17.07.2025

Новые нацпроекты: итоги первого полугодия 2025 года

Какие национальные проекты лидировали по бюджетному исполнению? Были ли среди них инфраструктурные нацпроекты? К финансированию каких мероприятий все еще не приступили?

PDF
Digest_dt
Digest_mob

Согласно данным Минфина, исполнение национального проекта «Эффективная транспортная система» в первом полугодии 2025 года составило 25,1%, из федерального бюджета он получил 35,9 млрд руб. Это лучше, чем было год назад у предшественника этого нацпроекта — комплексного плана (21,8%; 27,8 млрд руб.). Нынешнее исполнение могло быть более высоким, если бы не корректировка уже совершенных бюджетных расходов на проект «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей»: вместо описанных ранее, как выделенные, 16,2 млрд руб. в материалах Минфина с июня указывается 0,2 млрд руб., а его исполнение упало со 100% до 1,3%.

Самый высокий уровень бюджетного исполнения в «Эффективной транспортной системе» оставался у относительно небольших проектов: «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли» (100%, 0,022 млрд руб.) и «Цифровая трансформация транспортной отрасли» (57,1%; 0,3 млрд руб.). Из федпроектов с высокой долей инфраструктурных трат по темпам освоения федеральных средств лидировало «Развитие опорной сети внутренних водных путей» (52,1%; 4,3 млрд руб.). Самый низкий уровень исполнения в «Эффективной транспортной системе» был у «Развития опорной сети железных дорог» (0,13%; 521 тыс. руб.). Впрочем, еще квартал назад на этот проект не предусматривались федеральные средства.

Бюджетное исполнение национального проекта «Инфраструктура для жизни» в первом полугодии 2025 года составило 30,6% (380,5 млрд руб.). Для сравнения, до нацпроектов-предшественников — «Безопасных качественных дорог» и «Жилья и городской среды» — в первой половине прошлого года суммарно довели 42,8% средств. Более высокое исполнение годичной давности объясняется ускоренными вложениями в развитие региональной и местной дорожной сети и в жилищные мероприятия. При этом из-за различия в объемах планируемого финансирования в новый нацпроект направлено на 15,2% больше федеральных средств, чем в его предшественники в первой половине 2024‑го.

Среди федеральных проектов «Инфраструктуры для жизни» в первом полугодии 2025 года по бюджетному исполнению лидировало «Развитие инфраструктуры в населенных пунктах» (52,7%; 8,8 млрд руб). Профинансированному еще в начале года на 100% федеральному проекту «Новый ритм строительства» во втором квартале повысили планку финансирования в 13 раз, до 1,1 млрд руб., что вызвало снижение уровня исполнения. Нулевой уровень бюджетного исполнения в первом полугодии 2025 года наблюдался у «Развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла», который обычно финансируют досрочно крупными траншами. Ему тоже кратно повысили планку финансирования в 2025‑м году (в шесть раз, до 26,9 млрд руб.). Уровень финансирования федеральных проектов «Модернизация коммунальной инфраструктуры» и «Жилье» по итогам полугодия был низким: 6,5% и 1,2% соответственно.

Исполнение 19 национальных проектов по итогам первой половины 2025 года, по данным Минфина, достигло 46,1%, из федерального бюджета до них довели 2,78 трлн руб., что почти совпадало с темпами вложений в прежние нацпроекты год назад (45,9%). Самое высокое бюджетное исполнение в первом полугодии 2025‑го зафиксировано у нацпроекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» (67,2%; 73,8 млрд руб.). самое низкое — у «Развития космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» (0%). Из тех нацпроектов, до которых уже доводили бюджетные средства, минимальное исполнение наблюдалось у «Средств производства и автоматизации» (14%; 2,9 млрд руб.).

По итогам двух кварталов 2025 года лишь один федеральный проект оказался исполненным на 100% — «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли», входящий в нацпроект «Эффективная транспортная система». В первом квартале таких федеральных проектов было четыре, но двум из них повысили планку финансирования (добавили средств, которые доведут до конца года), а еще одному — по развитию ВСМ — пересмотрели фактические расходы. В свою очередь, количество федеральных проектов, в которые за полгода так и не направили бюджетные средства, достигло восьми против 17 в конце первого квартала. Общий объем финансирования федпроектов с нулевым исполнением составляет сейчас 39,1 млрд руб., почти 69% суммы приходится на «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла».

Во втором квартале планку финансирования нацпроектов на этот год повысили на 1,6%, до 6,04 трлн руб., относительно уровня, который был в конце первого квартала. Рост ожидаемых до конца года вложений коснулся девяти национальных проектов, наибольшим он был у «Международной кооперации и экспорта» (+29,9%, до 98,2 млрд руб.) из‑за повышения расходов на экспорт агропродукции. Планку финансирования оставили на прежнем уровне лишь у «Технологического обеспечения продовольственной безопасности». Снижение планируемого до конца года финансирования коснулось также девяти нацпроектов. Наибольшим оно было у «Промышленного обеспечение транспортной мобильности» (-37,1%, до 109,9 млрд руб.) и «Развития космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» (-100%, до 0 млрд руб.). В первом случае корректировка коснулась производства инновационного транспорта, судов и судового оборудования. Во втором — она, вероятно, связана с утверждением нацпроекта и, как следствие, пересмотром параметров финансирования.

«Эффективная транспортная система» и аномальный пересмотр

Согласно данным Минфина, в национальный проект «Эффективная транспортная система» (преемник транспортной части комплексного плана) в первом полугодии 2025 года поступило 35,9 млрд руб. федеральных средств. Бюджетное исполнение нового нацпроекта составило 25,1%.

Для сравнения, в первой половине 2024 года до комплексного плана довели 21,8% предусмотренных на год федеральных расходов (27,8 млрд руб.).

При этом во втором квартале 2025 года впервые произошел аномальный пересмотр уже совершенных вложений. С февраля Минфин сообщал 100%-ном исполнении федерального проекта «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей», в который из бюджета было направлено 16,2 млрд руб. Но на начало июня и на начало июля, по данным Минфина, его исполнение составило только 1,3% (211,7 млн руб.).

Мы направили обращение в министерство финансов с вопросом о причинах такого необычного пересмотра уже совершенных федеральных расходов. В министерстве сообщили, что источником данных для системы «Электронный бюджет» было Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор). На момент публикации исследования ответ от Росжелдора по поводу корректировки вложений получить не удалось.

Из-за такого пересмотра общее бюджетное исполнение «Эффективной транспортной системы» по итогам пяти месяцев 2025 года снизилось до 14,8%, хотя еще месяцем ранее составляло 20,5%. Самый большой объем федеральных средств во втором квартале поступил в нацпроект в июне (14,6 млрд руб.; или 10,6% от годового объема). Без пересмотра исполнение нацпроекта составило бы 36,2%, объем доведенных федеральных средств — 51,8 млрд руб.

Федеральные вложения в нацпроект «Эффективная транспортная система» и его исполнение в 2025 году
Федеральные вложения в нацпроект «Эффективная транспортная система» и его исполнение в 2025 году

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Досрочно исполненным на 100% по итогам первого полугодия 2025 года, согласно данным Минфина, был лишь один федеральный проект: «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли», в который поступили все запланированные 22 млн руб. Целью проекта является реализация образовательных программ и подготовка необходимых специалистов для транспортной сферы.

Среди остальных проектов лидером по исполнению оставался федеральный проект «Цифровая трансформация транспортной отрасли», в который перечислили около 0,3 млрд руб., или 57,1%. За минувший квартал ему тоже пересмотрели уже состоявшееся финансирование, но в значительно меньшей степени, чем в случае с проектом, касающимся ВСМ.

Среди федеральных проектов с высокой долей инфраструктурных расходов наибольшее бюджетное исполнение наблюдалось за шесть месяцев 2025 года у «Развития опорной сети внутренних водных путей». До него довели 52,1% запланированных до конца года средств или около 4,3 млрд руб. Это достаточно хороший результат для мероприятий, которые начали финансировать только в этом году.

Самый низкий уровень бюджетного исполнения зафиксирован у федерального проекта «Развитие опорной сети железных дорог», на который еще квартал назад не были распределены федеральные средства. По итогам полугодия 2025 года в проект из федерального бюджета довели чуть более 0,5 млн руб., или 0,13% от запланированной на год суммы, которая, впрочем, тоже невелика относительно других проектов (почти 400 млн руб.). Мы полагаем, что основная часть средств в проект будет направляться из внебюджетных источников, например, из инвестиционной программы РЖД.

Самый крупный федеральный проект в составе «Эффективной транспортной системы» — «Развитие Большого Северного морского пути» — профинансировали по итогам первой половины 2025 года на 36,2% (20,9 млрд руб.). Темпы финансирования удалось заметно ускорить, так как еще в первом квартале его исполнение было нулевым. Для сравнения, в прошлом году в мероприятия комплексного плана по развитию Севморпути к 1 июля направили 25,5% (14,3 млрд руб.).

Новый федеральный проект «Развитие опорной сети аэродромов» финансировали в первой половине 2025 года примерно с той же скоростью, как и «Развитие региональных аэропортов» год назад: бюджетное исполнение составило 28,4% против 29%. Но из‑за разной планки финансирования было доведено 7,3 млрд руб. против 12,4 млрд руб. соответственно.

Исполнение федеральных проектов нацпроекта «Эффективная транспортная система» в первом полугодии 2025 года
Исполнение федеральных проектов нацпроекта «Эффективная транспортная система» в первом полугодии 2025 года

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Объем ожидаемого до конца года финансирования нацпроекта «Эффективная транспортная система» во втором квартале 2025‑го уменьшили на 1,5% относительно начала апреля, до 143 млрд руб. (в первом квартале было увеличение на 4,2%).

Наиболее заметной корректировке подверглось плановое финансирование «Развития Большого Северного морского пути», его уменьшили на 4,5%, или на 2,7 млрд руб., до 57,9 млрд руб. Впрочем, в первом квартале планку финансирования этого федпроекта увеличили на 9,8% относительно утвержденной в законе о федеральном бюджете, поэтому новое изменение не означает сокращения изначально запланированных трат.

Незначительно (на 0,2%, до 25,9 млрд руб.) была уменьшена планка финансирования «Развитие опорной сети аэродромов» и настолько же повышены ожидаемые в течение года вложения в «Цифровую трансформацию транспортной отрасли» (+0,2%, до 501,2 млн руб.).

Повышение планки вложений во втором квартале 2025 года коснулось «Развития опорной сети внутренних водных путей» (+3,4%, до 8,2 млрд руб.), в первом квартале она также была увеличена (+3,7%). Это может быть связано с высоким бюджетным исполнением проекта в первом полугодии.

По итогам 2025 года федеральные расходы на национальный проект «Эффективная транспортная система» лишь на 0,2% могут превысить расходы на комплексный план в прошлом году. Впрочем, ситуация еще может измениться, так как наиболее значительные корректировки вложений традиционно происходят в третьем и четвертом кварталах и достаточно сильно зависят от успешности финансирования мероприятий в прошлые периоды.

Как финансировали новые национальные проекты в прошлом квартале, можно узнать в аналитическом обзоре «Новые нацпроекты: итоги первого квартала 2025 года».

«Инфраструктуру для жизни» притормозили жилье и ЖКХ

Согласно оперативным данным Минфина, бюджетное исполнение национального проекта «Инфраструктура для жизни» по итогам первого полугодия 2025 года составило 30,6%. Из федерального бюджета в него перечислили 380,5 млрд руб.

Это было на 15,2% больше, чем год назад направили в национальные проекты «Безопасные качественные дороги» и «Жилье и городскую среду» (330,2 млрд руб.), преемницей которых является «Инфраструктура для жизни». При этом общее бюджетное исполнение этих двух нацпроектов составило в первой половине 2024‑го 42,8%, то есть при более низкой планке вложений прошлогоднее финансирование было более ускоренным.

Кварталом ранее внутри нацпроекта лидером по бюджетному исполнению был федеральный проект «Новый ритм строительства», исполненный на 100%. Однако во втором квартале планку его финансирования увеличили почти в 13 раз, до 1,1 млрд руб. Это снизило уровень бюджетного исполнения «Нового ритма строительства» до 31,6% (в проект дополнительно перечислили еще более 260 млн руб.).

Федеральные вложения в нацпроект «Инфраструктура для жизни» и его исполнение в 2025 году
Федеральные вложения в нацпроект «Инфраструктура для жизни» и его исполнение в 2025 году

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Новым лидером по бюджетному исполнению среди федеральных проектов «Инфраструктуры для жизни» в первой половине 2025 года стало «Развитие инфраструктуры в населенных пунктах». До него довели 52,7% запланированных средств, что соответствовало 8,8 млрд руб.

Среди автодорожных федеральных проектов наиболее высокие темпы освоения средств в первом полугодии были у «Региональной и местной дорожной сети» (42,9%; 146,1 млрд руб.). В крупнейший федеральный проект «Инфраструктуры для жизни» — «Развитие федеральной сети» — пришло 28,8% средств, или 192,6 млрд руб.

Суммарно в мероприятия «Инфраструктуры для жизни», ранее относившиеся к «Безопасным качественным дорогам», за шесть месяцев 2025 года вложили 346,1 млрд руб., или 33% от объема, запланированного на весь год. Год назад, исполнение проектов БКД составляло 41,8% (270,9 млрд руб.). Более быстрое доведение средств в прошлом году было связано с ускоренным финансированием развития региональной и местной дорожной сети, в мероприятия которой к 1 июля 2024‑го поступило почти 65% годовых вложений.

Исполнение федеральных проектов «Инфраструктуры для жизни», близких к прежнему нацпроекту «Жилье и городская среда» — «Жилье» и «Формирование комфортной городской среды» — составило в первом полугодии 2025 года 1,2% и 36% соответственно (0,5 млрд руб. и 21,6 млрд руб.). В прошлом году вложения в «Жилье» происходили более интенсивно, за полгода успели довести почти 56%. В свою очередь, темпы финансирования федерального проекта, посвященного городской среде, были такими же, как и сейчас (34,4%).

По итогам первого полугодия 2025 года в новый федеральный проект «Модернизация коммунальной инфраструктуры» направили 6,5% от годового объема средств или 3,1 млрд руб. Это лучше, чем в первом квартале (1,3%), и по‑прежнему характерно для финансирования мероприятий в первый год их реализации, когда еще не все исполнители выбраны, а процессы налажены.

Минимальный (нулевой) уровень бюджетного исполнения в первом полугодии 2025 года среди федпроектов «Инфраструктуры для жизни» вновь зафиксирован у «Развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла». При этом ему повысили планку вложений почти в шесть раз, до 26,9 млрд руб. С учетом увеличения планируемых расходов мы не видим угрозы неисполнения этого проекта, поскольку средства в него перечисляются из федерального бюджета крупными траншами и обычно досрочно.

Исполнение федеральных проектов нацпроекта «Инфраструктура для жизни» в первом полугодии 2025 года
Исполнение федеральных проектов нацпроекта «Инфраструктура для жизни» в первом полугодии 2025 года

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Во втором квартале 2025 года планку ожидаемых федеральных вложений в нацпроект «Инфраструктура для жизни» повысили на 1,8%, до 1,24 трлн руб. В абсолютном выражении до него планируют довести на 21,6 млрд руб. больше, чем планировалось три месяца назад. Для сравнения, в первом квартале наблюдалось незначительное снижение планки финансирования этого нацпроекта (-0,3%).

Единственным федеральным проектом в «Инфраструктуре для жизни», которому плановые вложения уменьшили во втором квартале, стало «Развитие федеральной сети» (-1,1%, до 669,7 млрд руб.).

Увеличение планки финансирования до конца года зафиксировано у пяти проектов: «Новый ритм строительства» (в 13 раз, до 1,1 млрд руб.), «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (в шесть раз, до 26,9 млрд руб.), «Развитие общественного транспорта» (+5%, до 29,1 млрд руб.), «Модернизация коммунальной инфраструктуры» (+2,2%, до 47,7 млрд руб.) и «Региональная и местная дорожная сеть» (+0,9%, до 340,5 млрд руб.).

Общий объем средств, которые планируют потратить на национальный проект «Инфраструктура для жизни» в 2025 году, может оказаться на 43,8% больше, чем фактически вложили в «Безопасные качественные дороги» и «Жилье и городскую среду» в прошлом году. Однако, риски уменьшения финансирования ряда мероприятий в следующие два квартала пока сохраняются. Более высокими такие риски будут, скорее всего, у неавтодорожных проектов, а также у тех проектов, которые только начали реализовывать.

Новые нацпроекты между мобильностью и автоматизацией

По итогам первого полугодия 2025 года бюджетное исполнение 19 национальных проектов достигло 46,1%, что соответствует доведению 2,78 трлн руб. федеральных средств. Наиболее активно их перечисляли в апреле (почти 10,6% от годового объема, около 630 млрд руб.), наименьшая активность наблюдалась в мае (5,2% от годового объема, или 310,6 млрд руб.).

Год назад исполнение прежних 15 национальных проектов было почти на том же уровне — 45,9%, при этом из‑за значительной разницы в изначально запланированных расходах до них довели 1,41 трлн руб.

Общие федеральные вложения в национальные проекты и их исполнение в 2025 году
Общие федеральные вложения в национальные проекты и их исполнение в 2025 году

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Наибольший уровень бюджетного исполнения в первом полугодии 2025 года — 67,2% — зафиксирован у национального проекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», в который направили 73,8 млрд руб. Активнее всего в его рамках финансировали разработку наукоемких технологий, ускоренную подготовку квалифицированных кадров в этой сфере, а также производство самолетов и вертолетов.

Бюджетное исполнение на уровне более 50% в первом полугодии 2025‑го наблюдалось также у национальных проектов «Кадры» (59,3%; 12 млрд руб.), «Молодежь и дети» (56,6%; 269,5 млрд руб.) и «Семья» (52,6%; 1,57 трлн руб.). Последний нацпроект является самым крупным по объемам финансирования, в нем присутствуют также регулярные бюджетные расходы.

В первом полугодии, согласно данным Минфина, не началось финансирование национального проекта «Развитие космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». В Роскосмосе сообщали, что нацпроект с финансированием в объеме 4,5 трлн руб. утвердили в июне. При этом объем его федерального финансирования в материалах Минфина на 1 июня и 1 июля 2025 года снизился до нуля (квартал назад планировали вложить 10 млрд руб.). «Обнуление» планки федеральных расходов на этот нацпроект, вероятно, может быть связано с тем, что объемы федеральных вложений в него еще уточнят, так как, по данным правительства, реализация новых инициатив начнется со следующего года.

Исполнение новых национальных проектов в первом полугодии 2025 года
Исполнение новых национальных проектов в первом полугодии 2025 года

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Среди нацпроектов, средства в которые уже поступали, минимальный уровень бюджетного исполнения по итогам первой половины 2025 года был у «Средств производства и автоматизации» (14%; 2,9 млрд руб.), которые также отставали по темпам освоения средств в первом квартале. В рамках нацпроекта предполагается поддержка производства станков, промышленной робототехники, литейного и термического оборудования. У всех остальных нацпроектов исполнение было выше 25%.

Количество федеральных проектов, исполненных на 100%, по итогам двух кварталов 2025 года сократилось до одного (по итогам первого их было четыре). Единственным исполненным досрочно стал федпроект «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли» (нацпроект «Эффективная транспортная система»; 22 млн руб.). Остальным ранее профинансированным на 100% федеральным проектам либо увеличили планку финансирования, что привело к снижению уровня исполнения, либо — как в случае с «Развитием высокоскоростных железнодорожных магистралей» — пересмотрели объем уже осуществленных вложений.

Федеральных проектов, до которых бюджетные средства еще не дошли, по итогам полугодия и осталось восемь против 17 шт. в конце первого квартала. Общий объем запланированных на эти проекты расходов составляет 39,1 млрд руб., но почти 69% приходится на «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (нацпроект «Инфраструктура для жизни», 26,9 млрд руб.). Оставшиеся семь проектов в основном входят в промышленные национальные проекты.

Федеральные проекты с наибольшим и наименьшим исполнением в первом полугодии 2025 года
Федеральные проекты с наибольшим и наименьшим исполнением в первом полугодии 2025 года

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Среди 110 федеральных проектов к концу первого полугодия 2025 года обнаружилось три с нулевой планкой финансирования, то есть до конца года на них не предусмотрены средства. Это может означать реализацию этих проектов только за внебюджетный счет либо определение объема федерального финансирования в ближайшие месяцы.

К таким проектам относятся «Производство отечественной продукции для туристской индустрии» (нацпроект «Туризм и гостеприимство»), «Развитие отрасли редких и редкоземельных металлов» (нацпроект «Новые материалы и химия») и «Новые технологии и производства литий-ионных и постлитиевых систем накопления электроэнергии» (нацпроект «Новые атомные и энергетические технологии»). Последний федеральный проект — новый, он не упоминался в материалах Минфина квартал назад.

По нашей оценке, в целом финансирование новых нацпроектов пока шло относительно устойчиво. Низкие уровни исполнения (менее 25%) наблюдаются у федеральных проектов с общим объемом ожидаемых бюджетных вложений 404,3 млрд руб., что составляет 6,7% от предусмотренных на 2025 год расходов. То есть возможность профинансировать их остается достаточно высокой, но все будет зависеть от того, как будут налажены процессы в конкретных отраслях и ведомствах.

Как пересматривали расходы на новые нацпроекты во втором квартале 2025‑го?

Планку финансирование всех 19 национальных проектов на 2025 год в течение второго квартала повысили на 1,6%, до 6,04 трлн руб., по отношению к уровню на конец первого квартала. Это соответствует росту ожидаемых расходов в абсолютном выражении на 96,8 млрд руб. Кварталом ранее был также рост (+1%).

Увеличение ожидаемых до конца года федеральных расходов коснулось девяти национальных проектов. Наиболее значительным в относительном выражении оно было у нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» (+29,9%, до 98,2 млрд руб.), в абсолютном — у нацпроекта «Семья» (+154,9 млрд руб., +5,5%, до 2,99 трлн руб.). В первом случае заложены дополнительные средства на экспорт продукции агропромышленного комплекса, во втором — на поддержку семьи (в том числе через материнский капитал).

Не изменилась планка вложений только у одного национального проекта из 19‑ти — «Технологического обеспечения продовольственной безопасности».

Снижение ожидаемых в 2025 году федеральных расходов во втором квартале коснулось также девяти нацпроектов. Наиболее крупным в относительном выражении оно было у «Развития космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» (-100%), что, вероятно, связано с обновлением параметров проекта.

В абсолютном выражении сильнее всего уменьшили за второй квартал планку финансирования «Промышленного обеспечение транспортной мобильности» (-64,7 млрд руб., −37,1%, до 109,9 млрд руб.). Значительной корректировке будущего финансирования в этом проекте подверглась поддержка производства инновационного транспорта, а также судов и судового оборудования.

Пересмотр планового финансирования новых нацпроектов во втором квартале был более существенным, чем в первом. Заметное сокращение ожидаемого финансирования коснулось небольшой части проектов. В третьем и четвертом квартале процессы сокращения и перераспределения средств, если судить по опыту прошлых лет, будут более интенсивными.

Динамика изменения планов федерального финансирования нацпроектов во втором квартале 2025 года
Динамика изменения планов федерального финансирования нацпроектов во втором квартале 2025 года

Источник: данные Минфина, расчеты и анализ Sherpa Group

Материал публикуется исключительно в информационных целях, не является профессиональной консультацией, рекламой и офертой, а также не может быть основанием для принятия инвестиционных решений. Приведенные данные, экспертные мнения и прогнозы актуальны на дату публикации и не носят исчерпывающий характер.