до 1,1 млрд руб., что вызвало снижение уровня исполнения. Нулевой уровень бюджетного исполнения в первом полугодии 2025 года наблюдался у «Развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла», который обычно финансируют досрочно крупными траншами. Ему тоже кратно повысили планку финансирования в 2025‑м году (в шесть раз, до 26,9 млрд руб.). Уровень финансирования федеральных проектов «Модернизация коммунальной инфраструктуры» и «Жилье» по итогам полугодия был низким: 6,5% и 1,2% соответственно.
Исполнение 19 национальных проектов по итогам первой половины 2025 года, по данным Минфина, достигло 46,1%, из федерального бюджета до них довели 2,78 трлн руб., что почти совпадало с темпами вложений в прежние нацпроекты год назад (45,9%). Самое высокое бюджетное исполнение в первом полугодии 2025‑го зафиксировано у нацпроекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» (67,2%; 73,8 млрд руб.). самое низкое — у «Развития космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» (0%). Из тех нацпроектов, до которых уже доводили бюджетные средства, минимальное исполнение наблюдалось у «Средств производства и автоматизации» (14%; 2,9 млрд руб.).
По итогам двух кварталов 2025 года лишь один федеральный проект оказался исполненным на 100% — «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли», входящий в нацпроект «Эффективная транспортная система». В первом квартале таких федеральных проектов было четыре, но двум из них повысили планку финансирования (добавили средств, которые доведут до конца года), а еще одному — по развитию ВСМ — пересмотрели фактические расходы. В свою очередь, количество федеральных проектов, в которые за полгода так и не направили бюджетные средства, достигло восьми против 17 в конце первого квартала. Общий объем финансирования федпроектов с нулевым исполнением составляет сейчас 39,1 млрд руб., почти 69% суммы приходится на «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла».
Во втором квартале планку финансирования нацпроектов на этот год повысили на 1,6%, до 6,04 трлн руб., относительно уровня, который был в конце первого квартала. Рост ожидаемых до конца года вложений коснулся девяти национальных проектов, наибольшим он был у «Международной кооперации и экспорта» (+29,9%, до 98,2 млрд руб.) из‑за повышения расходов на экспорт агропродукции. Планку финансирования оставили на прежнем уровне лишь у «Технологического обеспечения продовольственной безопасности». Снижение планируемого до конца года финансирования коснулось также девяти нацпроектов. Наибольшим оно было у «Промышленного обеспечение транспортной мобильности» (-37,1%, до 109,9 млрд руб.) и «Развития космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» (-100%, до 0 млрд руб.). В первом случае корректировка коснулась производства инновационного транспорта, судов и судового оборудования. Во втором — она, вероятно, связана с утверждением нацпроекта и, как следствие, пересмотром параметров финансирования.
«Эффективная транспортная система» и аномальный пересмотр
Согласно данным Минфина, в национальный проект «Эффективная транспортная система» (преемник транспортной части комплексного плана) в первом полугодии 2025 года поступило 35,9 млрд руб. федеральных средств. Бюджетное исполнение нового нацпроекта составило 25,1%.
Для сравнения, в первой половине 2024 года до комплексного плана довели 21,8% предусмотренных на год федеральных расходов (27,8 млрд руб.).
При этом во втором квартале 2025 года впервые произошел аномальный пересмотр уже совершенных вложений. С февраля Минфин сообщал 100%-ном исполнении федерального проекта «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей», в который из бюджета было направлено 16,2 млрд руб. Но на начало июня и на начало июля, по данным Минфина, его исполнение составило только 1,3% (211,7 млн руб.).
Мы направили обращение в министерство финансов с вопросом о причинах такого необычного пересмотра уже совершенных федеральных расходов. В министерстве сообщили, что источником данных для системы «Электронный бюджет» было Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор). На момент публикации исследования ответ от Росжелдора по поводу корректировки вложений получить не удалось.
Из-за такого пересмотра общее бюджетное исполнение «Эффективной транспортной системы» по итогам пяти месяцев 2025 года снизилось до 14,8%, хотя еще месяцем ранее составляло 20,5%. Самый большой объем федеральных средств во втором квартале поступил в нацпроект в июне (14,6 млрд руб.; или 10,6% от годового объема). Без пересмотра исполнение нацпроекта составило бы 36,2%, объем доведенных федеральных средств — 51,8 млрд руб.
Федеральные вложения в нацпроект «Эффективная транспортная система» и его исполнение в 2025 году
Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group
Досрочно исполненным на 100% по итогам первого полугодия 2025 года, согласно данным Минфина, был лишь один федеральный проект: «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли», в который поступили все запланированные 22 млн руб. Целью проекта является реализация образовательных программ и подготовка необходимых специалистов для транспортной сферы.
Среди остальных проектов лидером по исполнению оставался федеральный проект «Цифровая трансформация транспортной отрасли», в который перечислили около 0,3 млрд руб., или 57,1%. За минувший квартал ему тоже пересмотрели уже состоявшееся финансирование, но в значительно меньшей степени, чем в случае с проектом, касающимся ВСМ.
Среди федеральных проектов с высокой долей инфраструктурных расходов наибольшее бюджетное исполнение наблюдалось за шесть месяцев 2025 года у «Развития опорной сети внутренних водных путей». До него довели 52,1% запланированных до конца года средств или около 4,3 млрд руб. Это достаточно хороший результат для мероприятий, которые начали финансировать только в этом году.
Самый низкий уровень бюджетного исполнения зафиксирован у федерального проекта «Развитие опорной сети железных дорог», на который еще квартал назад не были распределены федеральные средства. По итогам полугодия 2025 года в проект из федерального бюджета довели чуть более 0,5 млн руб., или 0,13% от запланированной на год суммы, которая, впрочем, тоже невелика относительно других проектов (почти 400 млн руб.). Мы полагаем, что основная часть средств в проект будет направляться из внебюджетных источников, например, из инвестиционной программы РЖД.
Самый крупный федеральный проект в составе «Эффективной транспортной системы» — «Развитие Большого Северного морского пути» — профинансировали по итогам первой половины 2025 года на 36,2% (20,9 млрд руб.). Темпы финансирования удалось заметно ускорить, так как еще в первом квартале его исполнение было нулевым. Для сравнения, в прошлом году в мероприятия комплексного плана по развитию Севморпути к 1 июля направили 25,5% (14,3 млрд руб.).
Новый федеральный проект «Развитие опорной сети аэродромов» финансировали в первой половине 2025 года примерно с той же скоростью, как и «Развитие региональных аэропортов» год назад: бюджетное исполнение составило 28,4% против 29%. Но из‑за разной планки финансирования было доведено 7,3 млрд руб. против 12,4 млрд руб. соответственно.
Исполнение федеральных проектов нацпроекта «Эффективная транспортная система» в первом полугодии 2025 года
Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group
Объем ожидаемого до конца года финансирования нацпроекта «Эффективная транспортная система» во втором квартале 2025‑го уменьшили на 1,5% относительно начала апреля, до 143 млрд руб. (в первом квартале было увеличение на 4,2%).
Наиболее заметной корректировке подверглось плановое финансирование «Развития Большого Северного морского пути», его уменьшили на 4,5%, или на 2,7 млрд руб., до 57,9 млрд руб. Впрочем, в первом квартале планку финансирования этого федпроекта увеличили на 9,8% относительно утвержденной в законе о федеральном бюджете, поэтому новое изменение не означает сокращения изначально запланированных трат.
Незначительно (на 0,2%, до 25,9 млрд руб.) была уменьшена планка финансирования «Развитие опорной сети аэродромов» и настолько же повышены ожидаемые в течение года вложения в «Цифровую трансформацию транспортной отрасли» (+0,2%, до 501,2 млн руб.).
Повышение планки вложений во втором квартале 2025 года коснулось «Развития опорной сети внутренних водных путей» (+3,4%, до 8,2 млрд руб.), в первом квартале она также была увеличена (+3,7%). Это может быть связано с высоким бюджетным исполнением проекта в первом полугодии.
По итогам 2025 года федеральные расходы на национальный проект «Эффективная транспортная система» лишь на 0,2% могут превысить расходы на комплексный план в прошлом году. Впрочем, ситуация еще может измениться, так как наиболее значительные корректировки вложений традиционно происходят в третьем и четвертом кварталах и достаточно сильно зависят от успешности финансирования мероприятий в прошлые периоды.
«Инфраструктуру для жизни» притормозили жилье и ЖКХ
Согласно оперативным данным Минфина, бюджетное исполнение национального проекта «Инфраструктура для жизни» по итогам первого полугодия 2025 года составило 30,6%. Из федерального бюджета в него перечислили 380,5 млрд руб.
Это было на 15,2% больше, чем год назад направили в национальные проекты «Безопасные качественные дороги» и «Жилье и городскую среду» (330,2 млрд руб.), преемницей которых является «Инфраструктура для жизни». При этом общее бюджетное исполнение этих двух нацпроектов составило в первой половине 2024‑го 42,8%, то есть при более низкой планке вложений прошлогоднее финансирование было более ускоренным.
Кварталом ранее внутри нацпроекта лидером по бюджетному исполнению был федеральный проект «Новый ритм строительства», исполненный на 100%. Однако во втором квартале планку его финансирования увеличили почти в 13 раз, до 1,1 млрд руб. Это снизило уровень бюджетного исполнения «Нового ритма строительства» до 31,6% (в проект дополнительно перечислили еще более 260 млн руб.).
Федеральные вложения в нацпроект «Инфраструктура для жизни» и его исполнение в 2025 году
Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group
Новым лидером по бюджетному исполнению среди федеральных проектов «Инфраструктуры для жизни» в первой половине 2025 года стало «Развитие инфраструктуры в населенных пунктах». До него довели 52,7% запланированных средств, что соответствовало 8,8 млрд руб.
Среди автодорожных федеральных проектов наиболее высокие темпы освоения средств в первом полугодии были у «Региональной и местной дорожной сети» (42,9%; 146,1 млрд руб.). В крупнейший федеральный проект «Инфраструктуры для жизни» — «Развитие федеральной сети» — пришло 28,8% средств, или 192,6 млрд руб.
Суммарно в мероприятия «Инфраструктуры для жизни», ранее относившиеся к «Безопасным качественным дорогам», за шесть месяцев 2025 года вложили 346,1 млрд руб., или 33% от объема, запланированного на весь год. Год назад, исполнение проектов БКД составляло 41,8% (270,9 млрд руб.). Более быстрое доведение средств в прошлом году было связано с ускоренным финансированием развития региональной и местной дорожной сети, в мероприятия которой к 1 июля 2024‑го поступило почти 65% годовых вложений.
Исполнение федеральных проектов «Инфраструктуры для жизни», близких к прежнему нацпроекту «Жилье и городская среда» — «Жилье» и «Формирование комфортной городской среды» — составило в первом полугодии 2025 года 1,2% и 36% соответственно (0,5 млрд руб. и 21,6 млрд руб.). В прошлом году вложения в «Жилье» происходили более интенсивно, за полгода успели довести почти 56%. В свою очередь, темпы финансирования федерального проекта, посвященного городской среде, были такими же, как и сейчас (34,4%).
По итогам первого полугодия 2025 года в новый федеральный проект «Модернизация коммунальной инфраструктуры» направили 6,5% от годового объема средств или 3,1 млрд руб. Это лучше, чем в первом квартале (1,3%), и по‑прежнему характерно для финансирования мероприятий в первый год их реализации, когда еще не все исполнители выбраны, а процессы налажены.
Минимальный (нулевой) уровень бюджетного исполнения в первом полугодии 2025 года среди федпроектов «Инфраструктуры для жизни» вновь зафиксирован у «Развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла». При этом ему повысили планку вложений почти в шесть раз, до 26,9 млрд руб. С учетом увеличения планируемых расходов мы не видим угрозы неисполнения этого проекта, поскольку средства в него перечисляются из федерального бюджета крупными траншами и обычно досрочно.
Исполнение федеральных проектов нацпроекта «Инфраструктура для жизни» в первом полугодии 2025 года
Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group
Во втором квартале 2025 года планку ожидаемых федеральных вложений в нацпроект «Инфраструктура для жизни» повысили на 1,8%, до 1,24 трлн руб. В абсолютном выражении до него планируют довести на 21,6 млрд руб. больше, чем планировалось три месяца назад. Для сравнения, в первом квартале наблюдалось незначительное снижение планки финансирования этого нацпроекта (-0,3%).
Единственным федеральным проектом в «Инфраструктуре для жизни», которому плановые вложения уменьшили во втором квартале, стало «Развитие федеральной сети» (-1,1%, до 669,7 млрд руб.).
Увеличение планки финансирования до конца года зафиксировано у пяти проектов: «Новый ритм строительства» (в 13 раз, до 1,1 млрд руб.), «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (в шесть раз, до 26,9 млрд руб.), «Развитие общественного транспорта» (+5%, до 29,1 млрд руб.), «Модернизация коммунальной инфраструктуры» (+2,2%, до 47,7 млрд руб.) и «Региональная и местная дорожная сеть» (+0,9%, до 340,5 млрд руб.).
Общий объем средств, которые планируют потратить на национальный проект «Инфраструктура для жизни» в 2025 году, может оказаться на 43,8% больше, чем фактически вложили в «Безопасные качественные дороги» и «Жилье и городскую среду» в прошлом году. Однако, риски уменьшения финансирования ряда мероприятий в следующие два квартала пока сохраняются. Более высокими такие риски будут, скорее всего, у неавтодорожных проектов, а также у тех проектов, которые только начали реализовывать.
Новые нацпроекты между мобильностью и автоматизацией
По итогам первого полугодия 2025 года бюджетное исполнение 19 национальных проектов достигло 46,1%, что соответствует доведению 2,78 трлн руб. федеральных средств. Наиболее активно их перечисляли в апреле (почти 10,6% от годового объема, около 630 млрд руб.), наименьшая активность наблюдалась в мае (5,2% от годового объема, или 310,6 млрд руб.).
Год назад исполнение прежних 15 национальных проектов было почти на том же уровне — 45,9%, при этом из‑за значительной разницы в изначально запланированных расходах до них довели 1,41 трлн руб.
Общие федеральные вложения в национальные проекты и их исполнение в 2025 году
Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group
Наибольший уровень бюджетного исполнения в первом полугодии 2025 года — 67,2% — зафиксирован у национального проекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», в который направили 73,8 млрд руб. Активнее всего в его рамках финансировали разработку наукоемких технологий, ускоренную подготовку квалифицированных кадров в этой сфере, а также производство самолетов и вертолетов.
Бюджетное исполнение на уровне более 50% в первом полугодии 2025‑го наблюдалось также у национальных проектов «Кадры» (59,3%; 12 млрд руб.), «Молодежь и дети» (56,6%; 269,5 млрд руб.) и «Семья» (52,6%; 1,57 трлн руб.). Последний нацпроект является самым крупным по объемам финансирования, в нем присутствуют также регулярные бюджетные расходы.
В первом полугодии, согласно данным Минфина, не началось финансирование национального проекта «Развитие космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». В Роскосмосе сообщали, что нацпроект с финансированием в объеме 4,5 трлн руб. утвердили в июне. При этом объем его федерального финансирования в материалах Минфина на 1 июня и 1 июля 2025 года снизился до нуля (квартал назад планировали вложить 10 млрд руб.). «Обнуление» планки федеральных расходов на этот нацпроект, вероятно, может быть связано с тем, что объемы федеральных вложений в него еще уточнят, так как, по данным правительства, реализация новых инициатив начнется со следующего года.
Исполнение новых национальных проектов в первом полугодии 2025 года
Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group
Среди нацпроектов, средства в которые уже поступали, минимальный уровень бюджетного исполнения по итогам первой половины 2025 года был у «Средств производства и автоматизации» (14%; 2,9 млрд руб.), которые также отставали по темпам освоения средств в первом квартале. В рамках нацпроекта предполагается поддержка производства станков, промышленной робототехники, литейного и термического оборудования. У всех остальных нацпроектов исполнение было выше 25%.
Количество федеральных проектов, исполненных на 100%, по итогам двух кварталов 2025 года сократилось до одного (по итогам первого их было четыре). Единственным исполненным досрочно стал федпроект «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли» (нацпроект «Эффективная транспортная система»; 22 млн руб.). Остальным ранее профинансированным на 100% федеральным проектам либо увеличили планку финансирования, что привело к снижению уровня исполнения, либо — как в случае с «Развитием высокоскоростных железнодорожных магистралей» — пересмотрели объем уже осуществленных вложений.
Федеральных проектов, до которых бюджетные средства еще не дошли, по итогам полугодия и осталось восемь против 17 шт. в конце первого квартала. Общий объем запланированных на эти проекты расходов составляет 39,1 млрд руб., но почти 69% приходится на «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (нацпроект «Инфраструктура для жизни», 26,9 млрд руб.). Оставшиеся семь проектов в основном входят в промышленные национальные проекты.
Федеральные проекты с наибольшим и наименьшим исполнением в первом полугодии 2025 года
Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group
Среди 110 федеральных проектов к концу первого полугодия 2025 года обнаружилось три с нулевой планкой финансирования, то есть до конца года на них не предусмотрены средства. Это может означать реализацию этих проектов только за внебюджетный счет либо определение объема федерального финансирования в ближайшие месяцы.
К таким проектам относятся «Производство отечественной продукции для туристской индустрии» (нацпроект «Туризм и гостеприимство»), «Развитие отрасли редких и редкоземельных металлов» (нацпроект «Новые материалы и химия») и «Новые технологии и производства литий-ионных и постлитиевых систем накопления электроэнергии» (нацпроект «Новые атомные и энергетические технологии»). Последний федеральный проект — новый, он не упоминался в материалах Минфина квартал назад.
По нашей оценке, в целом финансирование новых нацпроектов пока шло относительно устойчиво. Низкие уровни исполнения (менее 25%) наблюдаются у федеральных проектов с общим объемом ожидаемых бюджетных вложений 404,3 млрд руб., что составляет 6,7% от предусмотренных на 2025 год расходов. То есть возможность профинансировать их остается достаточно высокой, но все будет зависеть от того, как будут налажены процессы в конкретных отраслях и ведомствах.
Как пересматривали расходы на новые нацпроекты во втором квартале 2025‑го?
Планку финансирование всех 19 национальных проектов на 2025 год в течение второго квартала повысили на 1,6%, до 6,04 трлн руб., по отношению к уровню на конец первого квартала. Это соответствует росту ожидаемых расходов в абсолютном выражении на 96,8 млрд руб. Кварталом ранее был также рост (+1%).
Увеличение ожидаемых до конца года федеральных расходов коснулось девяти национальных проектов. Наиболее значительным в относительном выражении оно было у нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» (+29,9%, до 98,2 млрд руб.), в абсолютном — у нацпроекта «Семья» (+154,9 млрд руб., +5,5%, до 2,99 трлн руб.). В первом случае заложены дополнительные средства на экспорт продукции агропромышленного комплекса, во втором — на поддержку семьи (в том числе через материнский капитал).
Не изменилась планка вложений только у одного национального проекта из 19‑ти — «Технологического обеспечения продовольственной безопасности».
Снижение ожидаемых в 2025 году федеральных расходов во втором квартале коснулось также девяти нацпроектов. Наиболее крупным в относительном выражении оно было у «Развития космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» (-100%), что, вероятно, связано с обновлением параметров проекта.
В абсолютном выражении сильнее всего уменьшили за второй квартал планку финансирования «Промышленного обеспечение транспортной мобильности» (-64,7 млрд руб., −37,1%, до 109,9 млрд руб.). Значительной корректировке будущего финансирования в этом проекте подверглась поддержка производства инновационного транспорта, а также судов и судового оборудования.
Пересмотр планового финансирования новых нацпроектов во втором квартале был более существенным, чем в первом. Заметное сокращение ожидаемого финансирования коснулось небольшой части проектов. В третьем и четвертом квартале процессы сокращения и перераспределения средств, если судить по опыту прошлых лет, будут более интенсивными.
Динамика изменения планов федерального финансирования нацпроектов во втором квартале 2025 года
Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group
Материал публикуется исключительно в информационных целях, не является профессиональной
консультацией, рекламой и офертой, а также не может быть основанием для принятия
инвестиционных решений. Приведенные данные, экспертные мнения и прогнозы актуальны на дату
публикации и не носят исчерпывающий характер.